Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 октября 2012, 14:22 • Политика

«Роста социального протеста не будет»

Олег Матвейчев: Оппозиция интересна пока только СМИ

«Роста социального протеста не будет»
@ russia.ru

Tекст: Андрей Тихонов

«С помощью современных PR-технологий можно устроить революцию даже в раю. И превратить рай в ад…» – так прокомментировал шансы протестного движения на успех Олег Матвейчев, профессор Высшей школы экономики, один из самых известных политтехнологов в России. Матвейчев также полагает, что активизация партий не должна никого обманывать.

Российская политика осенью традиционно оживилась, и к началу октября уже можно подвести некоторые предварительные итоги проведенной партиями работы.

Население же понимает, что власть хоть что-то делает, а эти только выясняют отношения друг с другом

В публичное пространство с возрожденной партией «Родина» вышли умеренные националисты. Эксперты полагают, что в отличие от остальных правых проектов,  «Родина» может иметь шансы на успех благодаря поддержке вице-премьера Дмитрия Рогозина.

Тем временем предвыборная ситуация в регионах остается почти везде спокойной, и даже несмотря на либерализацию выборного законодательства, «Единая Россия» почти везде имеет очень хорошие шансы на успех: в этом сходятся авторы двух аналитических докладов, один из которых подготовлен Центром политической конъюнктуры России и рассказывает о муниципальном уровне, а второй выпущен в свет Фондом развития гражданского общества и посвящен кампаниям на уровне регионов.

В свою очередь несистемная оппозиция проводит выборы в Координационный совет, который должен стать первым объединяющим протестное движение органом. От КС уже, впрочем, отмежевались такие политики, как Эдуард Лимонов и Владимир Милов. Лимонов в своем блоге написал: «То, что получится после выборов, будет выглядеть как какая-нибудь революционная  пьеса (ну там, «Ленин в октябре») в исполнении карликов, шутов, лилипутов, инвалидов  и звезд шоу-бизнеса», а Милов в интервью сайту «Особая буква» отметил, что «никто из тех, кто занимается реальной работой с реальным избирателем, ни в какой Координационный совет не баллотируется, потому что времени нет».

О перспективах оппозиции газете ВЗГЛЯД рассказал политолог и политтехнолог Олег Матвейчев, который уверен в том, что в мире современных технологий революцию можно сделать где угодно.

ВЗГЛЯД: Олег Анатольевич, считаете ли возрождение партии «Родина» свидетельством активизации патриотического фланга отечественной политики?

Олег Матвейчев: Возрождение партии «Родина» вполне укладывается в рамки либерализации партийной системы. Активизируются почти все. Упрощение порядка регистрации партий вызвало к жизни многие силы – и левые, и правые, и либеральные, и социал-демократические. Мы наблюдаем общее движение.

Но об активизации в полном объеме можно судить не просто по итогам сбора ветеранов политических процессов, а в случае предложения конкретной программы, проведения широкомасштабных акций. Вот когда это все появится, тогда и можно будет говорить о полноценной активизации той или иной политической силы.

Поясню, что задача собрать 500 человек вполне решаема для любой организации. Только в том случае, если партия проявит готовность тратить миллионы долларов, это станет показателем серьезности намерений. Таких партий, из ныне регистрируемых, наберется тройка максимум.

ВЗГЛЯД: В то же время именно сторонники Рогозина ярко проявили себя в событиях вокруг процесса над Pussy Riot...

О.М.: На этом деле успели попиариться все. Нет такой политической силы, которая как-либо в этом не поучаствовала. Не откликнуться на данный процесс в политической среде стало считаться дурным тоном. Участие в этом нельзя считать свидетельством серьезности политических намерений. Все на этом отметились, абсолютно фоновая деятельность.

Поймите, что Дмитрий Рогозин – заместитель председателя правительства, одна из центральных фигур политической сцены. Если бы он по-настоящему проявил активность, это стало бы достаточно заметным явлением. А пока что мы видим, что тот же Немцов больше проявляет себя.

ВЗГЛЯД: Кстати, о Немцове. На ваш взгляд, не является ли избираемый в настоящее время Координационный совет оппозиции структурой, формируемой под него лично?

О.М.: Я так не думаю, создание Координационного совета оппозиции удовлетворяет амбиции всех участников этого процесса. Там все хотят быть лидерами и вершителями судеб оппозиции. Почти все завидуют Навальному и Удальцову, главным выгодоприобретателям оппозиционных акций.

По сути, Координационный совет оппозиции задуман как антиперсоналистский, коллективный орган.

ВЗГЛЯД: В то же время к выборам в этот орган были допущены не все, а многие кандидаты явно неадекватны...

О.М.: То, что они не допустили до выборов Тесака (националист Максим Марцинкевич был исключен из списка кандидатов в КС оппозиции из-за своей радикальной позиции – прим. ВЗГЛЯД), играет против них же самих. Теперь националисты вправе не признавать полномочия этого органа. Дополнительный повод для противников говорить, что это сходка отдельных личностей.

На самом деле все-таки этот Координационный совет интересует не широкие массы, а исключительно журналистов. Появился такой вялотекущий информационный повод на фоне провалившихся «маршей».

Население же понимает, что власть хоть что-то делает (принимает законы, повышает пенсии и зарплаты и т.д.) А эти только выясняют отношения друг с другом. У оппозиции нет никакого развития.

ВЗГЛЯД: Существует ли вероятность, что оппозиция окажется обезглавленной по итогам дела по «Кировлесу»?

О.М.: Я не хотел бы касаться деятельности Следственного комитета. Предпочел бы услышать, что им будет представлено в качестве доказательств на суде. Что касается политической судьбы Навального, то в ее оценке надо исходить из решения суда. Если он будет осужден условно, то как минимум не сможет занимать посты в органах государственной власти. Если же он получит реальный срок, то думаю, это будет концом для его карьеры. Я не верю в то, что таким образом он обретет ореол мученика.

Вообще же придерживаюсь принципа, что правосудие должно применяться одинаково ко всем, а не исходить из статуса подсудимого.

ВЗГЛЯД: В интервью газете ВЗГЛЯД Вячеслав Данилов предположил, что главенство в оппозиции захватят левые. Вы верите в перспективы социального протеста?

О.М.: Никакого роста социального протеста не будет. Все, что мы могли, мы в этом плане увидели. Сейчас люди постепенно погружаются в работу, скоро наступят холода, все предпочтут заниматься повседневными делами.

Профсоюзы, конечно, проведут свои ритуальные мероприятия по традиционным датам. Но ничего феноменального от них ожидать не приходится.

ВЗГЛЯД: Получается, что базы для социального протеста просто не существует?

О.М.: База есть всегда. Вопрос в том, как разжигается это недовольство. С помощью современных PR-технологий можно устроить революцию даже в раю. И превратить рай в ад...