Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевС партийным лайком
Марк Цукерберг идет в политику, но Обаме рано тревожиться
Основатель самой популярной социальной сети на планете Марк Цукерберг заявил о создании партии. Америке, по словам новоявленного политика, необходимо как можно больше молодых мигрантов. Политсистема США вряд ли позволит миллиардеру бросить вызов республиканцам и демократам, но можно обойтись и без этого, считают аналитики.
Полку американских политиков, не принадлежащих демократам и республиканцам, прибыло: о своем намерении основать партию заявил основатель социальной сети Facebook* Марк Цукерберг, и первым же политическим заявлением молодого миллиардера стала критика миграционного законодательства, предлагаемого Бараком Обамой.
Цукерберг может стать одним из публичных лиц кампании за иммиграционную реформу, но это будет Цукерберг, а не Facebook
Политическая группа Цукерберга получила название Fwd.us (Forward us), которое можно перевести как «Опережайте нас» («us» также может быть расшифровано и как «United States», «Соединенные Штаты»). Об этом Цукерберг сообщил газете Washington Post.
Движение, в частности, будет финансировать научные исследования и продвигать законодательные реформы в различных областях: от иммиграции до образования. По словам основателя Facebook, США необходим новый подход к решению этих вопросов, чтобы страна процветала и создавала больше рабочих мест, инноваций.
«У нас странная миграционная политика, которая не отвечает современному миру», – сказал он, отметив, что важно облегчить получение гражданства молодыми квалифицированными иммигрантами.
Цукерберг выступает за «всестороннюю иммиграционную реформу», что «позволит привлечь самых талантливых и трудолюбивых людей вне зависимости от их места рождения». Он также призывает к более высоким стандартам в школах.
Политдвижение уже поддержали главы интернет-компаний, в частности основатель LinkedIn Corp. Рейд Хоффман, а также глава Google Inc. Эрик Шмидт, гендиректор Yahoo Inc. Марисса Майер и другие.
Сетевая повестка
Проблема иммиграции, с которой начинает свою политическую карьеру Цукерберг, не надуманна и действительно вызывает сегодня в США много споров как среди политиков, так и в бизнес-среде.
Республиканцы и многие влиятельные бизнесмены критикуют иммиграционную реформу, которая была одним из ключевых вопросов избирательной кампании Барака Обамы на выборах 2012 года. Задача этой реформы – решить проблему 11 миллионов нелегалов, живущих в США.
Обама предложил меры, которые заставят их выйти из тени и стать добропорядочными жителями страны. Однако перед получением гражданства, по мысли Обамы, нелегальные иммигранты должны подтвердить знание английского языка и заплатить налоги и сборы.
Предлагаемая президентом реформа также предусматривает борьбу с подделкой паспортов и виз, депортацию преступников и совершенствование работы американской судебной системы в миграционных вопросах.
- Цукерберг объявил о создании политического движения
- Цукерберг: Facebook Home возможно адаптировать под iPhone
- Forbes составил рейтинг самых молодых миллиардеров мира
- Александр Разуваев: Купить мозги
- Цукерберг: Количество пользователей Facebook превысило миллиард
- Источник: Цукерберг встретился с гендиректором «Яндекса»
В свою очередь Китай, один из главных поставщиков интеллектуальных трудовых ресурсов, с 2010 года неизменно повышает зарплаты, касается это и IT-сферы. Как писал несколько лет назад журнал The Week, некоторые предприятия увеличили жалование сотрудникам на 80%, что плохо сказалось на экономике Поднебесной, но остановило отток молодых специалистов.
Разумеется, в этом контексте снижение барьеров поможет крупным компаниям США привлекать соискателей из-за рубежа, а политика Барака Обамы вынуждает их искать сотрудников на дорогом рынке США.
Миграция – далеко не единственная точка пересечения интересов гигантов индустрии и власти: доступность информации, персональные данные (которые почти во всех странах мира провайдеры обязаны предоставлять по требованию суда или правоохранительных органов), авторские права – таков неполный перечень проблем, которые возникают у государств с Сетью.
Партийные трудности
Попытки идеологов и практиков сетевой революции попасть в большую политику предпринимались и ранее.
Так, например, зарегистрированная в 2006 году в США Пиратская партия, собравшая поначалу множество сочувственных откликов и выступившая с критикой патентного права и законов об интеллектуальной собственности, как и предсказывали эксперты, в выборах не участвовала, призвав своих сторонников голосовать за Барака Обаму.
«За использованием интернет-технологий в политике лежит множество историй успеха. Однако партия – это политический институт, и здесь начинаются проблемы, – рассказал газете ВЗГЛЯД политолог Олег Игнатов. – Несмотря на все разговоры про электронную демократию, интернет-технологии не создали успешных и устойчивых политических институтов. Да, есть примеры пиратских партий, а также массовых движений, которые организовывались через интернет, но был ограничен либо их успех, либо период активного существования. Напротив, есть примеры создания политических партий, которые принципиально отказывались от интернет-технологий. Можно вспомнить феноменальный результат движения «Пять звезд» комика Беппе Грилло на последних парламентских выборах в Италии».
Как пояснил Игнатов, предприятию Цукерберга будет мешать и само устройство американской политической системы. «В условиях пропорционального представительства, когда люди голосуют за партии, новым политическим силам легче показать хороший результат. При мажоритарной системе, когда голосуют за кандидатов и на президентских выборах, например, нужно выдвигать в каждом штате, возможности для конкуренции с республиканцами или демократами минимальны», – рассказал он.
При этом политолог не исключил, что основатель Facebook вместе с другими представителями IT-индустрии может стать лоббистом.
#{interviewpolit}«О политических взглядах Цукерберга было почти ничего не известно, в отличие, например, от основателя «Википедии» Джимми Уэйлса. Он производил впечатление безыдейного технократа-предпринимателя. К теме иммиграционной реформы обращались многие бизнесмены, в том числе Билл Гейтс. Цукерберг может стать одним из публичных лиц кампании за иммиграционную реформу, безусловно, но это будет Цукерберг, а не Facebook», – отметил Игнатов.
«Я не вижу в этом проблемы, – продолжает политолог, – но Сеть – это просто эффективный способ организации, за пределами которого остаются люди, не пользующиеся или мало пользующиеся Сетью. Вокруг сетевых тем можно организовать движение, но не успешную партию. Мне представляется, что это вообще частные темы для пользователей сетей, проживающих в конкретных государствах, но не общие темы Сети как таковой»
Георгий Гофбауэр, старший редактор Учебного мультимедийного центра факультета журналистики МГУ, не уверен в том, что главе Facebook удастся конвертировать свою популярность в политический успех, но отмечает, что «Цукерберг – чистый технократ, но получит популярность, построенную на чистой эмоции, при этом он, очевидно, выбивает почву из-под ног у Демократической партии».
«Показателен пример Барака Обамы, который и в первую президентскую кампанию, и во вторую уделял значительное внимание работе с социальными сетями, – рассказал Гофбауэр газете ВЗГЛЯД. – Не он сам, а приглашенные консультанты определяли стратегию и тактику работы в социальных сетях. И сейчас политики активно используют социальные сети в своей деятельности. Фактически политическая деятельность в социальных сетях давно уже делается ребятами в худи. Но они не политики, а технологи. Превращение же Цукерберга в политика довольно неожиданно хотя бы потому, что он глава публичной компании. Он – ее и лицо, и символ. А это значит, что он привносит политические риски в бизнес. Интересно посмотреть, как рынок отреагирует на это событие».
Акции Facebook Inc, как сообщает сайт Investing.com, после заявления Цукерберга упали незначительно.
Коммуникация и власть
Социальные сети стали политическим феноменом после ряда революций в арабских странах: в Тунисе, Ливии, Египте противники действующей власти координировали свои действия через Facebook и Twitter, однако выгодополучателями после свержения режимов стали политики традиционные, представители действующих оппозиционных партий.
В США движение Occupy Wall Street также в значительной степени выросло из Сети, однако в выборах участия не принимало и влияния на предвыборный расклад не оказало.
Однако противостояние власти и социальных сетей не может не обостряться, об этом пишут почти все аналитики.
Например, знаменитый американский исследователь Мануэль Кастельс в своей работе «Сетевая теория силы» писал: «Чтобы эффективно применить насилие или даже просто принуждение, требуется оформить этот акт в индивидуальном и коллективном сознании. <...> (В современном обществе) качественное функционирование государственных и общественных институтов не является простым результатом способности институтов заставить граждан подчиняться правилам поведения. Имеет принципиальное значение – и определяет саму возможность реализации прав государства и общества в отношении граждан – и то, что люди думают об институтах государства и общества, определяющих их условия жизни, и как они относятся к культуре, социальной организации и экономике».
По словам Кастельса, сегодня от социальных сетей в огромной степени зависит мандат государства на насилие, без которого никакое государство пока еще не научилось существовать. Так что влияние Сети на политику не обязательно должно воплощаться в форме свержения правителя, есть и более тонкие механизмы.
Цукерберг этими механизмами пользоваться умеет.
Как заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор сайта «Мнения.ру» Кирилл Мартынов**, «похоже, люди, чей опыт сформировался в рамках сверхуспешных сетевых проектов эпохи Web 2.0, сейчас действительно готовы идти в политику». «С чем они туда отправятся? С ощущением, что интернет решает все проблемы. Что если где-то есть бедность, несправедливость, насилие, то все это из-за того, что там мало Сети. Вот программа Цукерберга, ничего сверху нет, кроме дежурных рассуждений о демократии», – рассказал он.
«Но давайте себя спросим: на чем Цукерберг зарабатывает? Что продает Facebook? Реклама – это еще не все, – продолжает Мартынов. – Самый важный капитал Цукерберга – это люди и социальные связи между ними, которые он отслеживает и анализирует, а затем перепродает тем, кому это нужно: тем же рекламодателям (но не только). То есть товар Цукерберга – люди, все мы, он вообще цифровой работорговец».
Мартынов, анализируя политику Facebook, находит в ней очевидные тоталитарные черты: «Вспомните, как настраивается отображение информации в ленте: вам там показывают не все, на что вы подписались (как в Twitter), а только то, что сочтут нужным и интересным именно для вас мудрые алгоритмы, созданные программистами Цукерберга. Это тоталитарное мышление, которое шагнуло далеко вперед со времен ХХ века. «Мы покажем вам только то, что вы наверняка залайкаете, исходя из того, что вы смотрели и лайкали в прошлом. А потом все это монетизируем и перепродадим».
«Шансы оценивать трудно, – полагает Мартынов, – поскольку они завязаны, во-первых, на то, насколько с ним будут сотрудничать профессиональные политики (или он решит все делать сам?), во-вторых, не наиграется ли он, не достигнув быстрого успеха, в-третьих, не начнет ли ангажированность вредить имиджу Facebook как социальной сети для всех, и в-четвертых, действительно ли появятся новые избиратели, выросшие уже внутри социальных сетей и готовые играть по правилам Цукерберга».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом