Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
23 мая 2010, 17:55 • Политика

«Усилия окажутся напрасными»

Иран посоветовал США "не искать приключений"

«Усилия окажутся напрасными»
@ Reuters

Tекст: Наталья Журавлева

Введение Совбезом ООН очередных санкций против Ирана за нежелание сделать свою ядерную программу прозрачнее может «похоронить» его соглашение с Турцией и Бразилией об обмене урана. Ранее бразильский лидер заявил, что эти договоренности явились «победой дипломатии». Если Иран выйдет из договора, это будет означать не что иное, как поражение дипломатии. Между тем в Тегеране намекают, что в случае введения санкций вообще пересмотрят отношения с МАГАТЭ.

«Если американцы хотят искать приключений в СБ ООН или конгрессе, все усилия Турции и Бразилии окажутся напрасными», – заявил в воскресенье спикер парламента Ирана Али Лариджани, пояснив, что Иран откажется от выполнения соглашения.

Если американцы хотят искать приключений в СБ ООН или конгрессе, все усилия Турции и Бразилии окажутся напрасными

В то же время Лариджани намекнул, что в случае введения санкций Тегеран может пересмотреть отношения с МАГАТЭ, передает ИТАР-ТАСС.

Напомним, 17 мая в Тегеране подписано соглашение, которое предусматривает, что иранский низкообогащенный (3,5%) уран будет вывозиться на турецкую территорию и там впоследствии обмениваться на обогащенный до уровня 20% уран для нужд мирной ядерной программы.

Договор предполагает, что Тегеран передаст 1,2 тонны своего низкообогащенного урана в обмен на 120 кг ядерного топлива из Турции в течение месяца после того, как документ одобрит МАГАТЭ. В шестом пункте декларации говорится, что «Иран по официальным каналам поставит в известность в письменной форме МАГАТЭ о согласии (на обмен урана – ред.) в семидневный срок после подписания декларации».

Тем самым турецкие, бразильские и иранские дипломаты сдвинули с мертвой точки затянувшийся процесс урегулирования ядерной программы Тегерана. По словам бразильского лидера Луиса Инасио Лулы да Силвы, данное соглашение явилось «победой дипломатии».

Однако если Тегеран в итоге «разорвет контракт», это будет означать только одно – поражение дипломатии.

Днем позже после подписания «уранового» соглашения США внесли в СБ ООН проект резолюции, подразумевающий введение новых санкций против Тегерана. В настоящее время проект, который могут поддержать все страны «шестерки», находится на рассмотрении Совбеза.

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана вновь обострилась после того, как в феврале президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он объявил о планах утроить в недалеком будущем производство низкообогащенного урана.

Однако позже Тегеран принял давно предлагаемую ему схему обменивать свой уран на готовое топливо. Если слова Ирана не разойдутся с действительностью, то он отдаст свой низкообогащенный уран Турции. При этом от собственных усилий в производстве ядреного топлива исламская республика не отказалась, что, вероятно, и привело Совбез к компромиссу, благодаря чему Россия и Китай – главные противники санкций – присоединились к остальным участникам.

«У нас есть понимание в отношении того текста, который сейчас был внесен американцами в Совет Безопасности. На стадии переговоров нам удалось убрать из этого текста абсолютно ненужные предложения о жестких санкциях и сконцентрировать этот проект резолюции только на решении задач нераспространения ядерного оружия», – заявил ранее глава МИД РФ Сергей Лавров.

Он особо подчеркнул, что эта работа «не должна мешать тому, чтобы мы все постарались реализовать ту очень важную декларацию, которую Бразилия и Турция подписали с Ираном в Тегеране». «В этой декларации есть неясные вещи, мы хотим их прояснить», – отметил Лавров.

Предполагается, что в случае введения санкций Ирану будет запрещено покупать тяжелое вооружение и военную технику, а корабли исламской республики будут инспектироваться как в портах, так и в открытом море.

Комментарии экспертов

Евгения Войко, эксперт Центра политической конъюнктуры
Евгения Войко, эксперт Центра политической конъюнктуры
Сама сделка говорила о том, что Иран ориентирован прежде всего на отмену санкций со стороны международного сообщества, на снижение давления. <a href=http://actualcomment.ru/news/12424.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>