Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
18 комментариев«Решение было принято давно»
В отношении ОЗПП возбудили дело о клевете
Жалующиеся на нарушения в храме Христа Спасителя сами стали объектом жалоб. В отношении Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) заведено производство по обвинению в клевете: оно, по мнению прокуратуры, опорочило деловую репутацию Фонда храма Христа Спасителя. ОЗПП утверждало, что Фонд использует территорию храма не по целевому назначению.
Столичная прокуратура завершила проверку по обращению руководства Фонда храма Христа Спасителя, которое жаловалось на клевету со стороны Общества защиты прав потребителей (ОЗПП). И в этом надзорное ведомство заявителя поддержало, возбудив в отношении президента ОЗПП Михаила Аншакова административное дело.
Наше утверждение, что Фонд использует помещения комплекса не по целевому назначению, прокуратура называет клеветой
«Прокуратура города провела проверку информации, размещенной 24 июля 2012 г. на сайте Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» в отношении Фонда храма Христа Спасителя.
Установлено, что сведения, изложенные общественной организацией, носят заведомо ложный характер и порочат деловую репутацию.
Сегодня, 18 сентября 2012 г., прокуратура города возбудила в отношении Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» и ее председателя два дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.60 КоАП РФ (клевета).
В ближайшее время материалы будут направлены для рассмотрения в мировой суд судебного участка № 375 района Арбат г. Москвы», – говорится в сообщении Московской городской прокуратуры.
«Сегодня я пришел по вызову в прокуратуру Москвы, – рассказал Аншаков газете ВЗГЛЯД. – Полчаса беседовали на отвлеченные темы с помощником прокурора, потом быстренько набросали объяснительную. Кроме того, я представил документы, которые просила прокуратура. Через полчаса после этого я думал, что уже все закончили, и собрался домой. И тут прокурор говорит «подождите, сейчас распечатаем постановление». Нажимает на кнопочку и распечатывает два постановления об административном правонарушении. То есть фактически оно было заранее готово, мой визит не требовался, решение было принято давно, все формулировки о моей виновности уже поставлены.
Мне вручили два постановления: одно в отношении меня как физического лица, другое – в отношении ОЗПП как юридического лица. Второе намного забавнее: в нем говорится, что одно юридическое лицо – Общество защиты прав потребителей – оклеветало другое юридическое лицо – Фонд храма Христа Спасителя. Но клевета не может быть в отношении юридического лица, и юридическое лицо – не субъект этого правонарушения в КоАП. Юридическое лицо не может оклеветать другое юридическое лицо, но в постановлении говорится именно так».
- Суд отказался признать незаконной торговлю в храме Христа Спасителя
- Генпрокуратуру попросили проверить ОЗПП на экстремизм
- Храм Христа Спасителя пожаловался на потребителей прокурорам
- Торговлю в храме Христа Спасителя потребовали признать незаконной
- Церковь открещивается от бизнеса в храме Христа Спасителя
«Наше утверждение, что Фонд использует помещения комплекса не по целевому назначению, прокуратура называет клеветой», – резюмировал председатель ОЗПП.
Напомним, речь идет о публикации Общества защиты прав потребителей. 24 июля на сайте общества появилась статья «ОЗПП просит компетентные органы проверить деятельность Фонда храма Христа Спасителя». В ней, в частности, говорится, что «в пользование Подворью для ведения религиозной деятельности переданы помещения общей площадью 3697,27 кв. метров, то есть менее 7% общей площади храма». «Остальные помещения площадью 51994,73 кв. метра, то есть более 93% общей площади храма, используются в иных целях, в том числе для размещения на этой территории многочисленных коммерческих фирм».
«Очевидно, что деятельность данных фирм не имеет ничего общего с уставными задачами некоммерческой организации «Фонд храма Христа Спасителя». Соответственно, есть основания полагать, что помещения, в нарушение Распоряжения мэра Москвы № 703-РП от 15.04.2004 года, переданы им незаконно и используются не по целевому назначению. Кроме того, из бюджета города Москвы Фонду храма Христа Спасителя ежегодно выделяются значительные суммы на поддержание храма. В 2006 году фонд получил от города 140 миллионов рублей, в 2007 году – 170 миллионов рублей, в 2011 году – 217 миллионов рублей, в 2012 году уже выделено 372 миллиона рублей. Выделение столь значительных бюджетных средств на поддержание помещений, фактически занимаемых многочисленными коммерческими фирмами, тогда как религиозная деятельность осуществляется только на территории менее 7% от общей площади храма, вызывает сомнения в том, что данные средства расходуются по целевому назначению», – говорится в статье.
Эти заявления руководство Фонда храма Христа Спасителя решило опровергнуть с привлечением государства. «Мы считаем, что изложенные сведения порочат деловую репутацию фонда, и просим прокуратуру привлечь виновных к установленной законом ответственности», – озвучил свою позицию в интервью газете «Коммерсантъ» заместитель исполнительного директора Фонда храма Христа Спасителя Сергей Семененко.
«7% площадей, о которых пишут представители ОЗПП, – помещения, занимаемые персоналом Патриаршего подворья, а про собственно культовые помещения, то есть храм Христа Спасителя, Преображенскую церковь, наши оппоненты забыли упомянуть. В аренду сдается всего лишь 3,5% помещений комплекса», – заявил он. «В статье содержится утверждение о нецелевом использовании средств, полученных в форме добровольных пожертвований. Причем автор не представил ни одного доказательства совершения «масштабной аферы» и других событий в реальности», – говорил Семененко.
«В этой статье никакой прямой клеветы или действий, которые можно охарактеризовать как клевету, в принципе нет, – возражает Аншаков. – Там говорится о том, что мы просим прокуратуру провести проверку этих фактов. Мы не утверждаем, что эти факты – истина в последней инстанции, мы прикладываем документы и просим прокуратуру дать правовую оценку».
Он отметил, что по заявлению с просьбой проверить деятельность Фонда, которое они направляли в прокуратуру еще раньше, решения пока нет: «Наше заявление они оставили в Хамовнической межрайонной прокуратуре, а она отправила его в Госкомиссию по контролю за использованием помещений, находящихся в муниципальной собственности. Окончательного заключения по нему пока нет. А по заявлению руководства Фонда решение уже принято, мы уже клеветники».
Михаил Аншаков обратил также внимание, что статья Административного кодекса, по которой в отношении него возбудили дело, больше не имеет силы в связи с криминализацией этого деяния: «В КоАП есть ст. 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении». Там говорится, что если на момент возбуждения дела само правонарушение перестало быть административным по какой-то причине, дело не может быть возбуждено. А сейчас это уже не административное правонарушение (в июле юридическое понятие «клевета» вновь перекочевало в Уголовный кодекс – прим. ВЗГЛЯД), статья 5.60 КоАП уже не действует».
«Мы будем ставить вопрос о дисциплинарной ответственности прокурора, который подписал это постановление. Фактически они придали закону обратную силу», – считает он.
«Либо это делалось в такой жуткой спешке, что они сами запутались и у них не хватило компетентности разобраться во всем, либо это был приказ, который они не могли не выполнить», – предположил Аншаков.
Он не исключил, что в отношении него может быть инициировано и уголовное преследование. «Мы считаем, что закон и правда на нашей стороне. Действительно, в храме Христа Спасителя творятся абсолютно безобразные вещи. Он действительно превращен в бизнес-центр, хотя когда в 90-е годы он строился, люди по всей стране сдавали деньги на строительство именно храма, культового сооружения, а не на бизнес-центр, где химчистки, автостоянки, автомойки, и заправляет всем господин Поддевалин (исполнительный директор Фонда Василий Поддевалин – прим. ВЗГЛЯД) со своими сыном и дочерью», – заключил председатель ОЗПП.
Напомним, 4 июня ОЗПП подавало иск в суд в связи с торговлей и оказанием услуг на территории храма, которые, по мнению ОЗПП, ведутся с нарушениями.
Такие услуги, считают в ОЗПП, должны регулироваться светским законодательством. Фактически, на территории храма действует бизнес-центр, предоставляющий потребителям широкий спектр коммерческих предложений, однако вопреки закону «О защите прав потребителей» и Правилам продажи отдельных видов товаров на здании отсутствует вывеска с информацией о продавце, его наименовании, месте нахождения и режиме работы, говорится в исковом заявлении.
Претензии были отклонены: ответчик заявил, что в храме ведется не торговля, а благотворительность – на ценниках указана не собственно цена, а рекомендуемый размер пожертвования. Суд принял эти доводы.
В то же время в Русской православной церкви (РПЦ) отмечали, что храм не принадлежит ей и что церковь только арендует эти помещения. Поэтому Патриаршее подворье является ненадлежащим ответчиком по иску Общества защиты прав потребителей, все претензии должны предъявляться Фонду храма Христа Спасителя.
Фонд храма Христа Спасителя был основан еще в начале 1990-х годов и назывался тогда Фондом финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя. С 1994-го по 2002 год на счета этой организации поступали деньги от сотен тысяч российских граждан и от коммерческих структур. В 2000 году храм был достроен, символически передан РПЦ, объем пожертвований резко сократился. Фонд переименовали, храм отдали в его управление, и с тех пор фонд зарабатывает деньги на всем, что не относится к культовой части памятника.