Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевСкончался создатель супертанка
Скончался создатель супертанка
4 февраля в Петербурге на 77-м году жизни умер выдающийся советский и российский изобретатель Николай Попов. Много лет он возглавлял в Ленинграде, а потом в Петербурге специальное конструкторское бюро, занимающееся разработками танков и другой специальной техники. Заслуги этого человека перед оборонной отраслью России сложно переоценить.
О смерти Николая Попова в среду сообщил пресс-секретарь Клуба военачальников России полковник Николай Дерябин: «На 77-м году ушел из жизни выдающийся конструктор современности, генеральный конструктор Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОАО «Спецмаш») Николай Сергеевич Попов».
На базе изобретения Попова позже была создана целая серия современных танков, которые сейчас являются основой наших Вооруженных сил
По словам Дерябина, Николай Попов обладал глубокой инженерной эрудицией, широким техническим кругозором и конструкторской смелостью. Он всегда умел нацелить коллектив конструкторского бюро на решение важнейших государственных задач.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД дозвонился до места работы Николая Попова.
«Несмотря на свой преклонный возраст, он до самого конца работал нашим генеральным конструктором, – рассказали работники ОАО «Спецмаш». – Здесь (до начала 90-х годов Спецмаш было конструкторским бюро Кировского завода, а затем выделилось в самостоятельное подразделение) он отработал 53 года! Пришел еще совсем молоденьким пареньком.
Тогда начальником тут был знаменитый Жозеф Котин. Попов – ученик Котина, создавшего легендарные танки времен войны. Какое-то время Николай Сергеевич был одновременно генеральным директором и генеральным конструктором, потом остался просто генеральным конструктором. На работу он ходил до последнего дня своей жизни. И плохо ему стало тогда, когда он с работы ехал. Вся жизнь в работе, словом…»
По словам сотрудницы предприятия, завтра вряд ли кто-то будет требовать, чтобы все пришли на работу вовремя: «В основном все, кто сможет, конечно, пойдут на церемонию прощания с Николаем Поповым».
Николай Попов будет похоронен на кладбище в Сестрорецке под Петербургом, рядом со своей супругой. Церемония прощания состоится в петербургском ДК имени Газа. Гражданская панихида начнется в 11 утра.
- Умер Владимир Крючков
- Умер летчик, разбомбивший Хиросиму
- Потеря российской разведки
- Скончался конструктор «Триумфа»
По словам друга покойного, руководителя Федеральной службы по оборонному заказу генерал-полковника Сергея Маева, имя Николая Попова в нашей стране, к сожалению, долгое время было малоизвестно по соображениям секретности.
А на самом деле, одни только звания и награды Николая Сергеевича можно перечислять очень долго. Он был Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий, был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Имел больше 60 авторских свидетельств и патентов на свои изобретения.
Главное его изобретение – это «летающий танк» Т-80. Почему летающий? Потому что его конструкция позволяет преодолевать глубокие рвы, легко перепрыгивая или перелетая через них. Танк Т-80 был создан под непосредственным руководством Попова, он был запущен в серийное производство в 1976 году.
Аналогов ему не было, да, в общем-то, и нет (учитывая более современные модификации того же танка). Главная изюминка супермашины – газотурбинный двигатель (он и позволяет ей летать). С таким двигателем в мире есть только два танка: Т-80 и американский «Абрамс» (он, кстати, был выпущен на четыре года позже советского аналога).
На базе изобретения Попова позже была создана целая серия современных танков, которые сейчас являются основой наших вооруженных сил. Это Т-80БВ, Т-80У и Т-80УД, Т-80УМ1 «Барс». Не так давно на основе Т-80 был создан экспериментальный танк четвертого поколения «Черный орел».
Возможно, в перспективе он также станет основным боевым танком армии РФ.
Кроме танков Попов отличился и в гражданской технике. Знаменитый трактор «Кировец» – тоже его рук дело. Словом, мы потеряли великого конструктора.
Николай Попов родился 14 декабря 1931 года в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил с отличием Харьковский политехнический институт. Затем более 50 лет проработал в танковом конструкторском бюро на Кировском заводе в Ленинграде.
Главный конструктор Кировского завода (1968), генеральный конструктор завода (1985), с 1992 года – генеральный директор и генеральный конструктор Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОАО «Спецмаш»), затем генеральный конструктор предприятия.