Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
18 декабря 2018, 19:40 • Политика

Хотят ли США действительно договариваться

Хотят ли США действительно договариваться
@ Shen Bohan/Zuma/ТАСС

Tекст: Петр Акопов

Выступая на расширенном заседании коллегии Минобороны, Владимир Путин не только раскритиковал Михаила Горбачева за подписание договора о РСМД, но и упрекнул США за отказ от переговоров по выработке нового, многостороннего договора с участием других ракетно-ядерных держав. Означает ли это изменение позиции России и есть ли здесь намек на Китай?

На итоговой коллегии Минобороны не могло обойтись без разговора о ДРСМД – предстоящий выход США из договора остается одной из главных тем мировой повестки. Позиция России хорошо известна: мы против разрыва соглашения и уж тем более не принимаем упреков в одностороннем его нарушении. И это притом что изначально договор был нам невыгоден. Об этом во вторник Владимир Путин впервые заявил абсолютно четко:

«Подписанный в 1987 году договор что означал? Он означал, что ликвидировались ракеты наземного базирования, а у Советского Союза не было других, у США – были и морского, и воздушного базирования, а у нас не было. Поэтому с точки зрения Советского Союза это было одностороннее разоружение. Непонятно, зачем руководство Советского Союза пошло на это одностороннее разоружение – одному Богу известно. Но это было сделано, а наши партнеры продолжали развивать такие системы, повторяю, морского и воздушного базирования».

Но в последние годы Россия также создала подобные системы – которые не нарушают договор. Понятно, что Америке это не нравится, но это не является основанием для разрыва договора. Если бы, конечно, США не руководствовались другими мотивами. Главным из которых является желание развязать себе руки в противостоянии с Китаем, у которого основная часть ракет как раз и является ракетами средней и меньшей дальности. Путин, не называя прямо Китай, упрекнул США в нежелании договариваться:

«Действительно, с этим договором есть определенные сложности. В нем не участвуют другие страны, обладающие ракетами средней и меньшей дальности. Но что мешает начать переговоры об их присоединении к действующему соглашению? Или приступить к обсуждению параметров нового договора?»

В конце заседания Путин еще раз вернулся к теме ДРСМД:

«Понимаете, да, меняется ситуация... В том смысле, что другие страны развивают такие виды вооружения. Их много, таких стран, на самом деле. Ну попробовали бы начать переговоры с этими странами. Нет. Просто, видимо, это сдерживает определенные устремления, причем вряд ли это устремления миролюбивого характера. Это наращивание вооружения, это еще один толчок к гонке вооружений».

Содержится ли в этих словах призыв к расширению ДРСМД – за счет включения в него других стран?

Нет – буквально вчера глава МИД Сергей Лавров подтвердил, что «мы категорически против такой инициативы». Потому что еще два месяца назад Дональд Трамп, объявляя о предстоящем выходе США из договора, заявил, что Китай «должен быть включен» в договор. В Пекине тогда это вызвало резко негативную реакцию. В китайском МИДе заявили, что США хотят выйти из договора и «такого рода безосновательные рассуждения по перекидыванию вины на других понять невозможно»: «Китай не потерпит никакого шантажа ни от одной из стран».

На днях японское агентство Nikkei написало со ссылкой на неназванные источники, якобы близкие к российскому правительству, что Россия призывает Китай принять участие в переговорах о судьбе ДРСМД – предложение поступило в октябре, и «по-видимому, Пекин не отверг эту идею». Якобы Путин мог коснуться и темы привлечения Китая к переговорам в разговоре с Трампом в Буэнос-Айресе на саммите G20.

Цель этого вброса понятна: посеять недоверие между Москвой и Пекином. Но Россия еще до этого раскрыла детали переговоров с США на тему ДРСМД. Сергей Лавров рассказал, что «прежде всего США интересуются азиатским направлением, на котором им хотелось бы все-таки компенсировать «несправедливое» отсутствие у них вооружений средней и меньшей дальности». Об этом, по его словам, во время визита в Москву заявлял помощник Трампа Джон Болтон – американцы запрашивали Россию касательно вовлечения в процесс ограничения ракет Китая, Индии, Пакистана и Ирана. В ответ в Кремле предложили американцам самостоятельно выяснить у этих стран их позицию.

Действительно, Россия не заинтересована в том, чтобы подыгрывать американцам в их противостоянии с Китаем. Напротив, с Пекином нас связывают отношения стратегического взаимодействия, в то время как США открыто называют нас противником и всячески пытаются нас прессинговать.

Поэтому слова Путина о расширении договора нужно понимать как риторический вопрос. Мол, если бы США хотели сохранить договор, они могли бы предпринять какие-то шаги по вовлечению в него третьих стран. Да, Китай не пошел бы на присоединение к ДРСМД – но Вашингтон мог бы хотя бы предложить Пекину, как выразился Путин, «приступить к обсуждению параметров нового договора».

Этого сделано не было – Трамп предпочел давить на Китай через Москву, угрожая порвать договор РСМД. Если США нужно было просто выйти из договора – то такая манера понятна. Но если бы они хотели достичь какого-то соглашения с Китаем, то подобные действия совершенно контрпродуктивны. Ведь в результате Вашингтон обострит отношения с Москвой и ничего не добьется от Пекина. А заодно и еще больше сцементирует и так крепнущий российско-китайский геополитический альянс.

Но существует ли вообще хотя бы теоретический вариант заключения нового, заменяющего ДРСМД, соглашения, на сей раз многостороннего? Конечно, нет – мир стал другим. Ни Китай, ни Индия и Пакистан, ни Иран, ни Северная Корея никогда не откажутся от ракет средней и малой дальности – потому что они составляют основу их ракетно-ядерных вооружений. Только США и Россия имеют все виды ракет – ну еще и Китай активно развивает свою ракетную программу.

Учитывая, что противостояние Китая и США является главным противостоянием XXI века и будет только нарастать, обе стороны резонно не доверяют друг другу. Китай будет расширять свое влияние как глобальной державы – и уж тем более делать все для своего доминирования в регионе, который всегда был и будет для него регионом «номер один», то есть в Тихоокеанском регионе, от Кореи и Японии до Малайзии и Индонезии. США же всеми силами пытаются сдержать Китай в первую очередь именно в этом регионе – где у них имеется множество военных баз, включая «непотопляемые авианосцы» типа острова Окинава. И где американский флот курсирует вдоль китайского побережья.

В этих условиях Китай никогда не пойдет на заключение соглашения с США – ни на невыгодных «горбачевских», ни даже на равных условиях. Как минимум до тех пор, пока он не достигнет с США паритета – как в ракетно-ядерных, так и в военно-морских силах.

На это уйдет пара десятилетий – но в каком состоянии к этому времени будут сами США? Им будет уже не до сдерживания Китая – не говоря уже о глобальных амбициях. Тогда можно будет подписывать новый ДРСМД – вот только смысла в нем уже не будет никакого.

..............