Дмитрий Губин Дмитрий Губин Прямка и протыпрямка против здравого смысла

Продолжаются эксперименты с «украiнською мовою». Причем и на государственном уровне, и инициативными блондинками. Рвение максимально отдалить его от русской литературной нормы имеет все шансы войти в учебники – но не лингвистики, а психиатрии.

18 комментариев
Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Если раньше храмы взрывали или превращали в атеистические музеи и склады, то Бортко предлагает запретить публичные проявления религиозности, выкорчевать религиозные символы и смыслы, а, главное – убрать религиозную мотивацию из жизни людей.

0 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

0 комментариев
8 февраля 2011, 18:23 • Политика

«Мы – россияне»

Азербайджанское село попросилось в состав России

«Мы – россияне»
@ wikipedia.org

Tекст: Андрей Резчиков,
Мария Сусликова

Жители одного из сел Азербайджана провели митинг против действий местных властей с требованием признать их деревню территорией России. По их словам, власти страны насильно требуют от них принятия азербайджанского гражданства. Представители соседнего российского региона – Дагестана – пояснили газете ВЗГЛЯД, как можно решить эту проблему.

Конфликт возник вскоре после того, как в сентябре прошлого года Россия и Азербайджан договорились о линии госграницы между собой, в результате чего аул Храх-уба, населенный преимущественно лезгинами, гражданами России, оказался на азербайджанской территории.

Мнения недовольных разделились. Одни хотят остаться в Азербайджане, другие – переселиться в Россию

Жители Храх-уба провели в столице Дагестана санкционированный митинг с требованием защиты своих прав как граждан России. Как сообщает «Интерфакс», в резолюции митинга говорится, что местные власти требуют от жителей Храх-убы «немедленного принятия гражданства Азербайджана», в противном случае им грозят «депортацией без компенсации за имущество и землю».

«В надежде, что наш голос услышат, обращаемся к руководству России и Дагестана с просьбой обеспечить защиту конституционных прав жителей анклава Храх-уба; прекратить депортацию жителей анклава и воссоединить семьи, дать возможность беспрепятственного перехода государственной границы; признать Храх-убу российской территорией», говорится в резолюции.

После митинга министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев заверил, что проблемы жителей села решаются на самом высоком уровне в республике. По его словам, чиновникам поручили урегулировать ситуацию с жителями селений Храх-уба и Урьян-уба «в рамках действующих международно-правовых норм».

Бекмурзаев рассказал, что есть несколько вариантов решения проблемы. Их рассмотрят все стороны конфликта «с учетом мнения жителей». «Сами граждане сел должны определиться и принять один из предложенных вариантов», сказал Бекмурзаев, не уточнив, что за варианты были предложены.

#{smallinfographicleft=427336}Бекмурзаев пояснил газете ВЗГЛЯД, что территории этих двух селений не имеют статуса анклава, и только сами селяне называют их российскими. «Это не анклав, поскольку такой статус не определен международным правовым режимом. В быту жители называют его так, но на самом деле это бывшие хутора, которые находятся в 60 км в глубине Азербайджана. В каждом из них проживает около 420 человек. В ходе делимитации эти 142 гектара земли оказались в глубине территории, поскольку граница прошла ближе, по реке Самур», рассказал он.

По словам министра, некоторые митингующие пытаются устроить из этого политический спектакль. «Есть те, кому правоохранительными органами закрыт въезд в Азербайджан, и они хотят упрощенного порядка пересечения госграницы. Другие сталкиваются с проблемой собственности. Дело в том, что в соответствии с законодательством Азербайджана иностранные граждане не имеют права собственности на землю», говорит Бекмурзаев.

Чиновник добавил, что чаяния селян дагестанским властям хорошо известны. «Мнения недовольных разделились. Одни хотят остаться в Азербайджане, другие – переселиться в Россию. Для того чтобы их переселить, нужно принимать федеральную программу. Дагестан, в свою очередь, не отнесен к категории земель, куда можно организовывать массовое компактное переселение», заявил Бекмурзаев, отметив, что варианты того, как решить проблему, вырабатываются совместно с федеральными властями.

«Все будет решаться в рамках российско-азербайджанских отношений на основании действующих норм международного права. Мы будем продолжать решать эти вопросы в рабочем порядке, президент РФ в курсе ситуации, так же как и глава нашей республики. Окончательное решение будет за народом», подчеркнул чиновник, добавив, что эти проблемы  существуют еще с периода распада СССР.

Жители Храх-убы (население около 450 человек) и соседнего аула Урьян-уба (около 20 человек) по-прежнему считают, что административно их села принадлежат Магарамкенскому району Дагестана, хотя территориально находятся в Хачмазском районе Азербайджана. По утверждениям жителей, все они этнические лезгины, им необходимо постоянно общаться с родственниками лезгинами, живущими в Дагестане, однако некоторых из них, кто выезжал на территорию России, азербайджанские власти теперь не пускают обратно.

По действующему закону Республики Дагестан от 13.01.2005 № 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» село Храх-уба все еще официально входит в состав республики. Однако Бекмурзаев признал в интервью газете ВЗГЛЯД, что закон, принятый до проведения границы, теперь требует пересмотра.

На прошлой неделе представители сельского схода Храх-убы сообщили агентству Times.am, что рядом с селами «постоянно находятся полицейские силы, а начальник управления Государственной миграционной службы Азербайджана Эльман Алиев регулярно приезжает в село Храх-уба и требует от жителей отказаться от российского гражданства». По их информации, сотни жителей села включены в черный список невольных «невозвращенцев» и понимают, что посещение «материковой» России грозит им разлукой с семьей и лишением места проживания. Напомним, что конституция Азербайджана не признает двойного гражданства.

Сами храхубинцы пока не готовы смириться с тем, что они окончательно оказались в Азербайджане. На митинге некоторые из выступающих напомнили, что еще в 2008 году глава МВД Азербайджана Рамиль Усубов признал, что села принадлежат России, и спрашивал у жителей совета: как переподчинить их Азербайджану? «Сегодня нашего мнения уже не спрашивают... Наши дома и наши земли уже «распределены» между азербайджанскими чиновниками. Тот же Эльман Алиев и сопровождавшая его свита открыто возмущались: «Кто вернет нам деньги, оплаченные за эти земли?» Нам не интересно, кто и кому заплатил деньги за наши дома. Мы не намерены их продавать никому. Мы – россияне», – сообщили выступавшие храхубинцы.

Между тем пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов сообщил «Интерфаксу», что договор о государственной границе между Азербайджаном и Россией не предусматривает понятия анклава. «Все населенные пункты на территории Азербайджана относятся к нашей стране, а на территории РФ – к нашим соседям», сказал Полухов.

Договор о госгранице и межправительственное соглашение о рациональном использовании и охране водных ресурсов пограничной реки Самур был подписан в рамках визита президента России Дмитрия Медведева в Азербайджан 3 сентября прошлого года. Договор закрепляет линию прохождения границы от точки стыка госграниц России, Азербайджана и Грузии до Каспийского моря.

Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин отметил тогда, что Медведев и Алиев решили проблему лезгинского народа, живущего с обеих сторон границы. Договор, напомним, предусматривает для проживающих в приграничной территории упрощенный режим перехода границы.

«Для лезгин важен упрощенный режим пересечения границы. Между знакомыми и родственниками происходят постоянные контакты», сказал Жарихин газете ВЗГЛЯД.