Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевГлавный закон сезона
Судимых по тяжким статьям не пустят в губернаторы
Новая процедура выборов губернаторов, осложненная муниципальными праймериз и консультациями кандидатов с главой государства, как объяснил газете ВЗГЛЯД источник в администрации президента, будет подразумевать и еще несколько норм, препятствующих проникновению в региональную власть сомнительных персонажей.
Накануне рассмотрения парламентом во втором чтении закона о выборах губернаторов, уже вызвавшего жесточайшую полемику в Думе и очевидное неприятие оппозиции, боящейся не суметь поставить под свои знамена муниципальных депутатов, источник в администрации президента рассказал газете ВЗГЛЯД о том, какие именно новшества могут появиться в документе.
Если раньше речь шла о невозможности участия в выборах человека, имеющего непогашенную судимость, то отныне каждый, кто хоть раз был осужден по тяжким и особо тяжким статьям УК и отбыл срок, лишается права быть избранным
Поправки (а именно они и являются предметом второго чтения) к закону, созданному по инициативе президента Дмитрия Медведева, напомним, подразумевают, что до того, как выдвинуть свою кандидатуру на прямых выборах главы субъекта Федерации, политик должен будет заручиться поддержкой не только жителей региона, но и депутатов муниципалитетов. Однако этими положениями решено было не ограничиваться.
Если депутаты закон поддержат, то третье чтение, как заявил источник, планируется уже на 25 апреля, а 27-го законопроект попадет в Совет Федерации. В свою очередь субъекты Федерации в очень сжатые сроки, до 1 июля, должны будут привести свои уставы в соответствие с положениями нового законопроекта. В этом им поможет Центризбирком, который будет готовить модельный закон для регионов.
Сроки
Первые выборы по новой схеме могут состояться уже 14 октября. Пока под них попадают, например, главы Новгородской, Брянской и Амурской областей, а также руководитель Бурятии, которые, впрочем, могут заранее сложить полномочия и избавить свой регион от избирательной кампании.
Сама же выборная схема, по словам чиновника администрации президента, базируется на едином дне голосования, которым со следующего года станет второе воскресенье сентября. Губернаторы, чей срок полномочий истекает после этой даты, до конца срока остаются руководителями региона, а победивший на выборах кандидат становится избранным, но пока не вступившим в должность главой субъекта Федерации. «Победитель терпеливо ждет», – пояснил чиновник.
В свою очередь, если срок прекращения полномочий наступает в начале года, то до выборов, согласно уже существующей процедуре, президентом назначается временно исполняющий обязанности губернатора, который тоже может принять участие в выборах. По словам источника в Кремле, «врио обычно назначается таким образом, чтобы регион не остался без присмотра». Под описанную ситуацию, например, подпадает губернатор Свердловской области Александр Мишарин, уходящий со своего поста 13 ноября 2013 года, уже после выборов.
Для многих глав регионов радостной новостью станет и тот факт, что с момента наступления выборов можно будет начать новый отсчет двух сроков подряд: даже если губернатор руководил областью предыдущие восемь лет, он может снова попытать счастья (даже дважды).
Муниципальные праймериз
Поправки, касающиеся муниципальных праймериз, главной головной боли оппозиции, станут, возможно, самой важной частью законопроекта.
Как и введение единого дня голосования осенью, подписи депутатов муниципалитетов всех уровней должны, по словам источника в Кремле, стать для партий стимулом к более активной работе в регионах. «Нельзя будет полагаться на привлеченных политтехнологов, которые за три месяца до кампании приедут в регион и все за кандидата сделают: человеку придется самому заручаться поддержкой депутатов», – заявил чиновник.
Кроме того, что каждый субъект может предусмотреть самовыдвижение (согласно базовой идее, кандидатов выдвигают представленные в местном парламенте партии), на откуп регионам отдается и окончательное установление количества подписей депутатов, которые должен собрать в свою поддержку кандидат. Федеральным законом будут определены нижняя и верхняя граница: не меньше 5% и не больше 10% всех народных избранников региона должны будут поставить свои нотариально заверенные подписи.
Отозвать их они не смогут и отвечать за свое решение станут перед всеми жителями региона: в сети и региональных изданиях в обязательном порядке будут опубликовано, кто и кому отдал свой голос.
Еще одной уточняющей поправкой станет невозможность собрать подписи лишь у нескольких муниципий: согласно проекту закона, от 5 до 10% депутатов должны будут представлять законодательные органы городских округов или быть главами муниципальных районов, то есть одними сельскими поселениями отделаться будет просто невозможно.
- Медведев предлагает голосовать регионам только в сентябре
- Главы исполкомов ЕР обсудят проигрыш в Ярославле
- Оппозиция боится отдать власть муниципальным советам
- Путин предложил писать законы в Интернете
- Эксперты оценили шансы КПРФ на возвращение к власти
Как и нельзя будет, по словам источника в Кремле, просто проехаться по трем–четырем районам региона: не менее трех четвертей всех муниципальных районов или городских округов должны быть представлены в подписных листах каждого кандидата.
Взять и отозвать
Если в региональные начальники все-таки попытаются пройти люди, представляющие для субъекта Федерации опасность, на их пути встанет процедура консультации с президентом, который, являясь гарантом Конституции, имеет право на практике реализовывать все разрешенные законодательством полномочия. Вплоть до отказа в доверии: эта норма должна сохраниться и для избранных глав регионов.
Кроме того, поправками предусматривается возможность отзыва высшего должностного лица субъекта РФ в случаях нарушения им российского законодательства либо неоднократного без уважительных причин неисполнения своих обязанностей. При этом подчеркивается, что эти обвинения должны быть доказаны судом: для того чтобы инициировать импичмент (то есть, по сути, передать дело о главе региона в суд), необходимо собрать четверть голосов всех жителей субъекта Федерации, а для того чтобы нерадивого губернатора отстранить – половина.
Новые грани судимости
Отдельно собеседник газеты ВЗГЛЯД остановился на принципиальном для власти сюжете с судимостью потенциальных кандидатов. По его словам, если раньше речь шла о невозможности участия в выборах человека, имеющего непогашенную судимость, то отныне каждый, кто хоть раз был осужден по тяжким и особо тяжким статьям УК и отбыл срок, лишается права быть избранным.
Та же судьба постигнет и экстремистов. Кандидатом не сможет стать политик, привлекавшийся хотя бы по одной из «экстремистских» статей уголовного законодательства. По словам чиновника, эти нормы ограничат возможность прихода во власть всех тех, кто выступает за те или иные формы насилия в отношении своих политических оппонентов.
Коррупция и клоуны
Аналитики поправки к закону о выборах губернаторов оценивают двояко, сходясь во мнении, что предлагаемые меры неидеальны, но являются меньшим из всех возможных зол.
Директор Института политики и государственного права Виталий Иванов считает, что необходимы любые ограничители на пути «местных клоунов и московских гастролеров». «В выборах должны участвовать люди серьезные, системные, представляющие, что такое управление регионом. На выборах не место шутам гороховым, которые выдвигаются, чтобы покрасоваться, устроить скандал, расторговаться, то есть привезти из Москвы всяких ублюдков и устраивать с ними хороводы, голодовки, марши, митинги и тому подобное. Всю эту публику надо жестко отсечь», – сказал Иванов газете ВЗГЛЯД.
В свою очередь президент Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты Максим Григорьев уверен, что вопрос о муниципальных праймериз «явно переоценен».
«Если речь идет о сборе подписей некоторого количества депутатов муниципальных органов власти, то это ни с политической, ни с технической точки зрения не представляет особого труда. Там ведь не нужно собирать половину или даже треть подписей депутатов всех муниципальных органов управления. Количество это достаточно небольшое, и фактически любой кандидат, обладающий маломальским авторитетом, может без труда собрать его», – сказал Григорьев газете ВЗГЛЯД.
Однако Иванов признался, что не в восторге от идеи муниципальных праймериз. «Эта схема, мне кажется, чревата повышением коррупции среди депутатского муниципального корпуса. Как минимум будут предприниматься попытки подкупать местных глав и, соответственно, местных депутатов. С другой стороны, если не придумать ничего лучше, то пусть будут муниципальные праймериз. Технология в данном случае вторична, первична цель», – уверен Иванов.
Григорьев не разделяет опасений Иванова. «Наверное, избежать какой-то коррупционной составляющей и не удастся, но если считать, что всем депутатам муниципальных органов власти присуще стремление незаконным способом заработать деньги, то тогда надо говорить о том, что каждое их действие связано с попыткой незаконно нажиться, что, на мой взгляд, совершенно не верно. Я думаю, что подавляющее большинство депутатов будут поддерживать тех или иных кандидатов просто в силу своего представления о ситуации и идеологических соображений», – уверен Григорьев.
Закон, предполагает Иванов, не добавит авторитета муниципалитетам как таковым. В отдельных случаях «может повыситься политическая значимость руководителей муниципалитетов». «Депутаты в массе находятся под местными главами. Они от них зависимы и получают указания. Большинство муниципальных советов у нас ручные при соответствующих главах. Поэтому данная реформа «приподнимет» местных глав. А поскольку уровень коррупции там весьма высокий, то они получат возможность, в случае если губернатор слабый, лишний раз расторговаться», – полагает политолог.
Напротив, Григорьев уверен, что влияние муниципалитетов в регионах «безусловно возрастет». «Это будет автоматически означать, что избранный губернатор так или иначе будет обязан депутатам муниципалитетов. На мой взгляд, в этом ничего плохого нет», – считает член ОП.