Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
14 февраля 2012, 09:56 • Политика

Затянуть «пояс»

Эксперты оценили шансы КПРФ на возвращение к власти

Затянуть «пояс»
@ РИА "Новости"

Tекст: Андрей Резчиков

Возвращение губернаторских выборов дает КПРФ шанс на возрождение «красного пояса» – особенно в средней полосе России, где коммунисты еще сохранили существенную поддержку. Например, на днях горсовет Орла возглавил кандидат от коммунистов. Однако эксперты считают, что и правление левых будет совсем иным, нежели в 1990-е.

В декабре президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию предложил комплексную реформу политической системы. Одним из пунктов реформы стало возвращение прямых губернаторских выборов. В январе Кремль внес соответствующий законопроект в Госдуму, и с тех пор вокруг проекта не стихают споры.

Возвращение «красного пояса» образца 1996 года маловероятно. Даже в традиционных левых регионах ситуация изменилась

Вероятно, какие-то формулировки в законопроекте будут изменены, так как документ еще не проходил чтений в Госдуме, у экспертов возникало немало вопросов по поводу «президентского фильтра».

Кроме этого, законопроект предполагает, что президент сможет увольнять губернаторов за коррупцию или конфликты интересов. Вероятнее всего, вопросы наличия или отсутствия конфликта интересов или случаев коррупции в деятельности глав регионов будут находиться в ведении президентского Совета по противодействию коррупции.

Возвращение выборов дает шанс оппозиции, точнее, одной КПРФ, отыграться в некоторых депрессивных регионах, особенно в средней полосе России, где те еще сохранили значительную популярность. То ли по совпадению, то ли неслучайно, но уже 31 января горсовет Орла возглавил ставленник КПРФ политтехнолог Сергей Ступин. Это дало повод экспертам всерьез заговорить о возвращении, пусть и в усеченном виде, «красного пояса».

Напомним, термин «красный пояс» появился в 1996 году. Так называли регионы, где по итогам первого тура президентских выборов лидер КПРФ Геннадий Зюганов выиграл у Бориса Ельцина. Зюганова поддержали преимущественно жители депрессивных сельских регионов центральной России, Черноземья, Поволжья и некоторых республик Сибири и Северного Кавказа.

В этих регионах коммунистам легко удавалось затем проводить на губернаторские посты своих ставленников. Пояс пронизывал всю страну и включал Астраханскую, Белгородскую, Брянскую, Волгоградскую, Воронежскую, Ивановскую, Липецкую, Калужскую, Камчатскую, Кировскую, Курскую, Орловскую, Пензенскую, Рязанскую, Саратовскую, Тамбовскую, Тульскую, Ульяновскую области и Ставропольский край. Среди национальных республик в пояс входили, например, Бурятия, Карачаево-Черкесия, Дагестан и Северная Осетия.

Ситуация начала меняться в начале 2000-х годов, когда «Единая Россия» решила взять под контроль эти регионы. С течением лет губернаторы-коммунисты постепенно уходили в отставки или переходили в ряды «ЕР». Задача упростилась после 2004 года, когда губернаторов стала, по сути, назначать Москва. Позже механизм претерпел изменения и правом предлагать кандидатов наделили партию, обладающую в конкретном регионе большинством. Этим правом за все время существования нормы пользовалась лишь «Единая Россия». Единственным исключением, когда губернатором стал не сторонник правящей партии, стала Кировская область, которую с подачи Кремля возглавил Никита Белых (бывший лидер оппозиционного Союза правых сил).

Последними «красными губернаторами» оставались главы Волгоградской области Николай Максюта и Камчатки – Михаил Машковцев, ушедшие со своих постов в 2007–2009 годах. В итоге в качестве последнего обломка «пояса» до сих пор уцелела только Владимирская область, которой продолжает руководить Николай Виноградов, чье членство в КПРФ было формально приостановлено в январе 2008 года. В последнее время термин «красный пояс» некоторые эксперты применяют к регионам, где КПРФ на парламентских выборах в декабре 2011 года набрала более 20%.

Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области, которая ранее также принадлежала к «поясу», говорит, что «если человек хороший», то его изберут вне зависимости от того, в какой партии тот состоит. Губернатор предлагает вообще обязать губернаторов выходить из партии, пока они занимают свой пост. «Я вообще считаю, что Россия пока еще находится в том состоянии, когда губернатора лучше избавлять от необходимости вступать в какую-либо партию или приостанавливать свое членство в партии, кто бы его ни поддерживал на выборах», – сказал Артамонов газете ВЗГЛЯД.

По словам Артамонова, губернатор должен «заботиться обо всех жителях области независимо от партийности». При этом он признает, что коммунисты сохранили в области определенную электоральную поддержку, так как у каждой партии есть свой электорат. «Только я не вижу, кого коммунисты могли бы выбрать губернатором, если только привезут откуда-нибудь. Мы же помним, что коммунисты продавали места олигархам в Государственной думе. А сейчас смогут поддержать того, кто им заплатит. Легко причем. И не только коммунисты, вон ЛДПР – это вообще профессия», – полагает калужский губернатор.

В свою очередь губернатор Кировской области Никита Белых также считает, что в случае если губернаторы вновь будут избираться всенародным голосованием, то причастность к той или иной партии не будет играть заметной роли. «Эти выборы будут личностные», – сказал Белых газете ВЗГЛЯД.

Впрочем, сами коммунисты пока сомневаются в своих шансах, причем они опасаются не столько проиграть на выборах, сколько удержать завоеванную власть.

Депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Леонид Калашников напомнил, что в свое время около 30 губернаторов от КПРФ находились у власти в регионах. «К сожалению, не всегда удается их сохранить. Эту же тенденцию мы наблюдаем при выборах мэров городов. И сейчас, когда избираем своего кандидата, как было в Братске или Иркутске, начинается давление власти либо через бюджетные процессы, когда не дают денег на регион, либо чистая уголовщина: взятку подсовывают или еще что-то делают», – сказал Калашников газете ВЗГЛЯД.

Депутат подчеркнул, что предсказать, как будет восстанавливаться «красный пояс», сложно, потому что «губернаторы очень важны для вертикали власти».

«Конечно, мы уверены в том, что будем побеждать. Последний год мэрами около десятка городов стали коммунисты. Эта тенденция будет преобладать в регионах. Тем не менее после победы зачастую трудно удержать пост. Зачастую мы как в топку бросаем наши лучшие кадры, которые потом растопчут, либо не хватает у них силы воли», – отметил Калашников. 

«Пояс будет другим»

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что если коммунисты и вернутся на посты губернаторов, то эти процессы начнутся уже не в средней полосе России, в отличие от 90-х годов. «Если «красный пояс» вновь возникнет, то он будет уже по-другому выглядеть. Это будет другая конфигурация. Посмотрите результаты парламентских выборов. Где у коммунистов пики, там, собственно, и может быть воссоздан «красный пояс», – сказал Минченко газете ВЗГЛЯД, добавив, что он не исключает в будущем даже побед коммунистов в регионах с высокой долей городского населения.

При этом эксперт считает, что с приходом в регионах левых к местной власти ситуация не ухудшится. Он напомнил, что раньше, когда многие губернаторы избирались при поддержке коммунистов, они «очень быстро переобувались» и начинали сотрудничать с федеральной властью.

«Я не вижу каких-то особых рисков для устойчивости партии власти. Давайте вспомним последние выборы мэров, где выигрывали коммунисты. Они или вступали в «Единую Россию», или порой шли в тюрьму. Мое мнение, что сейчас возможностей для административного нажима в связи с изменением общественного климата будет гораздо меньше, но, с другой стороны, и коммунисты ведут себя по-другому. Они привлекают, например, предпринимателей. Скажем, коммунист Сергей Гаврилов – руководитель одного из думских комитетов. Не какой-то там замшелый, а вполне адекватный относительно молодой человек. Бизнесмен, банкир», – рассказал Минченко.

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что в нескольких регионах возможен приход левых губернаторов. Однако он отмечает, что «красный пояс» был достаточно специфическим феноменом. «Возвращение «красного пояса» в том виде, в каком он был, допустим, в 1996 году, маловероятно. Потому что даже в традиционных для левых настроений регионах ситуация изменилась. Та же Белгородская область и другие регионы. К тому же ситуация на юге России не гарантирует там победу левых сил», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД.

При этом другим левым силам, по мнению Орлова, приход к власти все равно не светит. «Справедливая Россия» вряд ли сможет провести своих губернаторов. Я не думаю, что это трагично. Тем более что люди смогут сравнивать эффективность социально-экономической политики, динамику уровня жизни и вообще детали проводимого курса и его результативности на примере регионов, где власть будет формировать правящая партия или оппозиционные», – предположил эксперт.

..............