Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

9 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
8 августа 2012, 19:30 • Политика

Спор на сухом месте

Дефицит воды может вызвать войны

Спор на сухом месте
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Александр Божедомский

Тема потенциальной опасности дефицита воды, который может привести к новым войнам, обсуждается на самом высоком уровне. Об этой угрозе заявил секретарь Совбеза Николай Патрушев. Эксперты подтверждают опасения высокопоставленного чиновника, но считают, что контекст проблемы носит не военный характер.

Потенциальный дефицит воды и борьба за этот ресурс как за стратегический стали одной из тем научно-практической конференции по вопросам комплексного развития водоресурсной сферы России. Выступавший на мероприятии секретарь Совета безопасности Николай Патрушев во вторник заявил о том, что эта проблема может затормозить экономический рост и даже привести к войнам.

Глобальная война вряд ли принесет пользу в вопросе раздела воды

«В условиях обострения конкурентной борьбы в мире мы не можем исключать решения возникающих ресурсных проблем с помощью военной силы», – цитирует Патрушева РИА «Новости».

По его словам, «вода, которой так богата Россия, является одним из главных резервов повышения ее конкурентоспособности на мировой арене и обеспечения национальных интересов». «Для этого требуется выработать и рассчитанные на длительную перспективу меры по защите этого национального богатства», – считает Патрушев.

Он напомнил, что Россия принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. По объему речного стока она занимает второе место в мире после Бразилии, а по водообеспеченности на одного человека – третье, после Бразилии и Канады. Только одно озеро Байкал составляет 20% от мировых запасов поверхностных пресных вод.

«Вместе с тем такое водное изобилие накладывает на Россию особую ответственность за сохранение и рациональное использование этого важнейшего природного ресурса», – сказал Патрушев. По его мнению, потребление воды, возрастающее вместе с ростом населения и развитием мировой экономики, ставит перед Россией комплекс вопросов стратегического характера.

«Это, прежде всего, дефицит водных ресурсов. Сегодня, по оценкам, от нехватки воды страдают около 700 млн человек в 43 странах мира, а к 2025 году эта проблема может затронуть более 3 млрд человек», – сказал секретарь Совбеза РФ.

И действительно, по данным ООН, к 2025 году дефицит воды может возрасти с нескольких сотен до 1300–2000 куб. км в год. В Африке уже к 2020 году из-за изменений климата нехватка питьевой воды может коснуться 220 млн человек, а в засушливых регионах планеты в целом – до 700 млн человек, что приведет к резкому усилению миграции. К 2030 году почти половина людей – до 47% населения земного шара – будут испытывать дефицит питьевой воды.

Конфликты за воду вполне реальны, и хотя в глобальном масштабе они носят лишь политико-дипломатический характер, локально они уже выливаются в вооруженные конфликты, подтверждает футуролог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

«По мере изменения климата проблема будет острей и острей. Наиболее опасны в этом смысле регионы Центральной Азии и Африки. Например, между Таджикистаном и Узбекистаном уже сейчас споры по поводу принадлежности рек и операций с их водными ресурсами выливаются в вооруженные конфликты. Очень уязвим, например, Пакистан (имеющий в том числе запасы ядерного оружия – прим. ВЗГЛЯД), где, с одной стороны, очень скоротечны изменения климата, а с другой – стремительный рост населения уже стал причиной дефицита воды, – заявил Лукьянов газете ВЗГЛЯД. – Россия в этом контексте в хорошем положении».

При этом проблема глобального раздела водных ресурсов пока не имеет решения.

«Не очень понятно, что с этим делать. Понятное дело, что крупные страны вмешательства в свои водные хранилища извне не допустят. Можно лишь предположить, что будет установлен некий глобальный режим потребления воды. Но, опять-таки, вряд ли крупные страны позволят навязывать им правила», – рассуждает Лукьянов.

При этом даже глобальный дефицит воды вряд ли сможет стать причиной нарушения договоренности о неприменении ядерного оружия.

#{smallinfographicleft=500883}«Ядерный паритет остается универсальным сдерживающим средством вне зависимости от природы споров. В этом плане Россия и США хорошо защищены. Такие страны, как Китай и Индия, – меньше, но все равно в достаточно степени, – продолжает он. – Да и глобальная война вряд ли принесет пользу в вопросе раздела воды – масштабное применение оружия просто испортит эту воду, воевать будет не за что»

Как альтернативу войне Лукьянов не исключает появление, например, глобального водного рынка наподобие нефтяного.

Однако с этой идей категорически не согласен член-корреспондент РАН, директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян. Он утверждает, что перевозки воды для решения проблем тех или иных регионов должны быть столь огромными, что эта затея превратится в «экономический абсурд».

«Вы не представляете, о каких масштабах идет речь. Объемы воды несопоставимы с объемами транспортируемой нефти (нефти в тысячи раз меньше – прим. ВЗГЛЯД). Это просто физический и экономический абсурд», – заявил ученый газете ВЗГЛЯД.

По его словам, дефицит воды – не новость уже много лет, решение этой проблемы весьма банально и возможно без каких бы то ни было последствий.

«Гипотетически пережить дефицит пресной воды в мире возможно без последствий. Предполагается, что численность населения планеты должна стабилизироваться примерно на 10–10,5 млрд человек (сейчас 7 млрд – прим. ВЗГЛЯД). Используемой ныне питьевой воды достаточно, чтобы обеспечить этих людей водой. Но возможно это лишь в случае кардинального изменения отношения к воде всего мирового сообщества».

Вполне предсказуемо, что в первую очередь нужна объективная экономия воды, говорит ученый.

«Необходим массовый переход на использование экономичных, высоких технологий в отраслях, где используется вода. Водоемкие производства должны осуществляться только там, где нет дефицита воды и где соответствующая отрасль развита. Там, где она не развита и потребляет слишком много воды, осуществлять ее деятельность не нужно», – пояснил он, добавив, что имеет в виду под водоемкими производствами. Например, производство 1 тонны бумаги требует 200 тонн воды, крайне водоемкое производство – металлургия. Сверхводоемкие – высокая химия или сельское хозяйство.

«Вы знаете, что 2/3 всей используемой в мире питьевой воды уходит на орошение? – продолжает эксперт. – Хорошим показателем считается, если на производство тонны зерна была затрачена тонна воды».

Россия в этом смысле создана для сельского хозяйства: у нее огромная территория и практически нет засушливых регионов, подчеркивает он. Но зато в России одни из самых высоких в мире показателей по сбросу грязной воды.

«В России в воды ежегодно сливается до 17 млрд кубометров грязной воды. Ни одна страна в мире этого не выдержала бы, разве что Боливия. Кроме того, у нас очень много воды уходит в «коммуналку», – говорит директор Института водных проблем РАН.

Что касается безопасности водных ресурсов, то, по мнению Данилова-Данильяна, их нужно охранять в первую очередь от неразумных людей, а не конкурентов.

«Ни в коем случае нельзя допускать полного осушения водных источников. Где-то их, наоборот, нужно расширять. Это разумно, например, если источник потребления воды находится в пределах 300–400 километров, – продолжает ученый. – Ну и, конечно, необходимо совершенствовать технологию опреснения воды. Пока это очень дорого и мало где используется. Но в Арабских Эмиратах, например, уже применяется давно».

..............