Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСуд пришел
Судебную систему России ждут большие изменения
В пятницу по инициативе главы государства парламентарии занялись селекцией судебной ветви российской власти. Лидер страны представил на рассмотрение депутатов один конституционный и три федеральных закона, которые «приживят» к судебной системе структуру апелляционных инстанций. Судебная система России, которой недовольны ни власть, ни граждане, стоит на пороге значительных изменений.
О том, что Отечеству нужна судебная реформа, Дмитрий Медведев говорит уже не первый год. Слова, посвященные этой проблеме, звучали и в обоих посланиях президента парламенту, и в его речи на VII всероссийском съезде судей. Поле для модернизационных экспериментов в данном случае действительно обширно. Хотя бы потому, что деятельность большей части судов до сих пор регламентирует закон, принятый в РСФСР в 1981 году.
Мы должны четко понять, что правосудие – это преграда между властью и используемой ею силой
Президент посчитал, что пора отказаться от проверенного временем документа, и сегодня предложил депутатам рассмотреть проект конституционного закона «О судах общей юрисдикции». Думский представитель главы государства Гарри Минх подчеркнул, что хотя многие основополагающие нормы останутся прежними, речь идет не о реставрации старого закона, а о принципиально новом документе. И самым важным нововведением в нем станет организация структуры судебных апелляционных инстанций.
Минх отметил, что «апелляция существенно отличается от кассации». Подавая кассационную жалобу, человек может рассчитывать максимум на то, что его дело вернут на повторное рассмотрение в тот суд, чей подход к проблеме изначально пришелся ему не по душе. Причем не исключено, что заседание вновь станет вести тот же самый судья. Апелляция же подразумевает, что дело, исход которого не устроил истца или ответчика, будет по существу рассмотрено вышестоящей инстанцией, имеющей право принять или изменить первоначальный вердикт. Таким образом, говорит Минх, можно будет «прекратить «футбол», который происходит сейчас, когда дело отправляют из первой инстанции в вышестоящую и обратно.
Структурно изменения будут выглядеть следующим образом: в Верховном суде (ВС) будет создана Апелляционная коллегия, которая заменит Кассационную коллегию. Апелляционная коллегия станет рассматривать жалобы на не вступившие в силу решения трех Судебных коллегий ВС: по административным, гражданским и уголовным делам. При этом кассации и жалобы в порядке надзора будет рассматривать Президиум Верховного суда.
«Это будет единственный институт, который будет рассматривать такие дела в таком порядке», − прокомментировал Гарри Минх.
Три судебные коллегии ВС станут апелляционными инстанциями для республиканских, краевых, областных и приравненных к ним судов. В судебные коллегии этих организаций можно будет подать апелляцию или кассацию на решения, принятые в стенах районных дворцов правосудия. А от районного судьи смело можно требовать по существу рассмотреть дело, в котором чего-то недопонял мировой судья.
Помимо «прививания» апелляционной структуры к могучей ветви судебной власти, закон «О судах общей юрисдикции» подразумевает еще ряд нововведений.
- Дожить до понедельника
- «Нельзя допустить украинизации»
- МИД: Ратификация 14-го протокола усилит позицию России
- Максим Григорьев: Конец АППГ?
- Россия без лагерей
В частности, вторя закону «О дисциплинарном судебном присутствии», свежеизданный документ предусматривает, что в случае необходимости может быть созвано совместное заседание Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов.
Кроме того, в ВС будут созданы еще два подразделения: Общее собрание и Совет судей. Правда, чем и как будут заниматься эти «отделы», пока не ясно. Поскольку «порядок деятельности и порядок формирования» обоих департаментов станет регулировать особое положение, которое предстоит принять на собрании судей.
Обратившись к судебной теме, законотворцы заодно «поправили» и «сопутствующие» новому закону документы. Например, согласовали нормы закона «О статусе судей» и Гражданско-процессуального Кодекса (ГПК) относительно возбуждения дел против судей. Теперь чтобы завести дело на судью, председателю Следственного комитета (СКП) не надо ждать, пока коллегия из трех судей найдет в действиях товарища признаки преступления. Главе СКП достаточно представить свои аргументы и дождаться одобрения со стороны квалификационной судейской коллегии.
«Предлагаемые меры позволят повысить эффективность деятельности судебной системы и будут способствовать более высокой степени защищенности прав и свобод граждан», − заявил Гарри Минх.
Депутаты с представителем президента согласились.
По словам единоросса Александра Москальца, «задачу построения правового государства отменять никто не собирается». А новый документ будет способствовать «реальному переходу к правовому государству, да и демократическому тоже». Депутат уверен, что создание структуры апелляции поможет тому, чтобы «убирались факторы, отпугивающие граждан от использования судебных органов для решения вопросов своей защиты».
«Мы должны четко понять, что правосудие − это преграда между властью и используемой ею силой. Конечно, я не отрицаю насилие, но при этом должны строжайше соблюдаться установленные рамки его применения», − считает Александр Москалец.
Восхитившись «потрясающей глубиной и знанием предмета», которые продемонстрировал доклад Москальца, коммунист Анатолий Локоть все-таки спросил у Гарри Минха, почему в требованиях к членам квалификационных коллегий судей значится только «гражданин РФ» и «госслужащий».
«Либерализация судебной системы подразумевает, что требования к профессиональным и личным качествам людей, которые в ней работают, должны повышаться», − заметил Локоть.
Минх с коммунистом согласился и в ответ заявил, что федеральный госслужащий должен соответствовать такому количеству требований, что совершенно не обязательно придумывать новые условия специально для нового закона.
Другому левому − Сергею Штогрину − полпред президента пообещал, что «никаких укрупнений судов» в связи с принятием нового закона не будет. А представителя ЛДПР Сергея Иванова разочаровал тем, что поправки в ГПК, связанные с судебной реформой, не подразумевают сокращения сроков рассмотрения дел.
В итоге все «президентские» законопроекты народные избранники поддержали единогласно. И теперь им предстоит доработать их ко второму и третьему чтениям.