Эрдоган давно – еще с нулевых годов – мечтал замкнуть на себе все альтернативные российским пути поставки углеводородов в Европу с восточного, северного и южного направлений. Причем для Анкары это был не только и даже не столько источник заработка, сколько получение рычага давления на Брюссель. И этот рычаг турки использовали бы куда эффективнее, чем Украина.
4 комментария«Януковичу придется определиться»
Андрей Климов: Януковичу придется определиться
«Теперь идея вступления Украины в Евросоюз кажется более чем странной», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Андрей Климов. По его словам, политические издержки от данного приговора для действующей украинской власти, в том числе во внутренней украинской политике, будут очень существенными.
Печерский районный суд Киева во вторник приговорил экс-премьера Украины Юлию Тимошенко к семи годам лишения свободы за превышение полномочий при подписании газовых контрактов с РФ в 2009 году. Генеральная прокуратура Украины считает, что Тимошенко подписала невыгодные газовые контракты с РФ в 2009 году, чтобы улучшить свой имидж перед президентскими выборами 2010 года. Выборы она проиграла. Гособвинение просило суд приговорить экс-премьера к семи годам лишения свободы, и судья полностью удовлетворил этот запрос.
#{image=564337}Приговор уже осудили главы западных дипломатий, а российский МИД усмотрел в нем явный «антироссийский подтекст». Премьер-министр РФ Владимир Путин также выразил недоумение по поводу приговора, вынесенного Тимошенко, и прямо назвал свою бывшую коллегу невиновной.
Одновременно во вторник было объявлено о том, что 18 октября вновь встретятся президенты России и Украины. Дмитрий Медведев и Виктор Янукович примут участие во Втором российско-украинском межрегиональном экономическом форуме, который пройдет в Донецке.
О том, как судьба Тимошенко может повлиять на отношения Украины с восточными и западными соседями, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель председателя международного комитета Госдумы Андрей Климов («Единая Россия»).
ВЗГЛЯД: Андрей Аркадьевич, вы бы взялись оценить решение украинского суда?
Андрей Климов: Я, конечно, не знаю всех нюансов украинского уголовного права, но я очень сомневаюсь в том, что это решение было экономическим, а не политическим. Уж очень многие признаки политизации этого процесса были очевидны.
Все события, которые упоминаются в обвинительном заключении, произошли довольно давно – два года назад. Но почему-то только сейчас, с учетом политической ситуации на Украине, был вынесен этот приговор.
- Спецназ очистил Крещатик от сторонников Тимошенко
- Суд признал Тимошенко виновной по газовому делу
- Юлия Тимошенко переждет в тюрьме свою уголовную статью
- Генпрокуратура Украины объявила вину Тимошенко доказанной
- Источник в Киеве: дело Тимошенко решено спустить на тормозах
- Тимошенко мешает Украине войти в ЕС
Очевидно, что он неслучайно совпал с заявлениями президента Украины Виктора Януковича о пересмотре газового соглашения с Россией. Получается, что, с одной стороны, идет перебранка с российским руководством о пересмотре цен на газ, а с другой стороны – начинается процесс против Юлии Тимошенко. Поэтому неудивительно, что украинским властям было трудно замаскировать этот процесс под обычное уголовное дело.
ВЗГЛЯД: То есть Янукович, отправляя Тимошенко в тюрьму на ближайшие семь лет, просто избавляется от своего политического конкурента?
А.К.: Такое впечатление создается не только в Москве, но и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Я думаю, что издержки этого дела будут иметь очень большие последствия для нынешнего президента Украины, особенно во внутриполитической украинской жизни. Этот приговор не только не прибавит политического веса Виктору Януковичу, но и на российско-украинских отношениях отразится не самым лучшим образом.
Было заявление российского МИДа и президента России о том, что договор, под которым стоит подпись Юлии Тимошенко, законен. Россия собирается выполнять его и дальше, и мы не усматриваем в нем чего-то такого, что противоречило бы международному праву.
ВЗГЛЯД: Как именно приговор отразится на российско-украинских отношениях?
А.К.: Конечно, Москва в своей внешней политике исходит из национальных интересов нашей страны. И мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы поддерживать во внешней политике взаимовыгодные контакты и связи, а также пролонгировать действующие договоры. Мы стараемся не вмешиваться во внутренние дела соседних государств и не поучать другие страны, как им следует жить. В данной ситуации должны работать институты украинского правосудия.
В российско-украинских отношениях сейчас все будет зависть от того, как будут исполняться подписанные контракты и как будут работать достигнутые договоренности.
Если приговор приведет к пересмотру межгосударственных договоренностей, то тогда ущерб для наших двусторонних отношений будет ощутим. Но повлиять на украинское правосудие мы не в силах.
ВЗГЛЯД: Госдума не станет принимать каких-то специальных заявлений по этому поводу?
А.К.: Я на сегодня не вижу в этом никакой необходимости. Тем более что Госдума все же работает в Российской Федерации, а Украина – независимое государство и может принимать любое решение.
Я не хочу проводить параллелей, но считаю, что если мы начнем комментировать этот процесс, мы сами впоследствии будем неуютно себя чувствовать. Тем более что я сам неоднократно одергивал своих коллег в Европейском парламенте, которые пытались дать оценку российским судебным разбирательствам. Не хочу, чтобы аналогичная ситуация повторилась и со мной, и с моими коллегами.
ВЗГЛЯД: На Западе хором порицают Киев за этот приговор. Сможет ли теперь Янукович надеяться хоть на какую-то интеграцию с Европой?
А.К.: Я допускаю, что Виктор Янукович может начать действовать так же, как действует господин Лукашенко в Белоруссии, наплевавший на западные страны и Евросоюз. Но теперь идея вступления Украины в Евросоюз кажется более чем странной. И я думаю, что если к январю следующего года Тимошенко будет по-прежнему оставаться за решеткой, этот вопрос станет темой обсуждения в Страсбурге, в чей суд также вполне может обратиться Юлия Тимошенко.
В этой связи Януковичу придется определиться: либо идти по линии изоляции от других стран, либо вступить в Таможенный союз с Россией и Казахстаном.