Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

5 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

17 комментариев
24 августа 2012, 19:35 • Политика

«Рейтинг Путина нетипично высок»

Михаил Ремизов: Рейтинг Путина нетипично высок

«Рейтинг Путина нетипично высок»
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Анна Аналбаева

«От популярности первого лица очень многое зависит в устойчивости политической системы. Соответственно, для того чтобы колебания рейтинга не были проблемой для политической стабильности, нужно укреплять доверие к институтам», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Михаил Ремизов. Так он прокомментировал итоги очередного опроса социологов о популярности Владимира Путина.

По данным обнародованного накануне опроса «Левада-центра*», президенту Путину по-прежнему симпатизирует огромное большинство избирателей. Так, доля тех, кто одобряет деятельность Владимира Путина, составила 63% – это лишь на 4% меньше, чем в июле. 22% респондентов заявили, что они не против еще одного президентского срока Путина (в марте их было 17%), 7% хотели бы, чтобы в 2018 году его на посту президента сменил Дмитрий Медведев (6%). Почти половина опрошенных (49%) хотят, чтобы третий президентский срок стал для Путина последним, сообщили в четверг «Интерфаксу» социологи.

Конфликт с очень серьезными глобальными последствиями, безусловно, повлияет на атмосферу в обществе и, в том числе, возможно, в сторону консолидации вокруг Путина

Респондентам также был задан вопрос о том, чем, прежде всего, руководствуются представители высшей федеральной власти России в своей деятельности. Большинство опрошенных ответило, что находящиеся у власти люди действительно хотят «превратить Россию в современную, экономически развитую, социально благополучную страну» и вернуть ей «статус великой державы, восстановить прежний геополитический баланс сил» (по 25%).

Опрос проводился 17–21 августа по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных  пунктах 45 регионов страны.

«Такого рода опрос – это чистой воды манипуляция, – заметил в разговоре с газетой ВЗГЛЯД профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев, ранее занимавший высокий пост в кремлевской администрации. – Если я вам скажу: «Не думай о желтой обезьяне», вы все равно хоть на секунду о ней подумаете. Так и здесь. Человек вообще не думает, что там будет через шесть лет с политикой. Нормального человека это не интересует. Его останавливают на улице и задают жесткий, резкий вопрос: «А вот что будет через шесть лет?.. Путин или не Путин?» Человек, как правило, во-первых, обескуражен таким вопросом. В течение той секунды, когда надо ответить, он думает, как бы «сумничать», не показавшись дураком. С другой стороны, как бы дать социально приемлемый ответ – то есть то, что он примерно привык слышать от окружающих. В-третьих, он в данный момент, может быть, чем-то неудовлетворен, обозлен и так далее... На неконкретный вопрос дается очень неконкретный ответ».

Матвейчев напомнил, что ранее в августе тот же «Левада-центр» обнародовал итоги другого опроса, в котором россиянам задавали традиционный вопрос, кого из политиков они поддерживают в данный момент.

«И там 55 процентов четко говорят, что не видят Путину никакой альтернативы на данный момент. Вот на конкретный вопрос получаешь конкретный ответ... А когда начинаешь там – «через шесть лет» или «через восемь» и «если будет то или сё» – получается мутная вода. А в мутной воде всегда приятно половить рыбу. Вот они ее и ловят, и такие дешевые сенсации пытаются выдать», – подытожил политолог.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, отвечая на вопросы газеты ВЗГЛЯД, обратил внимание на то, что рейтинг Путина существенно выше, чем у действующих глав западных стран, но призвал готовиться к временам, когда эта ситуация изменится.

ВЗГЛЯД: Михаил Витальевич, по итогам своего последнего опроса «Левада-центр» утверждает, что популярность президента несколько снизилась. С чем это может быть связано?

Михаил Ремизов: Колебания рейтинга поддержки были и будут иметь место в дальнейшем. Но все равно уровень поддержки остается на приличном уровне. Пожалуй, тренд на снижение уровня поддержки власти вполне естествен, потому что путинский рейтинг, конечно, был всегда некой политической аномалией. И он остается высоким, нетипично высоким, если сравнивать с другими странами, с развитыми демократиями.

Я думаю, что вывод такой: властям в России, так или иначе, надо действовать в тех условиях, в которых уже давно привыкли жить и работать власти в развитых странах, в устоявшихся демократиях.

В целом это, скорее, естественно для современной демократии, чем чрезвычайная ситуация. Падение рейтинга не является обвальным, поэтому есть время для того, чтобы перестроить политическую систему рейтингократии, усилив институты.

ВЗГЛЯД: Почему рейтинг Путина настолько выше, чем рейтинги лидеров Евросоюза или США?

М.Р.: Да, он по-прежнему существенно выше, чем рейтинг действующих глав таких государств, как США, Германия, Франция. Такое внимание к рейтингу главы государства связано с тем, что доверие к институтам слабое. От популярности первого лица очень многое зависит в устойчивости политической системы. Соответственно, для  того чтобы колебания рейтинга не были проблемой для политической стабильности, нужно укреплять доверие к институтам.

ВЗГЛЯД: Судя по опросу, почти половина россиян хотят, чтобы через шесть лет президентом стал не Владимир Путин и не Дмитрий Медведев, а «другой человек». Растет запрос на новые лица?

М.Р.: Мне кажется, что проект «Преемник» еще в конце 90-х показал себя – такую технологию омоложения системы, сохранения системы за счет смены лиц. И сейчас, когда очередной жизненный цикл политической системы подходит к концу, вполне естественна попытка сохранить стабильность и устойчивость системы за счет смены лиц. В 2018 году это вполне ожидаемо или, по крайней мере, вполне возможно. Безусловно, такой запрос существует.

ВЗГЛЯД: Как заявил газете «Коммерсант» заместитель секретаря генсовета «Единой России» Андрей Исаев, «если завтра начнется война между Израилем и Ираном, а Владимир Путин сможет «уберечь страну от вмешательства в этот военный конфликт, то за четвертый срок Путина будет выступать уже 90% опрошенных». Вы бы согласились с ним? Или же война на Ближнем Востоке – это все же слишком далекая тема для рядовых россиян?

М.Р.: Дело в том, что война с участием Ирана, если такую предположить, – это война с тенденцией перерастания в мировую войну или, по крайней мере, в конфликт с очень серьезными глобальными последствиями. Это, безусловно, повлияет на атмосферу в обществе и, в том числе, возможно, в сторону консолидации вокруг Путина.

Другой вопрос, насколько вероятной мы считаем такую войну. Пока что Израиль придерживается тактики не прямых военных действий, я имею в виду диверсии против ученых или кибератаки и так далее. В принципе, эта тактика кажется довольно успешной.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента