Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
11 августа 2011, 22:33 • Общество

«Чтобы изучали еще до приезда к нам»

Никита Мкртчян: Приезжают люди, мало знающие русский

«Чтобы изучали еще до приезда к нам»
@ fmsmoscow.ru

Tекст: Роман Крецул

«Если человек не знает языка, он замыкается в своей этнической общине. Это грозит сегрегацией, сегментацией общин, их закрытостью. От этого нужно уходить всеми возможными способами», – заявил газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник центра демографических исследований ГУ ВШЭ Никита Мкртчян, комментируя идею проверять знание иммигрантами русского языка.

При получении вида на жительство в России будет учитываться уровень владения претендентов русским языком, заявила в четверг заместитель директора ФМС Екатерина Егорова. «В настоящее время рассматривается возможность введения балльной системы для тех, кто будет получать вид на жительство в России. Одним из элементов этой системы будет владение русским языком», – заявила она. Чиновник пояснила, что «это не будет каким-то дополнительным элементом, а будет учитываться в ходе прохождения общей процедуры».

Это будет не единственным основанием, но будет давать человеку определенные преимущества

Прокомментировать нововведения газета ВЗГЛЯД попросила ведущего научного сотрудника центра демографических исследований Института демографии ГУ ВШЭ, члена Научного совета ФМС России Никиту Мкртчяна.

ВЗГЛЯД: Никита Владимирович, как вы относитесь к идее проверять знание русского языка у желающих получить вид на жительство в России?

Никита Мкртчян: Это одна из приоритетных мер, которые нужно принимать уже сейчас. Если человек не знает русского языка или знает его плохо, то все остальные интеграционные процедуры в отношении него затруднительны. И ему самому трудно, не зная языка, встраиваться в социум. Если он не знает языка, он замыкается в своей этнической общине. Это грозит сегрегацией, сегментацией мигрантских общин, их закрытостью. Со временем это может стать фактором напряженности, в крупных городах будут формироваться этнические анклавы. Слава Богу, пока у нас такого так широко нет. И нам не нужно к этому приближаться.

По мнению Никиты Мкртчяна, тестирование иммигрантов на знание  русского языка является одной из приоритетных мер (фото:  demoscope.ru)

По мнению Никиты Мкртчяна, тестирование иммигрантов на знание русского языка является одной из приоритетных мер (фото: demoscope.ru)

Сейчас к нам идет не тот поток мигрантов, который был в 90-м году: сейчас приезжают люди, мало знающие русский язык. В Средней Азии, например, не изучают русский язык в школе.

Мы должны стимулировать, чтобы люди изучали язык еще до приезда к нам. Параллельно должна существовать система поддержки русского языка за рубежом. Это будет способствовать развитию русских школ в тех же самых среднеазиатских государствах.

Кроме того, когда человек к нам приезжает, это не значит, что он к нам уже иммигрировал. Он может приезжать в качестве временного работника. Так вот, человек, пока находится в России на временной работе, может совершенствовать русский язык. Для этого нужно создать целую инфраструктуру, допустим, обучать этих людей в вечерних школах.

ВЗГЛЯД: Как может выглядеть система, о которой говорят в ФМС?

Н. М.: Возможно, это будет какое-то собеседование, возможно, будет что-то наподобие TOEFL, который сдают изучающие английский язык. Должен быть разработан стандарт знания русского языка. Человек может проходить тест в каком-то представительстве России за рубежом еще до иммиграции или приезда на работу – при посольстве или Росзарубежцентре. И здесь, в России, тоже, наверное, можно будет сдавать при различных культурных центрах.

ВЗГЛЯД: И сертификат, полученный по итогам тестирования, станет одним из оснований получения вида на жительство?

Н. М.: Это будет не единственным основанием, но будет давать человеку определенные преимущества. Если балльная система будет работать, то какие-то баллы человек сможет получить при наличии высшего образования, тем более полученного в России или в российском институте за рубежом. Это плюс. Владение какой-то определенной специальностью – плюс. Наличие родственников, недвижимости в России – все это будет рассматриваться. Если посмотреть, например, канадскую балльную систему, там много критериев начисления баллов, и в их числе есть знание языка.

ВЗГЛЯД: Вы допускаете, что сертификаты будут получать люди, которые по-русски двух слов не могут связать?

Н. М.: Надо сделать, чтобы система была прозрачна, контролировалась, чтобы можно было еще раз проверить знания. Например, человек приходит с сертификатом, полученным за рубежом. При решении вопроса о получении вида на жительство, к примеру, можно его еще раз протестировать.

Если чиновник, принимающий документы, сомневается, что человек, который их сдает, владеет русским языком, он должен еще раз направить его на дополнительное углубленное тестирование. Вообще, при приеме документов у чиновника могут закрасться сомнения по другим вопросам, не только по знанию языка. Ведь и документы о родстве можно подделать, фиктивный брак можно заключить и т. д. Точно так же можно подделать медицинскую справку об отсутствии заболеваний для приема на работу в системе общепита. Тут нужна борьба с коррупцией, улучшение контроля над учреждениями, выдающими соответствующие свидетельства, сертификаты, справки.

И система ЕГЭ не вполне свободна от коррупции. Но все-таки определить, знает ли человек русский язык или нет, проще, чем отличить, заслуживают ли знания абитуриента 70 баллов по ЕГЭ или 30.

ВЗГЛЯД: Будут ли распространяться новые правила на людей, которые уже получили вид на жительство, но при этом не владеют русским языком?

Н. М.: Если человек получил российское гражданство, его гражданства за незнание русского языка уже не лишишь. Но если у него есть вид на жительство, это еще не полная натурализация. Он придет получать гражданство – в этот момент, к примеру, и можно будет решить вопрос, знает ли он русский язык.

Конечно, бывают разные случаи. Если женщина выходит замуж за русского, понятно, что она выучит русский за пять лет в рамках семейного общения.

ВЗГЛЯД: Как эти вопросы регулируются за рубежом?

Н. М.: Правительства многих стран заботятся о том, чтобы люди знали их язык. Некоторые страны идут по тому же пути, что и Россия. Германия, например, раньше не выставляла требования по знанию немецкого языка, в том числе, когда к ним ехали немцы из России и Казахстана. А теперь они столкнулись с тем, что те не хотят, не могут интегрироваться, плохо знают язык. И ввели в качестве одного из требований владение языком: коль они считают себя принадлежащими к немецкой нации в широком смысле, пусть знают немецкий. То же самое мы можем сделать. Причем у нас на постсоветском пространстве хоть какие-то возможности у людей есть, в городах, например. В Таджикистане они до сих пор ловят русскоязычные программы по телевизору.

А в Соединенных Штатах Америки никто пока никого на язык не тестирует, и, может быть, это не очень правильно. У них сейчас есть проблема, что в стране много испаноязычных, размывается один из основных признаков принадлежности к американской, условно говоря, нации – знание английского языка. Далеко не каждый американец теперь владеет английским языком.

..............