Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

18 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

14 комментариев
24 октября 2008, 17:16 • Общество

Эксперты создали портрет СМИ 2.0

Эксперты рассказали, какими будут СМИ 2.0

Эксперты создали портрет СМИ 2.0
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Дмитрий Усов

Стремительное развитие Интернета и информационных технологий накладывает отпечаток на зеркало XXI века – средства массовой информации. Какими будут СМИ будущего, какие журналисты и для кого станут писать в редакциях нового типа? Об этом чиновники информационной отрасли, главные редакторы изданий и медиаперсоны говорили на круглом столе «Конвергенция в СМИ. Точка приложения – Сеть», прошедшем в рамках 8-й международной выставки-форума «ИнфоКом-2008».

Конвергенция – это тенденция к сращиванию воедино разных по природе процессов. Например, в современных сетевых СМИ наряду с привычным текстовым контентом присутствует видео- и аудионаполнение. Кроме того, в последнее время в журналистском сообществе изменился сам подход к поиску и обработке информации.

Журналист будущего будет похож на универсального солдата из фантастического фильма конца 1990-х

«Современные СМИ, несмотря на то что они появляются вроде бы как в «чистом поле» Сети, на деле оказываются в жесткой конкурентной среде, – говорит заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Александр Жаров. – Социальные сети по популярности выходят на первое место, за ними следует порнография, и только потом идут бизнес-СМИ». По его словам, именно в таких непростых условиях средствам массовой информации, которые рискнули выйти на сетевой сегмент, приходится вести борьбу за своего читателя.

«Через 10 лет газет в привычном нам формате не будет вообще, – заявил генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев. – Их эпоха закончилась не с появлением Интернета, как пророчили некоторые, а с увеличением скорости автомобилей и количества автострад. Как только люди стали проводить в дороге больше времени, у них тут же перестало хватать времени на чтение утренних газет за завтраком».

«Сегодня мы делаем ставку на издания на электронной бумаге. Их прообразом можно считать обложку последнего номера журнала Esquire, где на бумажную подложку наклеен тонкий экран, – признался Кудрявцев. – Газета будущего должна быть мобильной, не зависящей от физического носителя и дистрибьюции, но при этом материальной и масштабируемой с точки зрения физического использования. Идеальная модель – Daily Profit из книги Джоан Роулинг о Гарри Поттера». Правда, когда такая чудо-газета появится в России, г-н Кудрявцев не уточнил.

По оценкам маркетологов, конвергентные ресурсы сейчас занимают 49% мирового медиарынка. Пионером на пути сращивания различных направлений обработки информации стало издание The New York Times. Этот медиагигант, наряду с печатной версией издания, ежедневно выкладывает в Сеть 12 форматов версий газеты – по количеству используемых для чтения устройств, где обычные газетные полосы дополнены видеоконтентом и интерактивными составляющими.

Однако техническая составляющая новизны очень скоро отойдет на второй план, предупреждают эксперты. В ближайшие несколько лет сам читатель информационных ресурсов кардинально изменится. «Вы обратите внимание на то, как готовят уроки современные тинейджеры, – предложила корреспонденту газеты ВЗГЛЯД преподаватель факультета журналистики МГУ Анна Качкаева. – В одном ухе у них плеер, тут же открыт чат, презентация из Интернета. Ручку они используют в последнюю очередь. Дети больше не живут в системе вертикальной работы с информацией. Они уже не просто делают уроки, а живут в разных информационных средах. Таких детей уже называют «легкими читателями». Это принципиально новый подход мышления, для которого нужен новый, «мозаический» информационный продукт. А мы с вами все еще живем в линейной эпохе».

По словам Качкаевой, именно на таких читателей будут ориентированы новые СМИ. «И проблема состоит в том, что пока нет журналистов, которые могут писать на понятном для них, представителей нового поколения, языке – яркими образами и броскими заголовками, приправленными аудио- и видеоконтентом, – продолжает Качкаева. – «Легкий читатель» не обращает внимания на частности и за основу берет не факт, а интонацию. Для него место факта займет сюжет, который имеет классическую драматургию – завязку, кульминацию и развязку. Тот, кто интереснее расскажет сюжет, который в течение суток может меняться несколько раз, тот и получит больше читателей».

Если верить Качкаевой, журналист будущего будет похож на универсального солдата из фантастического фильма конца 1990-х: за спиной рюкзак, в котором находится ноутбук, оборудованный всеми необходимыми программами не только для редактирования текста, но и для монтажа видео и звука, снабженный к тому же средством связи с редакцией. В руках у папарацци 2.0 будет видеокамера и скрытый микрофон.

«В таком автономном состоянии журналист сможет работать «в поле», не появляясь в редакции неделями, – обещает Качкаева. – Будет владеть языком картинки и звука. Он научится рассказывать сюжет для разных медиаплатформ и понимать, как его можно транспонировать в разных средах».

В данный момент реализации потребности медиарынка в конвергентных ресурсах действительно мешает отсутствие на рынке труда подготовленных кадров.

Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД президент холдинга «Медиа 3», в который, в частности, входит «АиФ», Василий Гатов, журналисты старой школы не умеют пользоваться конвергентными средствами, а новые не умеют писать.

«Сейчас во многих редакциях проводится обучение персонала, – говорит Гатов. И, как показывает практика, дешевле учить профессионалов конвергенции, чем бороться с отсутствием талантов».

..............