Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
6 июля 2011, 18:30 • Общество

Оборона вслепую

Эксперты рассказали о защите от "лазерных хулиганов"

Оборона вслепую
@ ci.ru

Tекст: Константин Кобяков,
Роман Крецул

В среду стало известно, что МВД готовится использовать беспилотники для определения источника лазерного луча, направленного на садящийся самолет. Газета ВЗГЛЯД выяснила, какие технические способы противодействия «лазерным хулиганам» существуют сейчас и какие можно было бы еще ввести.

Защита с воздуха

Делать какую-то специальную защиту от лазеров сейчас смысла не имеет

Правоохранительные органы со среды подключают к борьбе с «лазерными хулиганами» новые технические средства.

«Принято решение в полной мере использовать беспилотники для контроля над обстановкой вокруг аэропортов и аэродромов. Это позволит оперативно выявлять точку местности, откуда была произведена атака, и поможет правоохранительным органам по горячим следам задерживать хулиганов», – сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

По его словам, именно с помощью беспилотника удалось задержать одного из подозреваемых в «лазерной атаке» на самолет в Ростове-на-Дону.

Напомним, ранее появилась информация, что на вооружении МВД появится вертолет со специальным технологическим комплексом, позволяющим установить местонахождение источника лазерного луча с точностью до нескольких метров. Подобное оборудование используется для подавления систем ПВО с лазерным наведением.

Опасен или нет

Между тем в Интернете развернулась активная дискуссия о реальном влиянии, которое лазер может оказать на пилотов самолета. Некоторые пользователи Сети утверждают, что никакого вреда нет и попасть тонким лучом в глаз пилоту с расстояния в несколько километров невозможно. Другие говорят, что ослепить сразу двух пилотов невозможно.

Однако в лаборатории твердотелых лазеров кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ газете ВЗГЛЯД это мнение опровергли, объяснив, как чувствуют себя пилоты самолета, «атакованные» указкой: «На расстоянии в несколько километров лазер образует световое пятно диаметром 2–3 метра. Оно вполне может накрыть кабину пилотов. Глаз пилота обостренно срабатывает на яркую точку, и неяркие предметы после этого плохо видно», – рассказал газете ВЗГЛЯД сотрудник лаборатории.

По его словам, большое значение имеет угол падения луча на самолет: если подсветка идет сбоку, то никакой опасности действительно нет, но если хулиганы светят прямо по курсу захода на посадку и лазер попадает в поле зрения пилота, это может плохо кончиться.

«Многое зависит и от мощности. Неприятности могут создать лазеры мощностью 100–200 милливатт. Но, честно говоря, если бы они были так страшны, самолеты бы уже падали», – сказал собеседник, отметив при этом, что развлекаться лазером, направляя его на самолет, – это все-таки «совершенно лишнее».

Заместитель руководителя летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов, отвечая газете ВЗГЛЯД на вопрос об опасности подобного «хулиганства», привел пример: «Проводились серьезные работы по лазерной системе посадки: три луча излучались с торца полосы, они образовывали треугольник, и летчику при хорошей погоде ночью очень удобно было идти в этом коридоре. Ты идешь в этом равнобедренном треугольнике, не надо следить за глиссадой. Но при исследованиях приходилось входить в этот луч, датчики, установленные в кабине, показывали, что это серьезное воздействие. Если луч попал на зрачок, для адаптации зрения требовалось определенное время. Полминуты пилот будет слепым, а за это время самолет пролетает несколько километров».

«Сейчас эти указки может купить любой желающий, и каждый может провести эксперимент. Пусть каждый, кто хочет попробовать, даст указку другу, отойдет на 100 метров и попросит посветить ему в глаза», – предложил эксперт малогуманный способ убедиться в опасности лазерного излучения.

Универсальные очки и специальные стекла

Какое наказание следует применять к тем, кто ослепляет пилотов самолетов лазерами?





Результаты
37 комментариев

По словам эксперта лаборатории твердотелых лазеров, для защиты от лазеров сейчас существуют специальные очки. Они бывают двух типов: с интерференционными зеркалами (только для одной длины волны) и с фильтрами (спасают от лазеров любой частоты). В то же время он отметил, что очки с фильтрами для пилотов гражданских самолетов совершенно не годятся: «Они очень сильно затемняют общую картину», – говорит сотрудник лаборатории.

Впрочем, ученый-физик полагает, что пилоты вполне могли бы использовать очки с интерференционными зеркалами, так как в продаже сейчас есть мощные лазеры с длиной волны только 532 нанометра (зеленого цвета). Что касается красных, голубых и других бытовых лазеров, то они гораздо менее мощные и имеют гораздо большее расхождение на дальних расстояниях. Вот ими попасть в кабину пилота практически невозможно.

Эффективность использования подобных очков подтвердили и сами пилоты: «Я считаю, специальные очки бы не помешали», – заявил Игорь Маликов. Он отметил, что подобная защита была у пилотов американских бомбардировщиков с ядерными боеприпасами на борту, чтобы их зрение не пострадало от вспышки.

Кроме того, раз сложилась такая ситуация, эксперт призвал использовать в гражданской авиации опыт военных самолетов: «Этот луч элементарно ловится. Есть специальные датчики, которые фиксируют облучение лазером, и стекла кабины должны автоматически реагировать на это», – заметил эксперт, напомнив, что соответствующие приборы разрабатываются для военной техники: именно по лазерному лучу наводятся некоторые типы управляемых ракет. Игорь Маликов  пояснил: «Следует как-то тонировать лобовые стекла. Сейчас стекла могут быть покрыты жидкокристаллическим покрытием, и затемнение стекла может включаться и выключаться по мере необходимости».

Беззащитные самолеты

Пресс-секретарь ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Ольга Каюкова пояснила газете ВЗГЛЯД, что в настоящее время авиационными правилами защита от лазеров прямо на борту гражданских самолетов, в частности изменение стекла кабины пилотов, не предусмотрена.

«Делать какую-то специальную защиту от лазеров сейчас смысла не имеет. Современные воздушные суда предусматривают возможность безопасной посадки самолета одним из двух пилотов, управляющих самолетом», – пояснила она.

По ее словам, случаи лазерного хулиганства на сегодня единичны. Их можно отнести к случаям «защиты от психопатов». «Любые параметры самолета, влияющие на безопасность полетов, закладываются в требования сертификационных властей. В России это АРМАК (Авиационный регистр межнационального авиационного комитета), в США – UFA. Они выставляют разработчикам самолетов требования, которые кардинально влияют на безопасность полетов. Это работа антиобледенительной системы и многие другие. Они определяют летную годность», – сказала представитель компании.

Между тем в АРМАКе газете ВЗГЛЯД сообщили, что ничего об изменениях требований к безопасности самолетов в связи с появлением в России «лазерных хулиганов» не знают.