Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевВеликобритания может распасться
Шотландия готовится отделиться от Великобритании
Независимость Шотландии, утраченная королевством по итогам битвы при Куллодене от 16 апреля 1746 года, вновь официально выносится на повестку дня. Национальная партия, члены которой имеют в местном парламенте большинство, подтвердила, что инициирует законопроект о проведении в 2010 году референдума по отделению от Соединенного Королевства. Эксперты оценивают успех предприятия скептически. Тем не менее подобный референдум чреват для британской короны большими неприятностями.
В четверг первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии (SNP) Алекс Салмонд подтвердил, что будет добиваться проведения в 2010 году референдума, один из вопросов которого – отделение его вотчины от Великобритании. Соответствующий законопроект уже включен в план местного парламента.
Рядовые англичане, если верить ряду соцопросов, к перспективе отделения Шотландии относятся в целом спокойно
«Я хочу, чтобы Шотландия имела те же самые обязательства и возможности, как и другие похожие нации. До тех пор, пока мы не сможем иметь в своем распоряжении всех экономических и финансовых рычагов, какие есть у других правительств мира, Шотландия всегда будет находиться в невыгодном положении», − цитирует его слова РИА «Новости».
Собственно, ничего сенсационного в этом заявлении нет: с идеей о проведении референдума шотландские националисты в 2007-м шли на парламентские выборы, с этой идеей их и выиграли, причем впервые (впрочем, самому шотландскому парламенту к тому моменту исполнилось всего 8 лет).
Что до референдума, изначально на него предполагалось вынести три вопроса. Первый был посвящен сохранению нынешнего статуса широкой (точнее, самой широкой в Великобритании) автономии, при котором Шотландия имеет право принятия независимых решений в вопросах здравоохранения, образования, транспорта, юстиции. Второй – еще большее расширение этой автономии и придание дополнительных полномочий шотландским органам власти. И третий − отделение от Соединенного Королевства.
Первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии Алекс Салмонд (фото: wikimedia.org) |
- Ночной кошмар Брауна
- Лондон вернулся к угрозам
- Браун великий и ужасный
- Тони Б. против Гордона Б.
- Потребитель, сжирающий империи
- Брауна ведут к отставке
- Британия покидает Ирак
Стоит отметить, что ранее Шотландия всегда считалась оплотом правящих лейбористов (даже на триумфальных для SNP выборах отставание было минимальным). Которые, в свою очередь, категорически выступают против раскола страны. «Мы никогда не позволим националистам дурить людей разговорами о разделении Великобритании», – этими словами прокомментировал победу SNP тогдашний министр финансов и теперешний премьер-министр Ее Величества Гордон Браун. К слову, шотландец по национальности.
С тех пор многое изменилось. Во-первых, Шотландия перестала быть оплотом лейбористов – рейтинги левых здесь рухнули, как и в целом по стране. В итоге на довыборах в парламент Соединенного Королевства в избирательном округе Восточный Глазго в 2008-м победили все те же националисты, что пресса назвала «ночным кошмаром Брауна».
С другой, волна националистических настроений с тех пор успела схлынуть (кстати, одна из причин, ее вызвавших, − это война в Ираке). Если в 2007-м 45% шотландцев выступали за независимость, а еще 18% «за независимость с оговорками», то теперь лишь чуть более половины поддерживают проведение референдума в принципе. Причем реальной перспективу независимости в ближайшие 20 лет считает лишь каждый десятый из опрошенных социологами.
Понятно, что члены SNP, шедшие на выборы с лозунгом «Лучше богатая Шотландия, чем бедная Британия!», тем не менее продолжат поддерживать идею отделения. Это относится и к наиболее известному члену SNP – актеру Шону Коннери. Аналогичной позиции придерживаются местные католики. Немаловажен и тот факт, что опыт собственной государственности Шотландия имеет – до унии с Англией в 1707 году она была независимым королевством.
Однако многие эксперты − и тогда, и сейчас − к перспективам «независимой и суверенной Шотландии» относятся скептически. К примеру, потому, что перевес националистов над лейбористами в шотландском парламенте составляет всего один голос, ввиду чего переговоры с соперниками неизбежны. И очень возможно, что максимум Эдинбурга в ближайшей исторической перспективе – самостоятельное участие в Олимпийских играх (после победы националисты дали распоряжение министерству спорта составить соответствующую заявку).
Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов в интервью «Актуальным комментариям» заметил, что практические действия по подготовке референдума совершенно не гарантируют того, что шотландцы проголосуют за независимость, «потому что многие жители страны считают, что это просто безумие».
«Но я не исключаю повторения сценария, который имел место в Квебеке, когда все-таки был проведен референдум о независимости, и с минимальным перевесом победили сторонники федерализма. То есть в Шотландии, по крайней мере, заложена предпосылка для подобного сценария», − добавил Лукьянов.
Добавим, впрочем, что подобный референдум сам по себе может стать прецедентом, которым при определенном развитии событий могут воспользоваться и в других частях Соединенного Королевства – Уэльсе и Северной Ирландии. Лондон это понимает очень хорошо и, разумеется, предпримет активные попытки воспрепятствовать развалу страны. Хотя рядовые англичане, если верить ряду соцопросов, к перспективе отделения Шотландии относятся в целом спокойно.