Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
3 комментария«Весь спектр был представлен»
ОП выслушала все мнения по Химкинскому лесу, не найдя своего
В четверг в Общественной палате состоялось обсуждение строительства трассы Москва – Санкт-Петербург. Хотя компромиссного маршрута найти не удалось, а итоговой резолюции не было принято, в ОП уверены, что весь спектр мнений был представлен. По итогам обсуждения на суд общественности будет представлен доклад.
Зал заседаний ОП был переполнен, некоторые из записавшихся заранее для участия в дискуссии представителей разных общественных организаций Химок попасть внутрь так и не смогли.
Перед началом мероприятия напротив ОП около 20 человек провели пикет в поддержку прокладки трассы через лес. Они держали плакаты с требованиями скорейшего строительства автомагистрали по утвержденному уже маршруту. Давние оппоненты повторили те же аргументы за и против строительства.
В итоге заседание не завершилось принятием официального резюме. Однако, как заявили в Общественной палате (ОП), все значимые мнения прозвучали, все точки зрения раскрыты, причем раскрыты наиболее авторитетными представителями как сторонников, так и противников прежнего маршрута. Таким образом, поручение президента выполнено.
Президент поручил нам показать спектр общественного мнения. Весь спектр будет представлен на нашем сайте
Напомним, 26 августа президент Дмитрий Медведев после поступившего к нему обращения от «Единой России» распорядился приостановить прокладку трассы через Химкинский лес, чтобы более детально рассмотреть плюсы и минусы этого проекта. Сами единороссы организовали под эгидой партии серию общественных слушаний по этому вопросу. Их результаты, по словам модератора слушаний, руководителя Общественного совета при президиуме генсовета партии Алексея Чеснакова, были направлены в Общественную палату.
С тех пор позиции противников так и не сблизились. Выступивший на слушаниях министр транспорта Игорь Левитин по-прежнему не видит причин отказываться от проекта строительства трассы Москва – Петербург через Химкинский лес. «Здесь все сделано в соответствии с законом», – повторил Левитин.
Представители Росавтодора, впрочем, активнее, чем на прежних слушаниях, заговорили о компенсационных мероприятиях. Так, глава федерального агентства Анатолий Чабунин, например, предложил высадить большое количество деревьев в районе Молжаниново и объявить его особо охраняемой природной зоной.
Чабунина поддержал замминистра природных ресурсов и экологии Игорь Майданов. «Химкинский лес не имеет статуса природоохранной территории, – еще раз напомнил он, – поэтому все решения по строительству через него принимал субъект Федерации (то есть правительство Московской области – прим. ВЗГЛЯД). Мы обсуждали варианты дороги и пришли к мнению, что вариант, предложенный Росавтодором, – лучший из всех».
- Прошли новые слушания по проблеме трассы Москва - Петербург
- "Единая Россия" провела слушания о судьбе Химкинского леса
- Медведев распорядился приостановить вырубку Химкинского леса
- Единоросcы привлекли к Химкинскому лесу внимание президента
- ОМОН разогнал лагерь защитников Химкинского леса
Чабунин также говорил о том, что остановка в строительстве повлечет за собой крупные неустойки, которые российскому бюджету придется платить в пользу иностранных вкладчиков в строительство. Впрочем, выступавший после него научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин сказал, что доля иностранных инвесторов очень невелика.
«45% инвестиций, около 24 млрд рублей, вкладывает инвестфонд РФ, то есть бюджет чуть больше 50%, это где-то 33 млрд – совместный кредит Сбербанка и ВТБ, и только оставшиеся 5% – иностранные инвестиции. Поэтому слухи о большой задолженности перед иностранными инвесторами преувеличены», – сказал Блинкин. Его слова никто после не оспорил.
Блинкин снова заявил о необходимости провести тщательные проектировочные работы, чтобы выработать альтернативный проект, который не повредит защитному лесопоясу Москвы. В разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД Блинкин призвал выделить дополнительно финансирование на проведение новых экспертиз.
«В лучшем случае за счет своего института я смогу сделать аван-проект – эскизный вариант, – сказал Блинкин газете ВЗГЛЯД. – Проработанный альтернативный проект кому-то надо заказать и оплатить эти работы. У нас не существует структур, кроме министерства, кроме правительств Москвы или области, которые могли бы оплатить такую работу. Одно дело эскиз, другое дело проект – это серьезнейшая работа, никто за свой счет сделать не сможет».
Не только Блинкин на заседании настаивал на серьезной проработке нового варианта, его активно поддержал и член ОП, руководитель института продвижения инноваций Вячеслав Глазычев.
На слушаниях присутствовала и представитель международной организации Transperency International Елена Панфилова. Она указывала на признаки нарушений оформления документации, допущенных еще до начала строительства.
«Нами был проанализирован весь пакет документов, сопровождающий проект. Непонятно, например, почему общественные слушания в 2005 году по документам проводилась по поводу строительства дороги из Москвы в Шереметьево-3... Именно такое название трассы указано в документах. К тому же подписался под ним узкий круг лиц, поэтому говорить, что прошли полноценные общественные слушания, нельзя», – сказала Панфилова.
Любопытно, что на слушаниях также было обнародовано сразу три варианта опросов общественного мнения жителей Химок. Опрос ВЦИОМа, например, определил, что жителям трасса нужна, так как пробки вызывают у них стресс и слезы. Результаты Левада-центра*, которые были представлены главой движения «За защиту Химкинского леса» Евгенией Чириковой, говорят, что 73% жителей города Химок, наоборот, против строительства трассы через лес. Свое исследование провела и Общественная палата. Согласно ему, только 14% опрошенных высказались за строительство дороги через лес. 39% считают, что нужны и дорога, и лес.
Как сказали газете в пресс-службе ОП, вся информация, которая поступила в Общественную палату к слушаниям, будет обобщена и вывешена на сайте палаты. Окончательное решение по поводу трассы, как известно, примет президент.
«Президент поручил нам показать спектр общественного мнения, – сказала газете ВЗГЛЯД сотрудница пресс-службы Екатерина Глебова. – Весь спектр будет представлен на нашем сайте».
Глебова также напомнила, что в последние недели в ОП состоялся целый ряд встреч сторонников и противников строительства трассы. Были приглашены основные действующие лица истории с Химкинским лесом: «Была и Евгения Чирикова, были и ее оппоненты. Они несколько часов еще раз в спокойной обстановке обсуждали проблему». По словам Глебовой, возможно, подобная встреча произойдет еще раз.
Секретарь ОП Евгений Велехов в разговоре с газетой ВЗГЛЯД также не исключил проведения еще одних слушаний. «Пока этот вопрос не обсуждался, но если будет необходимость, соберемся еще раз», – пообещал Велехов.
Вместе с тем Велехов не исключил, что совет палаты, который будет заседать в ближайшее время, рассмотрит возможность выработки единого мнения Общественной палаты. «Совет палаты должен решить необходимость запуска процедуры выработки единого мнения», – сказал Велехов, напомнив, что «такая процедура у палаты есть».
«Это слушание всем дало одну очень важную вещь: «выпустить пар» и высказаться. У всех было очень много недосказанного, непонятого. И здесь все могли восполнить это, задать оппонентам вопросы, – заявила член ОП Ирина Плещева. – Я уверена, что на слушаниях были услышаны все мнения. Потому что слушания мы готовили две недели, встречались с разными людьми – от тех, кто говорил, что ляжет под топоры, но не допустит вырубку, до тех, кто говорил, что лес надо вообще вырубить полностью, потому что нашим детям там вредно гулять. Здесь очень важно было учесть мнения обычных людей».
Михаил Островский, заместитель секретаря ОП, считает, что в ходе дискуссии взвешенных мнений прозвучало гораздо больше, чем эмоциональных. «Для меня ясно, что надо будет вносить определенные изменения в строительные нормы и правила, связанные со строительством дорог, – заметил Островский. – С этим практически все согласны».
Островский призывает в любом случае строить трассу как можно быстрее. «Тот экологический вред, который наносит сегодняшняя ситуация с дорогой, превышает масштабы бедствия, которые могут быть при вырубке просеки в лесу», – подытожил заместитель секретаря ОП.
Островский сообщил, что палата примет итоговый документ по прошедшим слушаниям, в котором будут отражены все точки зрения участников дискуссии. Этот документ будет представлен на суд общественности.
Инфографика
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента