Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
10 ноября 2015, 21:01 • Политика

«На каком основании они утверждают, что я военнослужащий?»

Суд над россиянами в Киеве противоречит Женевской конвенции

«На каком основании они утверждают, что я военнослужащий?»
@ Sergei Chuzavkov/AP/ТАСС

Tекст: Юрий Богданов

В Киеве состоялось первое полноценное заседание суда по делу Евгения Ерофеева и Александра Александрова – россиян, задержанных в мае в Донбассе. Оба обвиняемых отказались признать, что являются российскими военнослужащими – а именно в этом их и обвиняет украинское государство. Отказываясь же признать россиян военнопленными, украинский суд оказывается нарушителем европейских конвенций.

Во вторник днем Голосеевский районный суд Киева приступил к рассмотрению уголовного дела задержанных в мае россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Обвинение представляли офицеры Главной военной прокуратуры. Оба россиянина отказались признать себя виновными. «Нет, не признаю», – сказал каждый из них, высказав в то же время готовность давать показания по делу.

Украинский конфликт – внутренний конфликт, соответственно, все участники находятся под защитой Женевской конвенции

Отвечая на вопрос, согласен ли он с обвинением, Ерофеев заявил: «На каком основании они утверждают, что я военнослужащий?» Судья указал, что на данном этапе суд не может дать ответ на этот вопрос. Александров при установлении личности также назвал себя безработным.

Затем на заседании в течение 2,5 часов представители прокуратуры зачитывали обвинительный акт. Напомним, что еще в конце сентября прокуратура потребовала для россиян пожизненного заключения.

На суде присутствовал и российский консул Алексей Грубый, сообщивший журналистам, что защита располагает документами Минобороны о прекращении службы россиян в ведомстве.

Адвокат Александрова Юрий Грабовский, которого цитирует Би-би-си, ранее заявил, что сразу после задержания, когда россияне сообщали о себе другую информацию, Александров «говорил раненый и без адвокатов». Во вторник адвокат уточнил, что, назвав себя в суде безработными, подсудимые имели в виду настоящее время, а непосредственно во время задержания россияне «работали по контракту в народной милиции ЛНР». Именно это дает основания для признания за ними статуса военнопленного.

«Признать (прошу признать) моего подзащитного Ерофеева военнопленным», – сказала адвокат Ерофеева Оксана Соколовская в ходе суда. Она отметила, что считает необходимым сначала определить статус ее подзащитного, так как от этого будет зависеть дальнейший ход дела. Напомним, еще на прошлой неделе защита и Александрова, и Ерофеева подала иск в Высший административный суд Украины к президенту Петру Порошенко о признании россиян военнопленными, что в принципе не позволяет применять к ним уголовное преследование.

#{smallinfographicleft=745050}Как передает «Интерфакс-Украина», на заседании выступил в качестве потерпевшего и боец батальона «Айдар» Богдан Гаркуша, который, по версии обвинения, был ранен в бою с участием Ерофеева. Гаркуша выступил против ходатайства Соколовской – по его словам, на Украине не идет объявленная война, «а проводится антитеррористическая операция, и подсудимых он считает террористами».

Официальный статус – «партизан»

В итоге суд отклонил как не относящееся к делу ходатайство Оксаны Соколовской. Юрий Грабовский в перерыве заседания рассказал, что адвокаты готовят уточнение для иска в Высший административный суд, чтобы все же добиться признания россиян военнопленными. Юристы должны подать его в пятидневный срок, передает РИА «Новости».

Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, Ерофеев и Александров обвиняются украинской стороной «в террористической деятельности, ведении агрессивной войны, незаконном пересечении границы, незаконном перемещении и ношении оружия, нарушении порядка въезда на оккупированные территории и в развязывании военного конфликта». Прокуроры на судебном заседании заявили, что россияне якобы «по предварительному сговору группы лиц» выполняли заведомо преступный приказ командующего Генштаба РФ и других командиров.

Профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что в уголовном преследовании Ерофеева и Александрова есть политическая составляющая.

«Требование признать за задержанными статус военнопленного вполне логично. Если им предоставят статус военнопленного, то их не имеют права судить в уголовном или ином порядке. Это будет означать, что они находятся под защитой международного права, а именно Женевских конвенций (III части Женевской конвенции 1949 года – прим. ВЗГЛЯД). В 1977 году были приняты два протокола к ним, которые распространили действие этой конвенции на внутренние конфликты. То есть в этом смысле разницы в статусе военнопленного для участника внутреннего конфликта или международного нет», – отметил Лабин.

«По праву считается, что во время конфликта есть две противоборствующие стороны: правительство и повстанцы. Все подчинены законам этого государства и международному праву. Применение оружия не считается уголовно наказуемым действием, потому что они находятся в состоянии конфликта. Поэтому, согласно законодательным актам, они не должны быть привлечены к уголовному преследованию, если, конечно, они не совершили тяжких или особо тяжких преступлений», – сказал юрист.

Отметим, что «военнопленным» по международному праву и той же Женевской конвенции 1949 года не обязательно должен считаться военнослужащий. К числу пленных причисляются и гражданские лица, взявшие в руки оружие: «комбатанты». Это лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.). Иными словами – это повстанцы, партизаны, личный состав ополчений, добровольческих отрядов и так далее. 

«В таких случаях обычно происходит обмен»

«Украинский конфликт – внутренний конфликт, соответственно, все участники находятся под защитой Женевской конвенции, – сказал Лабин. – Нет необходимости доказывать, что это внутренний конфликт, а не внешний. То есть государство находится в состоянии конфликта с самим собой. И поэтому все юридическое производство переходит в рамки международного, а не местного права. Государство, находящееся в конфликте, скажем, с повстанцами, не может вести уголовное производство – они изымаются у него».

Лабин подчеркнул, что в таком случае обычно происходит обмен между сторонами. Речь идет, разумеется, об обмене между Украиной и ополченцами. «Очевидно, что в уголовном преследовании Евгения Ерофеева и Александра Александрова есть политическая составляющая. Уголовное дело ведется таким образом, как будто к процессу привлечено третье государство. Все делается только для того, чтобы создать информационный фон. Адвокат подсудимых ведет себя абсолютно правильно. Необходимо апеллировать к Женевским конвенциям», – подчеркнул юрист.

«То, что в рядах ополченцев оказались двое граждан России, – это ничего не означает. Это не позиция государства. В России 147 миллионов и свобода передвижения. С точки зрения международного права эти люди рассматриваются как комбатанты, не имеет значения, откуда они и какой паспорт имеют», – подытожил юрист.

Лабин отмечает, что защита должна будет доказать, что обвиняемые являются военнопленными, то есть комбатантами. «Обычно у комбатантов должны быть при себе отличительные знаки. У них должны быть при себе документы, номерные жетоны и военное командование. Они должны быть прикреплены к определенной части», – сказал собеседник.

Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также назвал Ерофеева и Александрова пленными. «Это граждане России, которые находятся в плену. Российская сторона принимает необходимые меры для их вызволения из плена», – говорил он.

Следующее заседание суда назначено на 17 ноября.

..............