Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
4 комментарияК избирателю вернулся голос
Эксперты оценили закон о возврате к выборам губернаторов
Президентский законопроект, возвращающий прямые выборы губернаторов, должен при прохождении через Госдуму дополниться поправками. В этом уверены действующие и бывшие губернаторы, а также политологи. В целом эксперты считают, что новый закон оживит политическую жизнь в регионах, где в последние годы «губернаторский корпус измельчал».
В понедельник президент Медведев внес в Госдуму законопроект, возвращающий прямые выборы губернаторов.
Если человек сможет публично доказать свою состоятельность перед народом, то ему нечего опасаться. Я уже трижды проходил горнило выборов, и меня в регионе знала каждая собака
Законопроект ограничивает пятью годами продолжительность полномочий губернаторов, которые будут избираться всенародным голосованием. Действующим главам регионов законопроект разрешает доработать до конца своих сроков при сохранении возможности отзыва президентом.
Кандидаты в губернаторы в случае принятия поправок будут выдвигаться либо политическими партиями после консультаций с президентом, либо в порядке самовыдвижения. Самовыдвиженцы вообще могут ни с кем не консультироваться, однако им придется собирать подписи в свою поддержку для регистрации, что невыгодно отличает их от партийных ставленников.
Законопроект предполагает, что президент сможет отрешать губернаторов от должности в связи с выявлением в отношении них фактов коррупции или конфликта интересов. Как пояснил ИТАР-ТАСС высокопоставленный представитель кремлевской администрации, вопросы наличия или отсутствия конфликта интересов или случаев коррупции в деятельности глав регионов, скорее всего, будут находиться в ведении президентского Совета по противодействию коррупции.
Таким образом, авторитет совета, рекомендации которого будут влиять на судьбу губернаторов, может заметно вырасти.
«Надеемся, регионы справятся»
«Если установлены факты коррупции в отношении губернатора или возник конфликт интересов, который может привести к искажению его служебных обязанностей, он обязан его (конфликт) урегулировать, – пояснил источник. – Если будет доказана его связанность с предпринимательской деятельностью, в этом случае о такой ситуации должен будет заявить, скорее всего, Совет по противодействию коррупции при президенте РФ».
По словам источника, окончательно еще не решено, какой именно государственный орган будет выявлять подобные случаи. Теоретически в Кремле не исключают даже создания специального органа. «Но, честно говоря, есть сильные сомнения по этому поводу», – добавил представитель администрации, предположив, что «по аналогии с федеральными министрами и госслужащими, которых назначает президент, именно президиум совета должен будет решить, имеет ли место конфликт интересов и может ли он быть преодолен, например, продажей или переуступкой тех или иных объектов».
«Если конфликт не преодолен, например в случае, если у губернатора – акции градообразующего предприятия на территории собственной области, здесь есть все основания говорить о конфликте интересов», – пояснил он.
Другой источник в Кремле рассказал «Интерфаксу», что между вступлением в силу закона и принятием регионами у себя соответствующего законодательства может возникнуть пауза, в течение которой избирательный процесс будет регулироваться указами из Москвы.
Ранее в понедельник начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева не исключала, что закон может вступить в силу в мае, то есть уже при новом президенте России.
В качестве примера источник привел ситуацию, при которой закон вступает в силу с 1 июня. Соответственно, напомнил он, до 1 августа, то есть в течение двух месяцев, субъекты РФ «обязаны как минимум принять закон о выборах, а также в идеале принять закон об отзыве (губернатора) и внести изменения в свою конституцию, в свой устав».
«Мы надеемся, что регионы справятся с этой задачей. Но могут возникнуть неприятности, если в этом двухмесячном интервале, когда с субъектов еще по закону ничего не спросишь, у кого-то из глав регионов прекратятся полномочия. Как быть с этой ситуацией, однозначного ответа нет. Рабочий вариант – указ президента», – сказал собеседник.
При этом источник обратил внимание на то, что после вступления закона в силу главы регионов смогут только выбираться.
«Каждому – свой переходный период»
Губернатор Ивановской области Михаил Мень считает, что при вступлении закона в силу следовало бы оставить переходный период, причем доверить самим регионам определить его продолжительность. Сам он пока еще не решил, будет ли он сам баллотироваться на будущий срок уже по новым правилам.
«У меня срок истекает нескоро – через 3,5 года. Поэтому у меня время подумать есть. И у всех по-разному. Я не думаю, что здесь нужен общий для всех переходный период. У каждого он будет свой», – сказал Мень газете ВЗГЛЯД.
Коллега Меня из Рязанской области Олег Ковалев уверен, что переходный период не нужен, но законопроект «надо всесторонне обсудить и добавить некие детали». Он напомнил, что в прошлом от прямых выборов отошли, потому что многие избирались на фоне популизма, другие финансировались олигархами и решали их задачи. Губернатор подчеркнул, что не надо возвращаться к прежним ошибкам.
«То есть были некие негативы, которые заставили уйти от этой схемы. Теперь мы возвращаемся к выборности. Но закон надо сделать так, чтобы убрать эти негативы. И когда он вступит в силу, это не играет никакой роли. Вступит в июле, значит, с осени уже будут избираться. Вступит с Нового года, значит, весной будут избираться», – сказал Ковалев.
Эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков отмечает, что переходный период фактически предусмотрен самим внесенным проектом, потому что полномочия назначенных губернаторов сохраняются. «В тех регионах, где губернаторы пришли к власти недавно, они будут избираться через несколько лет – после истечения нынешнего срока полномочий», – пояснил Святенков газете ВЗГЛЯД.
«Легко не должно быть»
Ковалев признает, что губернаторам, которые не возглавили регион путем выборов, сложнее сохранить власть.
«Легко не должно быть. Но это вопрос тактики избирательной кампании. Сложность заключается в том, что оппоненты будут использовать тезис «он был назначен», – уверен Ковалев. – Успех действующего губернатора будет зависеть от того, насколько он хорошо работает с различными социальными группами, общественными организациями, насколько он авторитетен в регионе, насколько он сориентирован на решение проблем людей и насколько он адекватно отвечает на эти вызовы».
Однако гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов указывает, что есть очень эффективные губернаторы, которые не проходили прямого избрания, а среди избранных были «откровенно неадекватные, криминальные и некомпетентные». «Все выяснится в процессе выборов. Некоторая часть откровенно некомпетентных деятелей быстро отсеется», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД.
- Медведев внес законопроект о прямых выборах губернаторов
- Медведев предложил комплексную политическую реформу
- Медведев уволил архангельского губернатора
- Владимир Путин пригрозил губернаторам увольнениями
- Матвиенко предложила отказаться от полпредов президента
В 2012 году срок полномочий истекает у более чем 10 губернаторов, в том числе и у главы такого крупного региона, как Подмосковье, Бориса Громова. Правда, у него полномочия заканчиваются в начале мая, он еще может успеть выйти на новый срок по старым правилам. В случае же прямых выборов, по словам политолога, у него «достаточно сомнительные шансы».
«Область находится в финансовом кризисе. Если у подмосковного губернатора возникнет сильный противник, то, конечно, у него будут проблемы с переизбранием. Другое дело, возникнет ли такой противник. Потому что нынешняя система позволяет еще на подходе к власти отфильтровать тех людей, которые чем-то не устраивают президента», – считает Святенков.
По-иному оцениваются шансы краснодарского губернатора Александра Ткачева (срок заканчивается в конце апреля), Святенков не исключает, что «он скорее может переизбраться». «Но чтобы переизбраться, даже сильным губернаторам придется предпринять большие усилия в сравнении с нынешней системой, которая предполагает только договоренности с Кремлем. А тут еще придется бороться за симпатии избирателей с соперниками», – напомнил политолог.
«А то оппозиция эту тему отмуссирует»
Мень согласен, что президент вправе увольнять губернаторов, если он утратил к ним доверие из-за обвинений в коррупции. Однако, по его мнению, для такого серьезного решения недостаточно лишь доклада какого-либо ведомства, содержащего подозрения в коррупции. По мнению Меня, подозрения должны быть юридически подкреплены.
Как полагает Мень, вокруг этого пункта в парламенте развернется дискуссия. «Я думаю, что парламентарии найдут и согласуют с авторами закона наиболее приемлемую конструкцию. Но, безусловно, такая статья в законе важна. Но, наверное, просто какой-то доклад не может быть основанием. Все-таки у нас работает презумпция невиновности в стране. По-моему, речь идет о возбуждении дел или даже конкретных судебных решениях», – считает губернатор Ивановской области.
С тем, что одного доклада мало, согласен и Ковалев. «Чтобы это не стало инструментом сведения счетов, должны быть очень четкие формулировки: на основании каких сведений принимается решение об отрешении от должности, кто дает эти сведения. Эта тема должна быть раскрыта либо в законе, либо в подзаконных актах. Чем прозрачнее будут эти схемы и формулировки, тем больше будет объективности», – уверен Ковалев, добавив, что это касается любого положения о назначении или об освобождении от занимаемой должности.
Ковалев пояснил, что освобождение от должности всенародно избранного губернатора потребует объяснить населению региона причины такого решения, «чтобы у народа доверие к власти не ослабло». «В этом плане нужна более четкая и скрупулезная формулировка. Иначе люди будут думать, что им плюнули в душу, их обидели и так далее. А любая оппозиция обязательно эту тему «отмуссирует» как следует», – уверен губернатор.
Святенков также указывает, что пока этот пункт в законопроекте сформулирован «расплывчато», но в свою очередь уверен, что для отрешения от должности «достаточно поступившей информации президенту». «Коррупционные проявления и конфликты интересов – достаточно расплывчатые вещи, так что достаточно какой-то информации, поступившей президенту», – полагает политолог.
Кроме отзыва за коррупцию президентским законопроектом предусматривается возможность отзыва губернатора в случаях нарушения федерального или регионального законодательства либо неоднократного неисполнения обязанностей без уважительных причин. Такие факты должны быть установлены судом.
«Тогда указ придется отменить»
Если человек находился на посту главы региона несколько лет и не смог заручиться поддержкой населения и профессионального сообщества, то никакой избирательный опыт ему не поможет
Особое внимание привлекло положение о том, что решение об отставке уволенный губернатор сможет оспорить в суде. Законопроект предусматривает, что отрешенные от должности губернаторы смогут обжаловать решение об их отстранении в суде и участвовать в новых выборах, пояснила помощник президента РФ – начальник государственно-правового управления Лариса Брычева.
Глава региона «может обжаловать этот указ в суде», сказала Брычева. По ее словам, если суд вынесет решение в пользу губернатора, то президент должен будет отменить это решение. Таким образом, суд может счесть, что президент принял свое решение без достаточных оснований.
Орлов указывает, что правовое или политическое решение будет принимать в таком случае суд, зависит от того, чем будут руководствоваться судьи. «Закладывание механизма отзыва элит с помощью граждан – это довольно опасный механизм. Он может создать риски дестабилизации ситуации в регионе. Например, против губернатора будут объединяться какие-то группы в регионе, те же криминально мотивированные, и периодически трясти систему власти в регионе», – предупредил Орлов.
Эксперт ожидает, что в ходе обсуждения к законопроекту будут приняты поправки. «В таком виде без детального обсуждения и учета мнений различных значимых игроков, которые представлены в парламенте, законопроект вряд ли будет принят», – предрекает политолог.
«Сейчас осечка все же маловероятна»
А бывший губернатор Вологодской области, депутат Госдумы Вячеслав Позгалев заявил газете ВЗГЛЯД, что предложенная президентом схема отправки в отставку несовершенна, так как увольнять следует не только тех, в отношении кого есть приговор суда, но и тех, кого уличили в неправильном декларировании своих доходов.
«Также я считаю, что ни в коем случае нельзя отправлять в отставку только по недоверию населения. Могу привести вам пример: когда мы в области объявили конкурс на звание лучшего учителя, то наименьшее число голосов набрали по-настоящему требовательные и профессиональные педагоги. На основании только субъективных мотивов принимать решение об отрешении от должности нельзя. Требовательные и жесткие руководители всегда будут вызывать недовольство определенных групп населения», – признал Позгалев.
В то же время экс-губернатор уверен, что только прямые выборы глав регионов привлекут в политику ярких и самобытных личностей.
«Губернаторский корпус измельчал, после того как глав регионов стали назначать. И если человек сможет публично доказать свою состоятельность перед народом, то ему нечего опасаться. Я уже трижды проходил горнило выборов, и меня в регионе знала каждая собака. Когда глава региона отчитывается только перед одним руководителем, то степень ответственности совсем другая, хотя возможность ошибки исключать нельзя. Но сейчас такая осечка все же маловероятна, так как за прошедшие 10 лет люди изменились и стали более ответственны», – отмечает Позгалев. Напомним, что к возвращению к выборности Позгалев призывал, еще сам будучи губернатором, выступая в газете ВЗГЛЯД в ноябре прошлого года.
Губернатор Кировской области Никита Белых в интервью газете ВЗГЛЯД также приветствовал президентский законопроект, отметив, что теперь граждане смогут избавиться от руководителя, который их не устраивает.
Белых также считает, что многие назначенные из Москвы лидеры смогут удержаться на своих постах, даже не имея опыта прямых выборов.
«Если человек находился на посту главы региона несколько лет и не смог заручиться поддержкой населения и профессионального сообщества, то никакой избирательный опыт ему не поможет, и наоборот, – заметил Белых. – Тем более что те, кто был назначен президентом ранее, смогут доработать свой срок до конца. Есть также и те, кто работает на своем посту по 10–12 лет и не надоел населению, а есть те, кто был назначен месяц назад и его уже не выносят. Ситуация в регионах разная».
Напомним, что внесенный Кремлем законопроект значится в Госдуме в совместном ведении с субъектами РФ и до его рассмотрения в палате в первом чтении должен пройти как минимум месяц. За это время региональные депутаты должны прислать свои отзывы и поправки в Госдуму. Поэтому второе и третье чтения законопроекта состоятся, возможно, не раньше мая – после инаугурации нового президента.