Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
7 марта 2010, 12:14 • Общество

Бульдозер для Бунина

Начался снос "дачи Муромцева" в Царицыно

Бульдозер для Бунина
@ РИА "Новости"

Tекст: Антон Размахнин

Рано утром в воскресенье в Москве начался снос дома, известного как «дача Муромцева». В 6.43 мск к участку подъехали тракторы и наряды милиции. Семь человек задержаны милицией, в их числе жители дома и активисты, пытавшиеся сохранить постройку. Напомним, сгоревший дом связывают с именами первого председателя Госдумы России Муромцева, а также писателей Ивана Бунина и Венедикта Ерофеева.

На участке работают бульдозеры и тракторы, начался снос. Второй этаж, пострадавший во время январского пожара, разрушен полностью, сейчас сносится основание дома — тот его фрагмент, который, по свидетельствам экспертов, уцелел от настоящей дачи Сергея Муромцева. По сообщениям правоохранительных органов, строителям противостоят семь человек, некоторые из них доставлены в милицию. По свидетельствам жителей и добровольцев, на участке сейчас гораздо больше людей.

Внешне здание в последние десятилетия почти не напоминало дореволюционную дачу, однако стены первого этажа и некоторые особенности планировки сохранялись до последнего времени

Несколько человек, которые перед «штурмом» заняли второй этаж здания, сняли насильно, как отмечают очевидцы и журналисты, с риском «уронить со второго этажа». Несколько человек обратились в скорую помощь с симптомами стресса», – сообщают «Вести».

Часть жителей сгоревшего здания до сих пор находятся в бытовке на территории участка, сообщается на сайте жителей «дачи Муромцева». Отметим, что когда к участку подъехала техника и милиция, люди вышли из бытовки, но их загнали туда милиционеры. Им не разрешают покидать вагончик, не предъявляя каких-либо документов, отмечает один из находящихся там. Сотрудники милиции утверждают, что «они в бытовке пьют чай». При этом готовится вывоз самих бытовок и снос бани — частной собственности семьи Болдыревых. «Компенсацию получите, а как же, рублей 500», – заявил Николаю Болдыреву офицер ОМОНа.

Известно, что среди задержанных и доставленных в милицию — координатор столичного движения «Архнадзор» Александр Можаев.

В ОВД увезли около десятка человек, при этом избиты женщины, жившие на «даче Муромцева»: Анфиса Болдырева и Ольга Казанцева. Оставшимся в бытовке людям «предлагают оформить опеку над их детьми», сообщается в блоге одного из них.

В правоохранительных органах подтверждают, что задержаны несколько человек, протестовавших против сноса здания. Однако, по заявлению представителей УВД, все действия производятся на законном основании. «Рано утром к государственному заповеднику «Царицыно» прибыли сотрудники милиции, судебные приставы, префектура ЮАО, а также несколько единиц строительной техники, – рассказал «Интерфаксу» источник в УВД Южного административного округа столицы. – Действиям властей пытается препятствовать группа граждан в количестве семи человек, которые заявляют, что здание представляет собой историческую ценность». Представители власти предъявляют разрешение на вывоз строительного мусора, хотя многие до сих пор путаются в статусе сносимой постройки: в телеэфире представитель УВД поначалу говорила о «сносе здания» и лишь затем поправилась, заявив о вывозе мусора.

В Федеральной службе судебных приставов агентству заявили, что представители их ведомства не работают по выходным и праздникам.

Между тем на участке, прилегающем к «даче Муромцева», отключена работавшая с момента пожара в начале января этого года веб-камера. Как полагают жильцы, находящиеся в бытовке, камеру намеренно вывели из строя перед началом операции. Сейчас на участке рубятся деревья — некоторые из них росли там еще до 1917 года — и расчищается место для работы тяжелой техники, которая будет сносить полуразрушенное пожаром здание. Крыша, по словам очевидцев, уже разобрана.

Отметим, что «дача Муромцева» до января 2010 года представляла собой деревянное двухэтажное здание коридорной планировки и являлась результатом радикальной перестройки стоявшей на этом месте до 1960-х годов дачи первого председателя дореволюционной Государственной думы Сергея Муромцева. Внешне здание в последние десятилетия почти не напоминало дореволюционную дачу, однако стены первого этажа и некоторые особенности планировки сохранялись до последнего времени. С 1938 года дом был отдан под жилье, в 1980-е выведен из жилого фонда, в настоящее время здание является фактически бесхозным.

«Я с сожалением наблюдал за тем, что определенные люди, которые считают себя оберегателями архитектурных ценностей, до сих пор поддерживают вопрос вокруг сгоревшей так называемой «дачи Муромцева», – заявил ранее мэр Москвы Юрий Лужков.

Жильцы, остающиеся в доме с 1980-х годов, неоднократно пытались оформить приватизацию здания и земли под ним, однако эти попытки не увенчались успехом — впрочем, судебные разбирательства по этим вопросам продолжаются и сейчас. В качестве аргумента в защиту старого здания сторонники его сохранения приводят его мемориальную ценность.

«Во-первых, это последний кусок земли, сохранивший первоначальную планировку дачных участков старого Царицына, – объяснял в интервью корреспонденту газеты ВЗГЛЯД координатор движения «Архнадзор» Александр Можаев. – Во-вторых, именно на этих аллеях разворачивался роман маститого уже писателя Ивана Бунина с племянницей Сергея Муромцева Верой, которая стала впоследствии его женой. Наконец, в 1960-х годах в этом здании несколько месяцев прожил Венедикт Ерофеев, и не просто прожил, а написал свое первое значительное произведение — эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика»».

Отметим, что в последние годы на первом этаже «дачи Муромцева» был оборудован неформальный музей стародачного Царицына и мемориальная комната Ерофеева. Там сохранялись многие подлинные вещи по обеим темам музея. После пожара, который произошел в ночь на 3 января 2010 года, жильцы дома и волонтеры около месяца вытаивали из-подо льда музейные экспонаты и сумели многое сохранить.

В частности, уцелела пишущая машинка Сергея Муромцева и подлинные записки Ерофеева — он оставил их в этом доме, навещая своих друзей в последний год жизни, когда у него пропал голос и он вынужден был беседовать с ними письменно.

Дирекция ГМЗ «Царицыно» ранее заявляла, что на участке, занимаемом «дачей Муромцева», планируется построить парковку для коммунального автотранспорта. Николай Болдырев, один из жильцов дома, неоднократно заявлял, что будет бороться за сохранение здания и рассматривает для себя в случае неудачи возможность эмигрировать. «Если здесь не получится — нам не за что больше держаться», – сказал он после пожара, который многими рассматривается как возможный поджог.

Ситуация с «дачей Муромцева» вызвала общественный резонанс, однако в силу того, что обитатели этого дома менее многочисленны, чем жители поселка Речник, в СМИ об этой ситуации говорили меньше. Между тем, Дмитрий Медведев в феврале распорядился приостановить работы по сносу «Речника» и силами межведомственной комиссии найти оптимальное юридическое решение вопроса. Комиссия должна быть создана до 1 апреля, ее формирование курируют премьер Владимир Путин и мэр столицы Юрий Лужков. Решить все проблемные вопросы по «Речнику» и аналогичным случаям надлежит к 1 июля 2010 года.

..............