24 августа, среда  |  Последнее обновление — 00:03  |  vz.ru

Главная тема


«Нормандская четверка» превратилась в «Нормандскую тройку»

«следовало бы соблюдать этику»


Предоставление авиабазы российским ВКС вызвало в Иране конфликт

у российских границ


Объявлено о планах разместить в Восточной Европе еще тысячи американских солдат

политическая риторика


Президент Литвы назвала российскую АЭС угрозой для выживания

армия и вооружение


Спущен на воду новый корабль, вооруженный «Калибрами»

название аэропорта


Волгоградские власти одобрили возвращение Сталинграда

события 1991 года


Горбачев ответил на слова Кравчука о развале СССР Украиной

олимпийское движение


Из-за нападок на Россию у США возникли проблемы в МОК

демонстрация силы


Украинская армия страшна только своей численностью

«лагеря гитлерюгенда»


Сергей Веселовский: Из украинских детей спешно готовят смертников

Вопрос дня


Обсуждается идея назвать Сталинградом волгоградский аэропорт. Хотели бы вы, чтобы ваша улица (город, аэропорт) носили имя Сталина?

Заповедник расточительства

В распоряжении газеты ВЗГЛЯД оказался доклад Счетной палаты об итогах ревизии республик Северного Кавказа

22 июля 2011, 08:51

Текст: Ирина Костюкова,
Алена Жирова

Версия для печати

В распоряжении корреспондента газеты ВЗГЛЯД, аккредитованного в Госдуме, оказался доклад Счетной палаты об эффективности использования государственных средств в СКФО. Доклад констатирует на Кавказе «финансовую непрозрачность» и «признаки коррупции». Кроме того, стала понятна подоплека февральской отставки президента КЧР Бориса Эбзеева.

Полное название документа – «Комплексная оценка эффективности и сбалансированности использования государственных ресурсов, направленных на социально-экономическое развитие субъектов РФ, входящих в СКФО». Его содержание охватывает 2009–2010 годы. Подготовкой его руководили заместитель председателя Счетной палаты Валерий Горегляд и аудитор Сергей Рябухин. Напомним, что Рябухин специализируется на ревизиях в регионе, причем не только на Северном Кавказе, но также и на Южном – в Абхазии.

Как констатировали аудиторы, при повышенном госфинансировании северокавказских регионов, в два раза превышающем среднероссийские показатели по межбюджетным трансфертам на душу населения, уровень безработицы на Кавказе в два–три раза выше, чем в среднем по России, а основной вклад в объем валового регионального продукта вносит не частный бизнес, а государство. Большая же часть населения Северного Кавказа, как и раньше, живет скорее за счет «серой экономики», официально почти не работает и, естественно, не платит налоги.

Особенно много претензий аудиторы предъявили к Дагестану, Ингушетии, а также к Ставрополью, но рекордсменом по нарушениям признали Карачаево-Черкесию. К президенту этой республики Борису Эбзееву у них возникли и персональные вопросы. Можно предположить, что итоги ревизии стали поводом для увольнения Эбзеева. Эту версию подтвердил газете ВЗГЛЯД и источник в Госдуме, знакомый с ситуацией. До сих пор причины отставки оставались неизвестны. Так, в докладе упоминается, что аппарат Эбзеева потратил на неизвестные цели 2,4 млн рублей.

Напомним, что доклад коллегия СП утвердила 25 февраля, направив его в обе палаты парламента, в правоохранительные органы, а также в Кремль. Впрочем, очевидно, что ключевые тезисы из него, в том числе и связанные лично с главой республики, могли быть направлены в администрацию президента гораздо раньше. В любом случае, уже 26 февраля Эбзеев лишился своего поста. Напомним, что с марта он перешел на работу в ЦИК.

Канатку «подвесили» 

В Карачаево-Черкесии казенные деньги тратились, по мнению аудиторов, наиболее безалаберно. Так, в нарушение действующего законодательства территориальным управлением Росимущества республики не поставлены на учет в реестр региональной собственности 20 объектов недвижимости, построенных в 2008–2009 годах и с балансовой стоимостью 1395,7 млн рублей.

Из-за этой нерасторопности в юридически подвешенном состоянии оказалась Канатная пассажирская дорога в поселке Домбай стоимостью 885,7 млн рублей. Также далеко не на все строящиеся объекты власти оформили документы собственности земельных участков.

Один из наиболее красноречивых примеров – история с Тебердинским биосферным заповедником. Эксперты Счетной палаты установили: хотя с 1993 года размеры заповедника официально не менялись, однако на практике все новые его участки все время отрезались все новым владельцам – без каких-либо согласований и оформлений.

«Земельные участки, изъятые из состава заповедника, незаконно поставлены на кадастровый учет, на них имеются свидетельства о государственной регистрации прав, выданные в нарушение земельного законодательства. Имеют место факты незаконного выделения земель органами местного самоуправления, что приводит к самовольному изъятию заповедных земель, незаконному строительству, вырубке заповедных лесов», – констатировали аудиторы палаты.

Хотя Эбзеев слывет одним из лучших в России знатоков права (он 17 лет входил в состав Конституционного суда), документооборот велся, по мнению аудиторов, в КЧР весьма халатно. Так, без должного оформления в республике начали реализовывать федеральную целевую программу строительства новых дорог «Юг России». В частности, в нарушение Градостроительного кодекса РФ строительство объектов было начато при отсутствии проектно-сметной документации, правоустанавливающих документов на земельные участки и разрешающих документов на строительство объектов.

Так, Дирекцией капитального строительства из предусмотренных на 2009 год 19 объектов, переходящих с 2008 года, только по трем объектам были оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки. Более того, «в Карачаево-Черкесской Республике не обеспечено софинансирование объектов строительства по ФЦП «Юг России» за счет средств республиканского бюджета в сумме 46,6 млн рублей и не привлечены средства из внебюджетных источников в сумме 30,5 млн рублей», – отмечают авторы доклада.

В республике небрежно заключали контракты и размещали госзаказы. Так, в конце 2009 года минздрав Карачаево-Черкесии заключил ряд договоров на поставку медицинского оборудования без проведения соответствующих котировочных процедур. В результате стоимость медицинского оборудования, приобретенного по данным государственным контрактам, возросла в шесть раз.

Однако решающую роль в решении об отставке Эбзеева, скорее всего, сыграл другой факт. Аудиторы обнаружили, что финансово-хозяйственное управление самого президента республики потратило на неизвестные цели очень круглую сумму.

«Финансово-хозяйственным управлением президента и правительства Карачаево-Черкесской Республики осуществлены расходы, не относящиеся к расходам, связанным с обеспечением деятельности высшего должностного лица субъекта РФ, в сумме 2,4 млн рублей, что не соответствует принципу подведомственности расходов, установленному статьей 38 Бюджетного кодекса РФ», – сказано в докладе.

Алкодоходы испарились

Разрушить этот порочный круг можно будет только тогда, когда продавцы будут обязаны жестко отслеживать контрафактную продукцию и сами перестанут выставлять бутылки без акцизных марок на свои полки.

Однако глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров в интервью газете ВЗГЛЯД заверил, что проблема с подпольным и контрафактным алкоголем также характерна для всей страны в целом и не является специфической бедой Северного Кавказа. По его словам, по всей стране до 50% алкоголя производится контрафактным путем. «Российский бюджет из-за нелегального оборота алкоголя недополучает до 100 млрд рублей ежегодно. Поэтому государство сейчас не только на Северном Кавказе, а повсеместно берет под контроль все мощности, которые могут алкоголь производить в принципе», – уверяет Федоров.

Как и в Карачаево-Черкесии, в Дагестане, как считают аудиторы, в обход закона проводятся тендеры и размещаются госзаказы.

Так, Дирекция капитального строительства, не имея каких-либо полномочий, размещала госзаказы на выполнение строительно-монтажных работ и заключала контракты на общую сумму 4114,9 млн рублей. А республиканский минздрав тоже без всяких конкурсов заключил договоры на аренду жилых помещений и поставку медоборудования. В результате расходы регионального бюджета оказались завышены в два–шесть раз. Другое ведомство – министерство спорта – завысило на 2,1 млн рублей стоимость закупленной партии микроавтобусов «Мерседес-Спринтер».

Явные признаки уголовщины аудиторы обнаружили в одном из райцентров Дагестана. Местные чиновники, как следует из доклада, умудрились присвоить себе деньги, выделенные Москвой на субсидирование оплаты коммунальных услуг населения. Так, пишут аудиторы, в администрации района в 2008–2010 годах было присвоено свыше 100,0 млн рублей. Сомнительные действия с госзакупками аудиторы нашли и в Ингушетии. Там без проведения торгов администрацией президента Юнус-Бек Евкурова и правительством республики были заключены сделки на сумму 208,8 млн рублей. Кроме того, добавляют авторы доклада, минимущества Ингушетии «в нарушение статьи 29 закона о республиканском бюджете на 2009 год произвело 50-процентное авансирование по госконтракту на поставку сельхозтехники в размере 100 млн рублей».

Меньше всего нареканий аудиторы предъявили к Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечне. В последней республике удивил их лишь «статистически необъяснимый» факт. В Чечне в 2006–2009 годах официально было введено в строй 0,255 млн кв. метров, а официальный прирост жилищного фонда составил 9 млн кв. метров, что составило разницу в 35 раз!

На Ставрополье нашлись бессребреники

Зато немало нарушений было найдено и в, казалось бы, благополучном Ставропольском крае. Там чиновники по причинам, оставшимся для аудиторов непонятными, массово сдавали региональное имущество в аренду... бесплатно. А та собственность, которая все же была сдана за деньги, приносила в казну копейки. В 2009 году территориальным управлениям федеральных органов государственной власти и иным организациям в безвозмездное пользование было предоставлено краевое имущество на сумму 37,1 млн рублей. В 2010 году сумма выпадающих доходов только из-за небывалой щедрости чиновников составит 37,9 млн рублей, так как с января 2008 года по октябрь 2010 года было заключено 59 договоров безвозмездного пользования имуществом краевой собственности.

Впрочем, Федоров объяснил щедрость региональных чиновников заботой о местном бизнесе, а вовсе не их коррумпированностью.

«Аналогичные схемы поддержки предпринимателей были введены и в Москве при Юрии Лужкове, который давал возможность мелким предпринимателям арендовать помещения в столице по 1 тыс. рублей за квадратный метр в год. Понятно, что это дешевле рыночной стоимости в сотни раз, но эти меры все же необходимы. Я думаю, что по аналогичной схеме с предпринимателями работали и власти на Северном Кавказе», – уверяет депутат.

По его словам, чтобы аналогичных претензий или подозрений к местным властям не возникало в принципе,  вся такого рода недвижимость должна находиться в частных руках. В то же время, подчеркивает он, схемы поддержки бизнеса или социальных инициатив должны остаться.

Так же, как и в других регионах округа, на Ставрополье халатно относятся к оформлению земельных наделов под строящимися объектами и существенно завышают стоимость выполненных работ. Так, цена материалов, закупленных для строительства автомобильной дороги Пятигорск – Георгиевск, оказалась завышенной на 1,2 млн рублей.

«Общая непрозрачность»

В целом аналитики Счетной палаты отметили, что власти большинства регионов распределяли деньги из госбюджета с нарушением принципов прозрачности и открытости. «В ходе экспертно-аналитического мероприятия были выявлены нарушения, общий объем которых составил свыше 2,9 млрд рублей, – указано в докладе. – Следует отметить, что в ряде выявленных нарушений присутствуют признаки состава преступления, коррупции». Даже в рамках федерально-целевой программы по развитию республик Северного Кавказа распределение средств носило зачастую стихийный характер. Зачастую адресаты целевого распределения федеральных денег оставались неизвестны.

Республики обвиняются в систематическом нарушении Бюджетного кодекса, приказов Минфина и соглашений с Минфином, заключенных правительствами самих республик. В частности, органы власти в Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Дагестане превышали установленные правительством нормативы на свое содержание, отказывались отменять налоговые льготы, установленные в своих регионах, и не принимали мер по сокращению объема недоимок по платежам в бюджет России.

В результате налоговые долги северокавказских регионов росли как на дрожжах. Так, за 2009 год, например, в Ингушетии объем недоимок в бюджеты всех уровней увеличился на 69,1 млн рублей, то есть более чем на треть. В Дагестане объем недоимок в федеральный бюджет возрос на 951,9 млн рублей, увеличив долговой разрыв с началом позапрошлого года в два раза, а в региональный – на 38,5 млн рублей. Небрежность местных чиновников, по мнению аудиторов, привела к образованию нереальной к взысканию дебиторской задолженности и, как следствие, к возможным потерям бюджетных средств в сумме 664,4 млн рублей, в том числе в Дагестане – 405,2 млн рублей, в Карачаево-Черкесской Республике – 196,6 млн рублей, в Ставропольском крае – 62,6 млн рублей.

Одновременно были выявлены случаи неполного освоения средств федерального бюджета. В Дагестане остаток неиспользованных средств федерального бюджета по ФЦП в 2009 году составил 144,4 млн рублей, или 19,7% от общего объема неиспользованных средств федерального бюджета. Впрочем, Федоров считает, что подобная ситуация характерна для всех российских регионов, а не только СКФО.

«Такова сложная схема управления регионов, и ошибки региональных властей, к сожалению, встречаются нередко. Тем более что Северный Кавказ фактически финансируется так же, как и другие регионы России, не считая отдельных статей. Что же касается сумм недоимок, то они небольшие и не превышают 1 млрд рублей. Это скорее текущие недочеты. Ведь бюджет субъекта составляет и 100, и 200 млрд рублей. То есть цифры недоимок составляют 1% и даже меньше дефицита в целом», – заметил депутат.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............