Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.
11 комментариевРоссия нашла свое наследие на дне
Россия нашла свое наследие под водой
На дне одного только Балтийского моря лежат несколько тысяч затонувших кораблей. Воды здесь малосоленые, жуков-древоточцев, портящих древесину, почти нет. Поэтому десятки судов, затонувших в XIX и даже XVIII веке, до сих пор находятся в хорошем состоянии, а забитые сокровищами трюмы не дают покоя кладоискателям. Но если раньше все это добро видели единицы – водолазы и археологи, то уже в следующем году сокровища морей станут доступны взорам многих.
Вот уже несколько лет в Петербурге существует проект «Тайна затонувших кораблей». Теперь он будет называться «Подводное наследие России». Исследователи затонувших кораблей говорят, что выходят на новый, федеральный и даже международный уровень.
Особенно интересен подводникам корабль времен Петра, погибший в 1713 году, но он лежит на месте трассы будущего газопровода «Нордстрим
Своей целью они называют создание образа России как страны с богатой историей, сильным флотом и миролюбивой политикой: с помощью своих экспедиций они доказывают, что Россия всегда была надежным торговым партнером европейских государств. За семь лет работы подводные археологи идентифицировали в водах Балтики свыше двухсот объектов.
«Но до недавнего времени эту красоту могли видеть только несколько человек, − рассказывает водолаз-исследователь Игорь Галайда. − Мы, конечно, как могли и другим что-то показывали, снимали фильмы. Но это совсем не то. Хочется, чтобы люди увидели все своими глазами».
Так родилась идея организовать первый в России музей кораблекрушений. Он расположится в Кронштадте. Администрация города уже выделила для него здание. А первым шагом на пути реализации этого масштабного проекта станет открытие через 2−3 месяца в Кронштадтском историческом музее специальной выставки, рассказывающей о лежащих на дне Финского залива кораблях. Ничего подобного в России раньше не было.
Из более чем 200 останков кораблекрушений, с которыми имели дело хранители «Тайн затонувших кораблей», для выставки отобрали 14 случаев, наиболее наглядных, интересных, показывающих все варианты гибели судов в Финском заливе. Они охватывают период от начала XVIII века (эпохи Петра Великого) до 1944 года – «последним» затонул финский сторожевик.
Особенно интересен подводникам корабль времен Петра, погибший во время шторма в 1713 году. Сейчас он лежит прямо на месте трассы будущего газопровода «Нордстрим». Вопрос может стоять так: либо подымать, либо взрывать. Исследователи планируют обратиться в «Газпром» и попросить газовый концерн по крайней мере помочь изучить судно. По их словам, поднять корабль на поверхность тоже вполне реально, вопрос упирается в финансирование.
Директор кронштадтского музея Евгений Гришко рассказал, что посетители будущей выставки увидят раритеты не только с кораблей, затонувших в Финском заливе, но и потерпевших крушение далеко от России: «Я хотел бы рассказать о корабле «Слава России». В 1780 году Екатерина II отправила эскадру кораблей во Францию. И флагманский корабль затонул. Нашли его случайно. В 1958 году местный рыбак поймал в свою сеть старинный мушкет. Было это в районе французского города Тулона, кстати, побратима Кронштадта. В 1980-е годы известный французский исследователь Филипп Талье из команды Жак-Ива Кусто начал поднимать с этого корабля предметы. С тех пор были подняты около тысячи раритетов. 53 предмета оттуда вскоре окажутся у нас».
- Сокровища Эрмитажа достанут со дна
- Найден корабль петровских времен
- Янтарную комнату перестали искать
- Сундук мертвеца
В перспективе музейщики планируют не просто показывать отдельные предметы с затонувших кораблей, но и разместить в музее корабли целиком, как сделали шведы со знаменитым кораблем «Васа», поднятым на поверхность и являющимся сейчас главной достопримечательностью Стокгольма. Хорошая сохранность корабля во многом объясняется условиями Балтийского моря, буквально «консервирующего» затонувшие раритеты.
«В Финском заливе, где постоянная температура примерно +2 градуса, почти пресная вода и почти нет жуков-древоточцев, многие вещи сохранились очень хорошо, − рассказывает научный руководитель проекта «Подводное наследие России» Андрей Лукошков. – Вот в моих руках ленточка от бескозырки матроса броненосца «Гангут», затонувшего в 1897 году. Слова уже стерлись, а ленточке − ничего. А вот кнопка, с помощью которой адмирал вызывал к себе подчиненных. Вот рулетка − вставить пружинку, заново нанести деления и можно пользоваться. Но мы, конечно, не будет портить старинную вещь».
О многих интересных находках могут поведать исследователи. Однажды в трюме одного из кораблей была найдена бутылка шампанского. Потом ее торжественно распили с представителями крупнейших шампанских домов. А на корабле «Лондон» водолазы нашли целый ящик, аккуратно заставленный… пустыми бутылками.
«Есть версия, что в городе при Петре I был дефицит тары. И корабли, приходящие в Петербург, привозили пустые бутылки», − улыбается Лукошков.
«А мой любимый экспонат – вот эта свеча с фрегата «Олег», − рассказывает водолаз Игорь Галайда. – У нас есть идея провести в церкви молебен, памятное мероприятия по всем погибшим морякам и запалить эту свечу».
Главную ценность на сегодня однозначно представляют находки с кораблей, затонувших в XVIII веке, то есть в эпоху Петра I и Екатерины II. Из них четыре стоят на дне почти в полной сохранности. В их трюмах лежит груз, ценность которого исчисляется миллионами долларов.
Газета ВЗГЛЯД писала про шхуну «Фрау Мария», которую российские исследователи пообещали поднять со дна моря в 2010 году. В трюмах этого корабля лежат шедевры живописи, принадлежавшие Екатерине II и предназначенные для Эрмитажа.
«Стоимость этого груза близка к 1 миллиарду долларов, − сообщил генеральный директор «Балтийского морского общества» Сергей Кобылянский. – Но на корабль и груз заявляют свои права сразу несколько государств. Финляндия, в чьих водах лежит судно, Швеция – тогда это были ее территориальные воды, Голландия, которой принадлежал корабль, и Россия, куда направлялся груз. Хотя достоверно известно, что он предназначался Эрмитажу, шедевры купила наша императрица Екатерина II, за все вещи было заплачено».
По словам Сергея Кобылянского, который по первому образованию – юрист, вопрос юридической принадлежности найденных на дне моря раритетов на сегодня не урегулирован, он поднимался нашим МИДом, но предложения выстроить понятные правовые отношения в этой области были «торпедированы» прибалтийскими республиками, по их мнению, Россия еще не готова к ним.
А вот деятельность частных искателей приключений закон трактует однозначно, рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Кобылянский. Если обычный человек захочет надеть гидрокостюм, спуститься к кораблю и прихватить с него парочку раритетов – это уже уголовно наказуемое деяние: «Все наши работы производятся по официально выданному документу, так называемому «открытому листу», все археологи по нему работают. Все, что мы находим, – это собственность российского государства, все предназначено для передачи государственному музею».