Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

8 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
9 июля 2009, 20:08 • Общество

Нажали на тормоза

Ленинградский вокзал передумали переименовывать

Нажали на тормоза
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

В четверг по новостным агентствам прошло сообщение о том, что глава РЖД Владимир Якунин подписал указ о переименовании Ленинградского вокзала, который отныне должен именоваться Николаевским. Более того, по словам Якунина, в скором времени переименованы будут и другие столичные вокзалы. Однако буквально через несколько часов пресс-служба РЖД эту информацию опровергла, сославшись на то, что окончательного решения еще не принято. Эксперты рассказали газете ВЗГЛЯД, чем могла бы грозить подобная инициатива.

«Нас благодарят и поздравляют»

Ленинградский железнодорожный вокзал в Москве едва не сменил название. Первые сообщения об этом появились в середине дня четверга. Как гласили сводки информагентств, по приказу президента РЖД Владимира Якунина отныне вокзал должен именоваться Николаевским.

Император активно интересовался строительством этого вокзала, это его детище. И я считаю, что возвращение названия справедливо

«Якунин подписал соответствующий приказ в минувшую среду, – сообщил в четверг советник президента РЖД Александр Пирков, передает «Интерфакс». – Теперь Ленинградскому вокзалу возвращено его историческое название».

Сообщалось, что переименование коснется не только вывески, но и внешнего вида вокзала в целом. «Переименование Ленинградского вокзала в Николаевский будет означать не только смену вывески, но и возвращение исторического облика этому железнодорожному комплексу», – приводил «Интерфакс» слова источника, знакомого с деталями проекта. По его словам, «после строительства Николаевского вокзала на нем не было установлено никаких монументальных сооружений». При этом источник не уточнил, коснутся ли планируемые изменения памятника основателю Советского государства Владимиру Ленину и будет ли он демонтирован.

Несколько позже официальные представители РЖД информацию об изменениях внешнего облика вокзала подтвердили.

«Программой мер по благоустройству Ленинградского и Ярославского железнодорожных вокзалов предусмотрено приведение по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры интерьера и экстерьера зданий вокзалов в соответствие с историческим обликом», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев.

Решение о переименовании вокзала в пресс-службе объяснили тем, что Николай I многое сделал для российских железных дорог.

«Возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала. Обоснованность такого решения подтверждена заключением Института российской истории РАН и поддержана Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы».

Более того, глава РЖД заявил, что работа по изменению названий будет продолжена. По его словам, переименованный Ленинградский вокзал – «не единственный».

«По всей видимости, мы будем такую работу проводить», – отметил Якунин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

По его словам, решение «лежит в рамках той политики, которая проводится сегодня РЖД: историзм и преемственность». «Никакой вакханалии, мы просто считаем, что это правильно делать. Более того, я сегодня получил по sms несколько откликов людей, которые нас благодарят за это решение и поздравляют», – подчеркнул Якунин.

«Это просто чрезвычайное происшествие»

Сообщения о переименовании вокзала вызвали бурную реакцию, в частности в КПРФ.

«Это не меньше, чем идеологическая провокация, нацеленная на разжигание политической конфронтации. Убежден, что в народе это новое название этого старейшего столичного вокзала вообще не будет воспринято», – заявил первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

По его словам, Владимир Якунин, издавший соответствующий приказ, не вправе был делать этого, не узнав мнения большинства россиян.

«Если бы я не узнал, что подписан соответствующий приказ главы РЖД, я бы решил, что это шутка, но раз подписан приказ, то это просто чрезвычайное происшествие. Руководство РЖД даже не сочло нужным как-то подготовить общество, я уж не говорю о том, чтобы узнать мнение людей, провести хоть какую-то общественную дискуссию по этому поводу», – подчеркнул Мельников.

Он также заявил, что российские коммунисты немедленно потребуют аннулирования этого приказа: «КПРФ с сегодняшнего же дня начнет борьбу за то, чтобы этот приказ был отменен. Зная настроения людей, думаю, мы вполне можем этого добиться», – убежден Мельников.

Мнения историков-москвоведов, лингвистов и архитекторов по поводу переименования разделились.

«Я считаю, что это не только бардак, но еще и чрезвычайно дорогостоящая процедура, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД известный московский краевед Александр Можаев. – Вокзал – это настолько ключевая вещь, что, возможно, через некоторое время приезжие будут путаться и бегать одни в поисках Ленинградского, а другие в поисках Николаевского вокзалов. Особенно вызывает опасение тот факт, что руководство РЖД подает это дорогостоящее переименование под соусом восстановления исторической справедливости. Намного разумнее было бы пустить эти деньги на восстановление зданий первой очереди Николаевской железной дороги постройки XIX века, которые сегодня повсеместно сносятся. Название названием, а настоящая история именно там».

«Этот случай является лишь одним из звеньев длинной цепи переименований, как, например, недавнее переименование Большой Коммунистической улицы в улицу Солженицына, переименование Ленинграда в Санкт-Петербург после падения Советского Союза, а также планов по переименованию Кирова и Краснодара, – рассказал газете ВЗГЛЯД историк Алексей Сахнин. – Интересно, что в качестве нового выбрано не географическое название, а идеологическое, отсылающее к определенным мировоззренческим концептам. Весьма показательно, что во всех подобных случаях решения принимаются кулуарно, за закрытыми дверями.

Учитывая откровенно идеологическую подоплеку изменений, это больше походит на холодную гражданскую войну, которую должностные лица ведут, в частности, против демократии. Ведь решения принимаются за спиной людей, их мнения никто не спрашивает. Вопросы не выносятся на референдумы даже в случаях, когда большинство жителей явно против, как в том, что касается переименования Краснодара.

Я считаю, что это не только бардак, но еще и чрезвычайно дорогостоящая процедура

Вместо того чтобы решать реальные проблемы, которых сейчас немало, руководство занимается проблемами символическими, да и тут, надо сказать, не столько их решает, сколько усугубляет».

В то же время лингвисты напоминают, что вне зависимости от того, что означают те или иные символы, привыкнуть к «новому старому» названию многим будет непросто.

«У любого переименования есть и неидеологическое свойство: оно убирает что-то знакомое, устоявшееся и заменяет чем-то незнакомым (даже в этом случае возвращения названия, которое использовалось когда-то раньше). Вопрос – оправданы ли эти неудобства. Николаевский лично для меня сейчас не является значимым названием, но это, скорее, эмоциональная реакция на переименование, – рассказал газете ВЗГЛЯД профессор, директор Института лингвистики Максим Кронгауз. – В последнее время в результате всех этих переименований у нас столько всего намешано: Ленинград стал Санкт-Петербургом, Ленинградская область сохранила название, в Москве до сих пор были Ленинградский вокзал и Ленинградское шоссе – то есть это были слои разных времен, отсылающие к разным эпохам.

Глава РЖД Владимир Якунин по каким-то причинам не спешит переименовывать Ленинградский вокзал
Глава РЖД Владимир Якунин по каким-то причинам передумал переименовывать Ленинградский вокзал

Современным москвичам придется привыкать к этому. Сколько на это уйдет времени – вопрос сложный. Кто-то привыкает к этому всю жизни и может так и не привыкнуть. А для многих людей сохранится старое название, они так и не перейдут на новое. Если мы говорим об улицах, нам приходится ускорять процесс – чтобы, например, спросить дорогу и сослаться на какую-то табличку. В случае с вокзалом переход будет довольно долгим, и, скорее всего, он начнется не с москвичей».

Впрочем, не все воспринимают идею Якунина в штыки.

«Мне кажется, это вполне нормальное переименование, потому что вокзал с 1851 года до революции так и назывался – Николаевским, – заверил газету ВЗГЛЯД историк-москвовед и архитектор Леонид Вайнтрауб. – Сейчас нет города Ленинграда, от прежнего названия осталось только наименование области. И вокзал никакого отношения к направлению уже не имеет. Дорога, кстати, тоже называлась Николаевской.

Я не вижу никакой идеологической подоплеки в этом. Это вполне нормально и укладывается в рамки волны исторического переименования. Вокзал был построен во время царствования Николая Павловича. Император активно интересовался строительством этого вокзала, это его детище. И я считаю, что возвращение названия справедливо. Оно может вызвать социальные недовольства у некоторых людей. Но коммунисты возмущались и переименованием города в Санкт-Петербург. Они же не называют родину Ленина Симбирском, называют Ульяновском, этого сохранения названия мне кажется вполне достаточно.

Кстати, прежде чем переименовали вокзал, появился новый скорый поезд «Николаевский экспресс», который ходит между Москвой и Санкт-Петербургом, он сделан в стиле старой дореволюционной железной дороги, даже у проводников специфическая форма», – напомнил эксперт.

Полный назад

Случайно или нет, но ближе к вечеру пресс-служба РЖД официально наличие решения о переименовании вокзала опровергла.

«Пресс-служба ОАО «РЖД» официально заявляет, что решение о возвращении Ленинградскому железнодорожному вокзалу Москвы исторического названия – Николаевский – не принято», – говорится в коммюнике пресс-службы компании, которое приводит «Интерфакс».

«Пресс-служба сообщает о том, что данный вопрос действительно обсуждается. В частности, в компанию поступило обращение с таким предложением от общественного фонда «Возвращение», в который входят политические деятели, представители науки, культуры и духовенства. Возможность переименования рассмотрена Институтом российской истории РАН, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы», – отмечается в сообщении.

Указ о сооружении железной дороги между Петербургом и Москвой был подписан императором Николаем I 1 февраля 1842 года. Работы по проектированию и строительству возглавили инженеры путей сообщения П. Мельников, ставший впоследствии первым министром путей сообщения, и H. Крафт. Официальное открытие дороги состоялось 1 (13-го – по старому стилю) ноября 1851 года.

Вокзал является самым старым в Москве. Он был построен в 1849 году и получил название Петербургский. Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года.

В 1855 году, после смерти императора Николая I, Петербургско-московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно, и вокзал в Москве назвали Николаевским.

В феврале 1923 года приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, такое же имя получил и вокзал. А через год в связи с переименованием Северной столицы вокзал стал называться Ленинградским.

Комментарии экспертов

Катя Гордон, писатель, телеведущая
Катя Гордон, писатель, телеведущая
Мне кажется, что это еще один пример информационного шума, который пытаются создать для того, чтобы отвлечь людей от каких-то серьезных и актуальных проблем, которые есть в стране. <a href=http://www.actualcomment.ru/news/4434.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>
..............