Вместо гадания на кофейной гуще о конкретных событиях рассмотрим «большие» вопросы, которые будут определять мировую политику в 2025 году. «Черные лебеди» – это не то, что меняет реальность, а тактическое происшествие в рамках уже сложившегося пути.
0 комментариев«Концентрация будет очень слабой»
Виктор Боков: Гримсвотн мощнее, он дает больше пепла
«При определенных условиях, безусловно, облако пепла может двинуться и сюда. Там есть циклон сверху, который может ему в этом помочь», – рассказал газете ВЗГЛЯД доцент кафедры метеопрогнозов Гидрометеорологического университета Виктор Боков, комментируя последствия извержения вулкана.
В Исландии продолжает извергаться вулкан Гримсвотн, который в минувшую субботу проснулся после семилетнего молчания. Столбы дыма и пепла от него поднимаются на 20 километров, что уже заставило власти Исландии закрыть воздушное пространство над страной.
Из-за меньшего облучения солнца, с одной стороны, будет меньше пожаров, с другой – будет холоднее, но пока об этом можно говорить лишь гипотетически
По данным ученых, нынешняя активность Гримсвотна существеннее предыдущего извержения, произошедшего в 2004 году, пишет New Scientist. По мнению британского вулканолога Дэйва Макгарви из Открытого университета в Милтон-Кейнес, Гримсвотн выбрасывает в атмосферу от 10 до 100 раз больше пепла, чем вулкан Эйяфьятлайокудль, нарушивший весной прошлого года авиасообщение в большей части Европы.
Геофизик Метеослужбы Исландии Сигурлауг Хьялтадоттир также отметила, что нынешнее извержение вулкана значительно сильнее, чем прошлогоднее извержение Эйяфьятлайокудля. Вместе с тем западные ученые не ожидают от нового извержения таких последствий, к каким привел Эйяфьятлайокудль. По словам доктора Мартина Хенша из вулканологического центра Университета Исландии, анализ образцов пепла Гримсвотна показывает, что его частицы крупнее и грубее по структуре, чем частицы, которые выбрасывал Эйяфьятлайокудль. Более тяжелые частицы пепла не смогут распространяться так далеко и будут значительно быстрее оседать на землю. «На данный момент мы не считаем, что пепел может быть вынесен далеко за пределы Исландии», – отметил ученый. Однако как будет ситуация развиваться дальше, неизвестно.
Отметим, что новое извержение вулкана уже сказалось на авиасообщении. Компании British Airways, Ryanair, KLM, Loganair и EasyJet объявили об отмене всех рейсов между Лондоном и Шотландией до 14.00 по местному времени (17.00 по Москве), передает «Интерфакс». По прогнозам синоптиков, облако вулканического пепла накроет северную часть Англии, Шотландию и Северную Ирландию и может распространиться на Скандинавию, северные районы Германии и дойти до Франции и Испании.
О том, не грозит ли извержение Гримсвотна России, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать ученого-сейсмолога, доцента кафедры метеопрогнозов Российского государственного Гидрометеорологического университета Виктора Бокова.
Ученый-сейсмолог Виктор Боков считает, что не стоит преувеличивать опасность вулкана (фото: meteo.rshu.ru) |
ВЗГЛЯД: Виктор Николаевич, чего можно ожидать от этого вулкана? Представляет ли он опасность для Европы и России? Дойдет ли до нас облако пепла, и если да, какая у этого облака будет концентрация?
Виктор Боков: Пока сложно говорить о том, чего ждать от вулкана. Все зависит от метеоусловий, а они имеют свойство меняться. На данный момент можно сказать, что к нам это облако пока не попадает. Ветер дует в другую сторону. В ближайшие дни оно больше пойдет на Европу. При определенных условиях, безусловно, оно может двинуться и сюда. Там есть циклон сверху, который может ему в этом помочь. Но пока этого не происходит.
В любом случае концентрация пепла в этом облаке, даже если оно дойдет сюда, будет очень слабой. В основном это все будет находиться наверху, в слоях атмосферы. А там очень высокие скорости ветра. И пыль будет разноситься достаточно быстро. И опять же по верхам в основном. Таким образом, эти частички останутся в атмосфере, и мы вряд ли их увидим и вряд ли почувствуем их присутствие.
ВЗГЛЯД: А «серый» дождь, который бывает после извержения вулкана, возможен?
В.Б.: Очень маловероятно. Может быть, где-то он и будет, но очень далеко от нас, разве что в Исландии или на севере Атлантики.
ВЗГЛЯД: Сколько примерно дней может извергаться Гримсвотн?
В.Б.: Может быть, две недели, а может, и два месяца.
- Исландия лишилась неба
- До Исландии дошло
- Авиасообщение в Европе полностью восстановлено
- Росавиация заплатит компенсации за вулкан
- Исландский вулкан скорректировал афишу
ВЗГЛЯД: Насколько сильным может оказаться влияние нового вулкана на Европу? Может ли он прервать авиасообщение по всему континенту, как было год назад? Ваши коллеги говорят, что Гримсвотн в десятки раз мощнее прошлогоднего извержения Эйяфьятлайокудля.
В.Б.: Да, Гримсвотн мощнее, он выбрасывает больше пепла и интенсивнее. По поводу авиасообщения, я надеюсь, что таких последствий, как год назад, не будет. Как раз потому, что выбросы пепла на этот раз очень мощные, они быстро рассеиваются. А дальше, как я уже сказал, нужно смотреть по метеобстановке.
ВЗГЛЯД: За сколько дней можно дать более-менее точный прогноз по извержению вулкана? Был ли дан такой прогноз по Гримсвотну?
В.Б.: Все зависит от исходных данных. И они должны быть всесторонними – как по атмосфере, так и по сейсмологическим характеристикам. У нас таких данных достоверных, например, по Исландии, не так-то много. В целом же метеорологические прогнозы оправдываются более-менее хорошо примерно за трое суток.
Могу сказать, что мы давали прогноз и по землетрясению в Исландии, которое произошло как раз в эту субботу. А потом уже и вулкан «заработал». Прогноз был сделан за двое суток. Но мы, честно говоря, дали его чуть-чуть западнее. Опять же, были бы чуть более точные исходные данные, и прогноз был бы точнее.
ВЗГЛЯД: То есть это извержение было вызвано землетрясением?
В.Б.: Правильнее сказать, что эти два явления были взаимосвязаны. Помимо изменений в земной коре там повлияло также давление атмосферы на земную поверхность.
ВЗГЛЯД: Почему в течение такого короткого периода времени, с разницей в год, в маленькой Исландии извергаются два мощных вулкана, несущие угрозу Европе? Не слишком ли часто это происходит в последнее время?
В.Б.: Думаю, что не связаны и не внесут. По поводу степени угрозы от исландского вулкана, как я уже сказал, судить пока сложно. Если там возникнут условия, которые будут способствовать угасанию вулкана, то все будет хорошо. А если там все-таки будут работать своего рода «качели», раскручивающие эту ситуацию, то прогнозировать что-то сложно. Помимо того, что пепел может помешать авиасообщению над Европой, есть еще и процессы в атмосфере. При большой концентрации этот пепел может затруднить процесс инсоляции (облучение Земли солнечным светом – прим. ВЗГЛЯД). И такая ситуация может привести к некоторым изменениям в северных районах планеты. Из-за меньшего облучения солнца, с одной стороны, будет меньше пожаров, с другой – будет холоднее. Но, повторюсь, пока об этом можно говорить лишь гипотетически, и серьезных предпосылок для этого я пока не вижу.
ВЗГЛЯД: Ваша лаборатория спрогнозировала за несколько суток не только землетрясение в Исландии, но и мощное землетрясение в Японии, от которого до сих пор не оправится эта страна. Почему же иностранцы не прислушиваются к вашим прогнозам?
В.Б.: Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Наверное, японское правительство обращается только к тем «проверенным» источникам, которые знает, которые имеют соответствующий статус. А чтобы попасть в их число, нужно вести большую совместную работу, создавать условия, чтобы друг к другу было доверие. А так, если смотреть с точки зрения японцев, что получается? Сейчас много тех, кто кричит на каждом углу, что в этом году будет конец света, прогнозирует землетрясения мощные и т.д. Сами понимаете, доверию это не способствует.
ВЗГЛЯД: И вас причисляют к той же группе прогнозистов?
В.Б.: Наверное. Хотя у них ничего не оправдывается, а у нас все работает. После японских событий, кстати, ничего не изменилось. В частном порядке граждане Японии продолжают заходить на наш сайт и смотреть прогнозы. А чтобы это было на каком-то более высоком уровне, то и решение о взаимодействии между странами должно приниматься не нами, а на уровне РАН или еще выше.