Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевАтомная бомба для расистов
Guardian: Израиль предлагал ЮАР ядерное оружие
В британской The Guardian опубликованы документы, которые, во-первых, впервые официально подтверждают наличие у Израиля ядерного оружия, а во-вторых, утверждают, что еврейское государство в 1970-х пыталось продать боеголовки расистскому режиму в ЮАР. И хотя Израиль выпустил официальное опровержение, публикация The Guardian может в корне изменить ход переговоров о нераспространении ядерного оружия, очередной раунд которых пройдет на этой неделе в Нью-Йорке.
The Guardian опубликовала в понедельник бывшие ранее секретными документы, согласно которым правительство Израиля в 1975 году предлагало расистскому режиму ЮАР ядерные боеголовки.
Министр Бота выразил интерес в приобретении ограниченного числа единиц объекта «Шале» при условии поставки с подходящей полезной нагрузкой
При этом с соответствующим предложением к тогдашнему руководителю Национальной партии в Капской провинции и министру обороны ЮАР Питеру Боте обратился нынешний президент Израиля Шимон Перес, который в то время занимал пост министра обороны, утверждает издание.
Опубликованные в The Guardian документы были рассекречены правительством ЮАР по запросу американского исследователя Саши Полякова-Суранского, который собирал материал для своей книги о тесных взаимоотношениях ЮАР и Израиля во времена апартеида. Книга ученого «Негласный альянс: тайный союз Израиля с режимом апартеида Южной Африки» выходит в США на этой неделе.
Кроме содержащейся в документах информации о якобы имевшей место скандальной сделке, они являются первым документальным свидетельством наличия у Израиля ядерного оружия. Напомним, что последние десятилетия еврейское государство проводило политику «двусмысленности» в этом вопросе, не подтверждая, но и не опровергая факт обладания ядерным арсеналом.
В документах сказано, что представители высшего руководства Израиля и ЮАР встречались 31 марта 1975 года. В ходе переговоров израильская сторона «официально предложила продать ЮАР несколько ракет серии «Иерихон», способных нести ядерный боезаряд», утверждает в своей книге Поляков-Суранский.
- «Усилия окажутся напрасными»
- Свободная изоляция
- Схватили за атом
- «Россия может говорить что угодно»
- Маловато будет
Среди лиц, присутствовавших на переговорах, был начальник штаба Вооруженных сил ЮАР генерал Армстронг. Он немедленно составил докладную записку, в которой изложил все выгоды, которые может получить ЮАР от обладания ракетами серии «Иерихон» – однако лишь в том случае, если они будут снабжены ядерным зарядом.
О существовании и содержании этой докладной записки, также датированной 31 марта 1975 года, было известно и ранее. Однако то, что ее составление последовало за официальным предложением израильской стороны, до сих пор не предавалось огласке.
«Принимая во внимание достоинства оружейной системы, которая была предложена (в ходе переговоров – прим.), были внесены некоторые дополнения: а) упомянутые ракеты будут снабжены ядерными боеголовками, произведенными в ЮАР либо закупленными за рубежом», – писал Армстронг в докладной записке.
Два месяца спустя, 4 июня, в Цюрихе встретились министры обороны двух стран: Перес и Бота. В то время проект «Иерихон» уже получил кодовое название «Шале».
Протокол этой встречи, на котором 35 лет стоял гриф «Совершенно секретно», гласил: «Министр Бота выразил интерес в приобретении ограниченного числа единиц объекта «Шале» при условии поставки с подходящей полезной нагрузкой». Далее в документе читаем: «Министр Перес сказал, что подходящая полезная нагрузка может быть поставлена в трех различных комплектациях. Министр Бота выразил свою признательность и сообщил, что ему необходимо проконсультироваться (очевидно, с руководством страны – прим.)».
По мнению американского исследователя, «три различные комплектации» – это обычное, химическое и ядерное оружие. Другой эвфемизм – «подходящая полезная нагрузка» – отражает чувствительность Израиля в ядерных вопросах и не использовался бы в случае, если бы речь на переговорах шла об обычных вооружениях, считает Поляков-Суранский.
Однако обычным и химическим оружием ЮАР на тот момент уже обладала. Единственная «полезная нагрузка», в которой был на тот момент заинтересован южноафриканский режим, – это ядерные боеголовки, столь необходимые для политики сдерживания стран-соседей, взбешенных политикой апартеида.
В книге Поляков-Суранский утверждает, что Бота не пошел на покупку боеголовок у Израиля из-за того, что еврейское государство запросило за поставку чересчур большую для южноафриканского бюджета сумму. Кроме того, любое подобное соглашение должно было получить окончательное одобрение тогдашнего премьер-министра Израиля – однако неизвестно, насколько реально было его получить. Тем не менее после встречи Боты и Переса военное сотрудничество Израиля и ЮАР упрочилось. Кейптаун поставил Тель-Авиву большое количество урана, в котором Израиль нуждался для создания собственного ядерного арсенала, а ЮАР все-таки удалось разработать собственную атомную бомбу – возможно, не без помощи израильских специалистов.
Выйдя на свободу после падения режима апартеида, Герхардт открыто заявил, что между ЮАР и Израилем существовало секретное соглашение
Интересно, что три года спустя после их встречи Питер Бот стал одновременно главой Национальной партии и премьер-министром, а впоследствии – президентом ЮАР. Будучи на постах премьера и президента, именно он в итоге реализовал ядерную программу страны. По оценкам экспертов, ЮАР удалось создать шесть ядерных зарядов.
Предполагается, что испытания южноафриканской ядерной бомбы прошли в сентябре 1979 года в районе необитаемого острова Буве в южной Атлантике. Однако после падения режима апартеида в 1994 году новое руководство страны добровольно отказалось от ядерного оружия. Кроме ЮАР, аналогичным образом поступили лишь три страны мира: Украина, Белоруссия и Казахстан.
Публикация в The Guardian подтверждает другие свидетельства секретного сотрудничества Израиля и ЮАР. В частности, донесения бывшего главы ВМФ ЮАР Дитера Герхардта (Dieter Gerhardt), отправленного в тюрьму в 1983 году по подозрению в шпионаже в пользу Советского Союза. Выйдя на свободу после падения режима апартеида, Герхардт открыто заявил, что между ЮАР и Израилем существовало секретное соглашение под названием «Шале», которым предусматривалась поставка Израилем южноафриканскому государству восьми ракет класса «Иерихон», снабженных «специальными боеголовками». Герхардт утверждал, что под этим термином имелись в виду атомные бомбы.
О существовании ядерной бомбы у самого Израиля впервые было заявлено в интервью израильского ядерного инженера Мордехая Вануну (Mordechai Vanunu) газете The Sunday Times в 1986 году. Ученый предоставил британскому изданию серию снимков, сделанных на территории ядерного объекта в Димоне, а также подробно описал процессы создания ядерного материала боевого применения. Однако документальных доказательств того, что Израиль обладает ядерным оружием, не было представлено до настоящего времени.
Документы, захваченные в разграбленном в ходе исламской революции 1979 года посольстве США в Тегеране, свидетельствовали о том, что свергнутый в результате тех событий иранский шах проявлял интерес к израильскому ядерному оружию, которое, как считалось, в тот момент только разрабатывалось. Однако опубликованные документы из ЮАР показывают, что еврейское государство на тот момент уже было в состоянии снабжать ракеты «Иерихон» ядерными боеголовками.
По утверждению The Guardian, нынешнее руководство Израиля узнало о запросе Полякова-Суранского и пыталось воспрепятствовать обнародованию опубликованных в понедельник документов. Между тем спустя считаные часы после публикации в британской газете канцелярия президента Израиля «категорически отвергла» информацию о планировавшейся «ядерной сделке» между Израилем и ЮАР в период, когда Шимон Перес занимал пост министра обороны, сообщает Cursor. Опровержения наличия ядерного оружия в заявлении канцелярии пока нет – вероятно, оно может последовать в течение дня.
Публикация документов может не только нанести серьезный урон репутации Израиля на международной арене, но и в корне изменить позицию многих стран по проблеме ядерного оружия. На этой неделе в Нью-Йорке стартует очередной раунд переговоров о нераспространении ядерного оружия. До сих пор основной позицией большинства стран – участниц этих консультаций было то, что страна, обладающая ядерным оружием, должна чувствовать свою ответственность и не должна использовать его ненадлежащим образом, а такие страны, как Иран, подозреваемые в разработке собственных ядерных вооружений, должны быть строго наказаны. Такой подход был предложен именно Израилем.