Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевАтака на Су-24 могла быть санкционирована Вашингтоном
Россия потребовала от Турции «реалистичных объяснений» по инциденту со сбитым в Сирии российским бомбардировщиком Су-24. Тем временем все настойчивее обсуждается версия о том, что турецкая сторона планировала эту акцию заранее. Причем обсуждается и роль США, которые могли дать разрешение на пуск ракеты с целью сорвать создание широкой антитеррористической коалиции. Однако есть и другая версия: турки могли принять самолет российских ВКС за сирийский.
Москва ждет от Анкары реалистичных объяснений по Су-24, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По словам Пескова, «безусловно, исправить такой достаточно сокрушительный ущерб, который был нанесен двусторонним отношениям, очень сложно, очень тяжело». «Это слишком серьезное происшествие, с очень серьезными, неминуемыми последствиями. Вместе с тем, разумеется, мы очень дорожили нашими двусторонними отношениями, отношениями действительно партнерскими, отношениями взаимовыгодными, отношениями очень перспективными», – отметил он. Тем временем все настойчивее обсуждается версия о спланированной атаке на российский бомбардировщик.
«Продуманная акция»
Американцы через свою агентурную сеть, ближайшее окружение Эрдогана, устроили эту провокацию, которая осложнила российско-турецкие отношения
Российский бомбардировщик Су-24 не нарушал воздушное пространство Турции, а весь инцидент с атакой на самолет был заранее спланирован, заявил постпред России при Европейском союзе Владимир Чижов. Он также отметил, что Россия не собирается отвечать Турции за инцидент с Су-24 в военном плане, но сильнее защитит операции ВКС России в Сирии.
Ранее глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков также заявил, что атака ВВС Турции на российский бомбардировщик Су-24 «была сознательной акцией». «Продуманная, к ней готовились», – добавил он. Парламентарий подчеркнул, что долгосрочные последствия таких действий для Турции будут «очень негативны». По мнению Пушкова, свою роль здесь сыграли и США: «Я сомневаюсь, что Турция срочно связалась с Вашингтоном и в Вашингтоне дали отмашку именно на такие действия, но я думаю, возможность, что такая реакция Турции проговаривалась в принципе, чрезвычайно высока», – добавил Пушков.
По его словам, об этом свидетельствует поддержка Турции со стороны президента США Барака Обамы и генсека НАТО Йенса Столтенберга, не устающих повторять, что Турция имела право защищать свой суверенитет. «Я думаю, что извинения здесь ничего не изменят. Не надо нам ждать извинений. Нам надо перестраивать наши отношения с Турцией таким образом, чтобы будущее правительство осознало, что такие действия по отношению к России недопустимы», – заключил Пушков.
Между тем арабские СМИ со ссылкой на источник в администрации президента Турции сообщают, что Реджеп Эрдоган, перед тем как принять решение об уничтожении российского самолета на границе с Сирией, заручился поддержкой по этому вопросу у своего американского коллеги Барака Обамы, передает LifeNews. Так, в ходе недавнего саммита G20 в Анталье Эрдоган во время личной беседы с Обамой попросил у него разрешения на удар по российскому самолету, на что Обама, минуту подумав, утвердительно кивнул, подчеркнули СМИ. «Действия российских ВКС в Сирии, разрушающие нефтяную инфраструктуру ИГИЛ*», приносят много беспокойства турецкому лидеру. «Ведь нет секрета в том, что Турция – это главный импортер контрабандной нефти по заниженным ценам с территорий, которые контролируются ИГИЛ», – указало издание Mepanorama.
Ранее в среду заместитель председателя прокурдской Партии демократии народов Турции Идрис Балукен на пресс-конференции в Анкаре также заявил, что атака ВВС Турции на российский военный самолет Су-24 была заранее спланированной акцией. По его словам, гибель российского Су-24, – это сцена из «планируемой политики». «Реальная причина того, что самолет был сбит, состоит в том, что ПСР (правящая в Турции Партия справедливости и развития) чувствует необходимость вмешаться в операции против банд «Джебхат ан-Нусра*» и «Ахрар аш-Шам», – подчеркнул он. Балукен добавил, что забота об интересах сирийских туркменов – это лишь предлог, который используется Анкарой. «ПСР не повышала голос, когда туркмены погибали в Мосуле и Телафаре (в Ираке) в 2014 году», – сказал политик, напомнив о нападении ИГ на эти города.
«Советовалась ли Турция с США?»
Глава МИД России Сергей Лавров ранее в среду, комментируя действия турецких ВВС, также отметил: «У нас серьезные сомнения, что это был непреднамеренный акт, это очень похоже на спланированную провокацию. Я ему (главе МИД Турции) напомнил о том, что по российской инициативе с момента начала операции ВКС России в Сирии между национальным центром управления обороны России и турецким министерством обороны была установлена линия экстренной связи, которая не задействовалась ни вчера, ни до этого. Это тоже вызывает большие вопросы», – указал министр. Лавров также обратил внимание главы МИД Турции на то, что российский Су-24 был сбит в Сирии после ударов по нефтяным приискам ИГ. «Сказал также, что в свете вчерашнего случая с нападением турецких ВВС на российский самолет в новом свете предстает ситуация с нелегальной торговлей нефтью, вообще с нелегальной нефтяной индустрией, которую игиловцы создали на своей территории», – заявил Лавров.
Он добавил, что ряд партнеров России назвали уничтожение Су-24 турецкой авиацией «очевидной засадой». По словам главы МИД, заверения Турции в том, что у них не было другого выбора, как сбить самолет, который не мог залететь на их территорию дольше чем на 17 секунд, не кажутся специалистам серьезными. Кроме того, министр призвал задуматься о роли США в катастрофе Су-24. Москва хотела бы понять, советовалась ли Турция с США, прежде чем нанести удар по российскому самолету, заявил он. По его словам, США ранее заявляли, что, так как на вооружении у многих стран коалиции стоят американские самолеты, Вашингтон хотел бы получать предварительные уведомления о планируемых ударах.
Министр задался вопросом: распространяется ли это требование на Турцию? «Если распространяется, то мне интересно, спрашивала ли Турция разрешения у Соединенных Штатов поднять в воздух свои самолеты и над сирийской территорией сбить пусть даже неизвестный самолет? Это все ставит очень много вопросов», – отметил он.
Журналисты съемочной группы «АННА НЬЮС», находящиеся в тот момент в Сирии, также стали свидетелями гибели Су-24. Ранее они опубликовали видео, в котором отметили, что «провокация была блестяще подготовлена, потому что мгновенно было выпущено восемь роликов, снятых с турецкой территории, что говорит о том, что люди заранее знали – где-то будет сбит самолет».
Турция приняла «политическое решение»
Немецкий эксперт по Турции Гюнтер Зойферт отметил DW, что решение Турции сбить самолет «было политическим»: «Почему политическим? Во-первых, до этого уже был целый ряд нарушений воздушного пространства Турции со стороны России, но, с другой стороны, аналогичные нарушения на границе Греции и Турции происходят регулярно, почти каждый месяц, и там самолеты не сбивают». Он пояснил, что Турция со своим курсом в отношении Сирии чувствует себя загнанной в угол. Мы знаем, что «Анкара долгое время делала попытки создать так называемую бесполетную зону к югу от своей границы. Но эту идею отверг Обама, она потеряла актуальность после того, как Россия вступила в военную операцию в Сирии».
Кроме того, он напомнил, что в то время как западные страны говорят о переходном периоде в Сирии с участием Башара Асада, Турция вместе с Саудовской Аравией и Катаром продолжает настаивать на его уходе. «Анкара, как мне кажется, поняла, что формируется общая стратегия в сирийском кризисе, противоречащая ее намерениям. Сбитый самолет – попытка остановить это развитие, потому что таким образом Анкара вносит раскол в потенциальную международную коалицию».
- Турецкое общество не готово рвать экономические связи с Россией
- России пока нечем прикрывать свои бомбардировщики в Сирии
- Членство в НАТО стало индульгенцией на беспредел
- Заявления Турции о сбитом Су-24 «построены на вранье»
- Западные СМИ: Соцсети заполнил гнев россиян на Турцию
Напомним, изначально Турция заявляла, что нанесла удар по российскому самолету после десяти предупреждений. Однако спасенный летчик со сбитого Су-24 капитан Константин Мурахтин подчеркнул: «На самом деле никаких предупреждений не было. Ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контакта. Поэтому мы заходили на боевой курс в штатном режиме», – сказал он. При этом пилот добавил: «Если бы нас хотели предупредить, то могли бы показать себя, встав на параллельный курс. А так ничего не было. Да и ракета пришла в хвост нашего самолета внезапно. Мы даже визуально ее не наблюдали, чтобы успеть сделать противоракетный маневр».
Экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России, генерал-лейтенант Валерий Горбенко в среду в беседе с газетой ВЗГЛЯД подчеркнул, что никакого предупреждения со стороны Турции и быть не могло: «Все их заявления построены на вранье, – говорит генерал. – Даже если бы они скороговоркой десять раз предупреждали, это было бы полторы-две минуты, он бы за это время пролетел 30 км, а то и более. А почему они оказались там в воздухе? Они дежурили в засаде. Радиолокационная информация у них была с земли. И, похоже, истребители прицел на излучение не включали, а включили перед самым пуском. Потому что на самолете есть система обнаружения облучения радиолокационными прицелами. Если бы экипаж увидел, что его облучают, то они бы включили систему тепловых ловушек, и еще был бы вопрос, сбили бы или не сбили».
«Турция не знала, что сбивает российский самолет»
Мнения по поводу действий Турции неоднозначны. Так, есть и другая версия произошедшего. Турецкий политолог, эксперт Центра евразийских исследований Керим Хас в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что турецкие ВВС не знали, что сбивают российский бомбардировщик. «Турецкие военные уже заявили, что они не знали национальную принадлежность самолета, который сбили», – сказал турецкий эксперт.
«Турция изменила свои правила реагирования на воздушные угрозы в июне 2012 года. Это произошло после того, как сирийские ВВС сбили турецкий самолет. После этой реформы любой самолет, направляющийся из Сирии в сторону Турции, рассматривается в качестве военной угрозы. Если он не предупредит о своих целях и задачах и нарушит воздушное пространство Турции, то турецкие ВВС могут сбить его», – сказал турецкий политолог.
«Еще раз хочу подчеркнуть, что это изменение в политике Турции произошло после того, как сирийская армия сбила турецкий самолет. После этого Турция сбила два сирийских самолета и один вертолет. Россия, в свою очередь, после начала своей операции в Сирии не согласилась с турецкими правилами. Российские самолеты несколько раз нарушали воздушное пространство Турции», – уверен турок.
Собеседник отметил, чтобы турецкие власти уже заявили, что не знали о национальной принадлежности самолета. «Турция заявила, что за пять минут до уничтожения российского бомбардировщика несколько раз предупреждала о своих целях. Я не думаю, что Турция поступила так именно против России, это просто принципиальная позиция Турции. Двум странам необходимо было заранее произвести кодификацию и договориться о правилах полетов», – подытожил Хас.
«Турция осталась в кольце врагов»
Директор исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов согласен с тем, что многое указывает на запланированную провокацию. «Главные аргументы в пользу этой версии высказал министр иностранных дел Сергей Лавров. Он заявил, что существует меморандум, подписанный между военными ведомствами России и США о согласовании полетов в воздушном пространстве Сирии и около него, – напомнил он в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Американцы подписали этот меморандум не в индивидуальном порядке, а от имени возглавляемой ими коалиции. Она состоит из 62 государств, включая и Турцию», – отметил он.
«По определенным каналам Москва получала информацию, что открытие огня на поражение без согласования с Соединенными Штатами не производится, – добавил Тарасов. – Когда министр иностранных дел Турции Чавушоглу позвонил Лаврову с извинениями – это единственное ведомство, кстати, которое принесло нам извинения – то Лавров спросил его, согласовывали ли они это с американцами. Вопрос остался без ответа».
После первого инцидента, когда произошло нарушение пространства российским самолетом, когда мы четыре секунды были в турецком пространстве, было подписали военное соглашение между генштабами России и Турции, напомнил Тарасов. «Существует прямая экстренная связь, которая должна использоваться в случае каких-либо нестандартных ситуаций в воздухе. Сейчас же идет война, технические погрешности неизбежны. Понятно, что российский самолет в небе Сирии не представляет угрозу Турции, это очевидно», – убежден эксперт.
Еще одним неверным шагом Турции, о котором заявил и Владимир Путин, было обращение после инцидента в НАТО в то время, когда надо было все же обратиться к Москве, напомнил Тарасов. «Как будто Россия сбила их самолет, и они расценивают это как угрозу. Это странное поведение», – считает он.
Сейчас турецкая сторона ведет грубую дезинформацию, занимается фальсификациями, отмечает Тарасов. «Глава турецкого МИДа Чавушоглу, комментируя свою беседу с Лавровым турецким СМИ, говорит: все нормально, мы с русскими договоримся. В Белграде скоро будет встреча, мы с Лавровым там все решим, в то же время как наш МИД официально опроверг эти контакты. Отменен саммит в Санкт-Петербурге – деловой совет, на котором ожидалось прибытие Эрдогана. Но турецкие СМИ пишут: 30 ноября в Париже будет саммит по климату, и Эрдоган с Путиным там договорятся, они старые друзья. Сегодня Чавушоглу отправляется в Азербайджан, и по этому поводу опять пишут – что у Алиева отличные отношения с Путиным, и якобы они сыграют посредническую роль и наладят отношения. Это блеф. Они становятся недоговороспособными, они себя дискредитировали. А главное – в отношениях Путина и Эрдогана подорвано политическое доверие», – убежден собеседник.
Отставные генералы, имеющие отношение к вооруженным силам, сейчас дают интервью турецким СМИ, рассказал Тарасов. «Дело в том, что действующие генералы в СМИ выступать не имеют права. И они заявляют: мы оказались в ловушке, Турция не имела права обстреливать российский самолет, это грубейшая провокация. И эту провокацию они приписывают США, что это американцы сделали черное дело», – отмечает он.
Собеседник напомнил, что остро стоит вопрос с курдским населением страны, и процессы в Сирии могут способствовать возникновению Курдистана, чего сильно опасается Эрдоган. «Анкара, которая могла в лице Путина иметь гарантии территориальной целостности Турции. Но турок соблазнили сирийским сценарием. Теперь они теряют очень серьезного потенциального союзника. Нынешнее руководство Турции никогда не получит прежнего доверия со стороны Москвы. Турция оказалась в кольце врагов, она сразу апеллирует к НАТО, но и в НАТО никто не собирается воевать за Турцию – они уже наелись и Ираком, и Афганистаном», – считает эксперт.
Цель США в этой провокации – подорвать отношения Москвы и Анкары, считает эксперт. «Турция балансировала, Москва это видела, но не акцентировала внимание, потому доминировала позиция – сохранить добрососедские экономические отношения. Мы дали Турции «надуть паруса», и в этой ситуации Эрдоган почувствовал относительную свободу. Он стал работать с американцами на длинном поводке. Москва ожидала момент, когда этот поводок оторвется и Эрдоган начнет самостоятельную политику, и тогда бы у нас появился шанс выйти на стратегическое партнерство. Но не получилось. Американцы через свою агентурную сеть, ближайшее окружение Эрдогана, устроили эту провокацию, которая осложнила российско-турецкие отношения. И Эрдоган в итоге остался один со своим гарантом сохранения власти – Соединенными Штатами», – констатирует Тарасов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ