Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
4 комментарияДорога к морю
На Кавказе построят несколько важнейших дорог
В распоряжении газеты ВЗГЛЯД оказался проект комплексной Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), внесенный в начале июля в правительство России. Как следует из 160-страничного документа, основной поток государственных денег будет направлен на строительство дорог, в частности на прокладку через Кавказский хребет второй трассы, связывающей Россию с Абхазией. Именно с помощью дорожного строительства власти намерены быстро, хоть и временно, снизить уровень безработицы в этом неспокойном регионе.
Ожидается, что Стратегию рассмотрят на ближайшем заседании Кабинета министров, в случае одобрения составитель программы, полпред президента и вице-премьер Александр Хлопонин еще на этой неделе проведет ее презентацию.
Военно-Сухумская дорога была проложена после перехода Грузии под протекторат России и в течение двух столетий связывала нашу страну с Закавказьем
В соответствии с проектом Стратегии, в ближайшие два года завершится строительство автодорог к туристическим зонам Кавказа. Среди них будущие туристические центры – горно-лыжный комплекс в Мамисонском ущелье, от Кисловодска на Эльбрус и к источникам минеральных вод Джилы-Су, а также строительство дороги Архыз – Дукка. Среди первоочередных проектов, к примеру, названо расширение полос магистралей М-6 «Каспий» и М-29 «Кавказ».
Ряд проектов, упомянутых в Стратегии, имеет явное геополитическое значение – это расширение и строительство дорог по маршруту Астрахань – Кочубей – Махачкала – Яраг-Казмаляр, что обеспечит дополнительный путь в Азербайджан из российских регионов. Кроме того, реконструкция Транскавказской магистрали до границы с Грузией – для обеспечения круглогодичного сообщения с Южной Осетией.
Но особое внимание привлекает проект трассы, которая будет связывать Кабардино-Балкарию и Абхазию – это историческая Военно-Сухумская дорога. Она названа в тексте одним из «приоритетов». О поддержке этого проекта отдельно счел нужным упомянуть Владимир Путин, выступая в Кисловодске. Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, она будет строиться за счет частных инвестиций, а государство, скорее всего, оплатит проектно-изыскательные работы, стоимость которых может достичь 2 млрд рублей. Общая стоимость проекта пока неизвестна, но ранее звучали оценки, превышающие 90 млрд рублей.
Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев(фото: ИТАР-ТАСС) |
«Эта дорога должна строиться на основе частно-государственного партнерства, и я уже обсуждал этот вопрос с представителями одной компании. Они уже готовы самым активным образом работать. Тем более что Военно-Сухумская дорога была проложена после перехода Грузии под протекторат России и в течение двух столетий связывала нашу страну с Закавказьем. Кроме того, она проходит по уникальным по своей красоте местам Карачаево-Черкесии», – пояснил газете ВЗГЛЯД Борис Эбзеев.
Президент отметил, что сейчас предлагаются самые различные варианты прокладки этой дороги. Один из них – восстановление и коренная реконструкция исторической военной дороги, которая идет через Клухорский перевал. В этом случае длина трассы составила бы 270 км. Однако, отмечает президент, в последнее время все более активно обсуждается вариант прокладки туннеля через Архыз, который также соединил Черкесск и Сухум, но такой путь был бы значительно короче.
«Эта дорога чрезвычайно важна для нас, так как устраняет в этом случае тупиковое расположение республики. Архыз рассчитан на прием одновременно 25 тыс. туристов. А это непрерывный транспортный поток. А теперь представьте, вы покатались на горных лыжах, а затем проехали на машине 100 километров, то есть всего через час вы уже на берегу моря, купаетесь, а потом возвращаетесь в горы – на лыжи», – рассказывает Эбзеев.
Эбзеев считает, что после того как правительство даст отмашку и начнется строительство туристической трассы, можно будет вести речь и об открытии аэропорта в Черкесске. Ведь от его республики рукой подать и до Красной поляны в Сочи, и до Домбая, и до Архыза, которые в соответствии с концепцией развития Северо-Кавказского федерального округа должны стать одними из основ туристического кластера. Строительство дороги в концепции предусмотрено. Так что изыскательные работы могут начаться уже в июле. Эбзеев верит, что опора на частные инвестиции не превратит трассу в долгострой. Он предполагает также, что сама дорога будет платной, что и поможет ее быстро окупить.
Отметим, что в пользу создания этой дороги работают не только сразу несколько социальных и экономических факторов, но еще и фактор военно-политический, напрямую связанный с подготовкой к Олимпиаде 2014 года. Напомним, что до сих пор Абхазию соединяла с Россией лишь одна дорога, проходящая вдоль моря через Сочи. Появление второй транспортной артерии значительно укрепит и режим безопасности будущей Олимпиады 2014 года. Трасса Черкесск – Сухум может играть роль сплошного оборонительного вала, пересекающего всю Абхазию от российской границы до Черного моря, и нежелательным гостям со стороны Тбилиси невозможно подобраться к Сочи, минуя эту линию.
Хотя проект трассы Черкесск – Сухум в тексте Стратегии и назван «приоритетным», все же прямое финансирование из федерального бюджета документ сулит проектам внутри России. Как следует из документа, необходимо реконструировать наиболее загруженные дороги вблизи крупных городов, завершить строительство начатых и соединить круглогодичной сетью сельские дороги с междугородними и федеральными.