Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Варяг» хотят поднять со дна
Крейсер «Варяг» поднимут со дна моря
Операция по подъему крейсера, имя которого ассоциируется с беспримерным подвигом российских моряков, вероятно, окажется очень дорогостоящей. Но инициаторы обращения к главкому ВМФ считают, что эту проблему решить можно. Не исключено, например, что поможет королева Великобритании Елизавета II. Сейчас «Варяг» лежит на глубине 8 метров у берегов Англии. Японцы когда-то поднимали его и с 50-метровой глубины.
«Врагу не сдается наш гордый «Варяг»… Фраза из песни актуальна и сегодня. Знаменитый крейсер «Варяг», символ доблести военных моряков и гордость российского флота, покоится сейчас на глубине восьми метров на дне моря недалеко от побережья Шотландии.
Если еще и спонсоры найдутся на это дело, мы бы, конечно, оказали им моральную поддержку…
Подвиг экипажа «Варяга», затопившего корабль, чтобы он не достался врагу, занимает достойное место в учебниках по истории России. Но до самого крейсера с весьма непростой судьбой, который дважды тонул и в итоге оказался у берегов Великобритании, до сих пор никому дела не было.
Чтобы показать современной молодежи пример настоящего патриотизма, корабль предлагается поднять со дна моря, перевезти в Россию и установить на почетном месте в центре Петербурга, может быть, недалеко от «Авроры».
Этот вопрос недавно обсуждался на круглом столе Российского дворянского собрания в Москве. Приняв решение и заручившись поддержкой потомков великих адмиралов XIX века – Павла Нахимова, Владимира Истомина, Владимира Корнилова и Василия Головнина, дворяне на этой неделе отослали соответствующее письмо главнокомандующему Военно-морским флотом России Владимиру Высоцкому.
«Появление в Санкт-Петербурге легендарного крейсера будет способствовать не только воспитанию «морской» молодежи, но и повышению нравственно-духовного уровня всего российского общества», – сказано в письме.
Обращение подписали полтора десятка представителей самых известных дворянских фамилий России, среди них, например, князья Голицыны.
«Почему эта тема поднята именно сейчас? В сентябре прошлого года крейсер, затонувший у берегов Шотландии, обследовали специалисты. Был создан кинофильм, выпустили краткую брошюру, обнесли место, где лежит корабль, буями, на берегу поставили памятный знак и на этом успокоились. Но мы, российские дворяне, не можем так все оставить, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД один из инициаторов обращения к главкому ВМФ Сергей Зуев. – Мы считаем, что корабль, даже если он развалится на совсем мелкие части (хотя мы и не думаем, что так случится), нужно даже по частям, но обязательно доставить на историческую родину, в Россию».
- Российские моряки идут ко дну
- Море угроз
- Последнее плавание «Кварца»
- Обнаружен бот «Капитана Ускова»
По мнению Зуева, мелкие части вполне можно собрать по дну электромагнитом – специалисты знают, как это делать. В конце концов, глубина там составляет всего восемь метров. Когда «Варяг» затонул в первый раз во время русско-японской войны в начале XX века, японцы подняли его с 50-метровой глубины!
В письме дворяне отмечают, что есть разные возможности для восстановления крейсера. Если корабль находится в совсем плохом состоянии, для него можно изготовить новый корпус на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге и аккуратно заполнить его имеющимися деталями. Предвосхищая вопрос о финансировании столь сложной операции, Зуев рассказал, что и эту проблему при желании можно решить: «Для сокращения затрат мы можем договориться, чтобы глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна Романова по династической линии обратилась за помощью к английской королеве Елизавете II. Думаем, королева пошла бы навстречу. Возможно, англичане в качестве жеста доброй воли согласились бы даже поднять корабль за свой счет».
Вице-предводитель Российского дворянского собрания Александр Королев-Перелешин признался корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что и сам подписался бы под просьбой о возвращении «Варяга», тем более что является потомком адмирала Перелешина, но считает, что дворяне, вышедшие с этой инициативой, обратились не к тому человеку. Надо брать выше. Чтобы такой серьезный вопрос был решен, обращаться нужно не к главкому ВМФ, а, наверное, к Владимиру Путину или Дмитрию Медведеву. При этом Королев-Перелешин подчеркнул, что официально с инициативой о поднятии «Варяга» Российское дворянское собрание не выступало. Письмо направлено от имени ряда его членов.
Предводителю петербургского дворянства Игорю Доливо-Добровольскому идея поднять со дна крейсер понравилась: «Если еще и спонсоры найдутся на это дело, мы бы, конечно, оказали им моральную поддержку…»
История «Варяга» драматична. Крейсер был построен в 1898 году в США. В 1900 году его передали России. Корабль базировался на военно-морской базе Порт-Артур на Дальнем Востоке. Во время русско-японской войны крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» стояли в корейском порту Чемульпо, когда выход из гавани блокировали значительно превосходящие силы японцев – 15 военных кораблей. Несмотря на это русские решили прорваться к Порт-Артуру. Этот поступок настолько восхитил иностранных моряков, наблюдавших за развитием событий, что они встретили «Варяг» и «Корейца» оркестром.
Неравный бой с японцами длился около часа. «Варяг» потопил один миноносец и серьезно повредил три крейсера противника. После боя наши моряки даже смогли вернуться в Чемульпо. Но, чтобы не достаться врагу, «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен.
В 1905 году японцы подняли «Варяг» со дня моря, некоторое время он ходил под японским флагом. В 1916-м Россия выкупила его и отправила в Северный Ледовитый океан. Через год корабль оказался на ремонте в Англии, где и остался после революции. Потом его купили для переплавки немцы, но прибыли так и не получили. В 1925 году во время буксировки «Варяг» затонул около берегов Шотландии.
Пять лет назад «Варяг» отыскали участники экспедиции российского телевидения. Журналисты, сняв о «Варяге» документальный фильм, признали, что от него мало что осталось. 80 лет назад корпус крейсера был взорван, чтобы местные корабли не наткнулись на него. Но часть палубы и машинного отделения сохранились хорошо.