Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
11 октября 2007, 19:12 • Политика

Путин едет в Тегеран

Путин едет в Тегеран
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

В рамках Каспийского саммита Владимир Путин на следующей неделе посетит Тегеран. Это станет первым визитом на таком высоком уровне после более полувекового перерыва. Основная цель поездки – подписать декларацию о дальнейшем правовом статусе Каспия, на который претендуют 5 стран. Не исключено, что с глазу на глаз Владимир Путин и Махмуд Ахмадинежад поговорят на стратегические и геополитические темы.

На следующей неделе президент России Владимир Путин в рамках Каспийского саммита, который пройдет 16 октября, посетит Тегеран. Главная цель мероприятия – подписание пятью лидерами Каспийских государств (Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан) декларации, которая «станет важным шагом на пути урегулирования вопроса о правовом статусе Каспия».

Москва пытается продемонстрировать свою независимую политику и свой оригинальный подход к решению иранской проблемы

Проект декларации министры иностранных дел согласовали несколько месяцев назад, поэтому никаких разногласий возникнуть не должно. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, на саммите обсудят остающиеся несогласованными вопросы правового статуса Каспия.

«Мы рассчитываем, что президенты смогут путем обмена мнения определить дальнейшие направления нашей работы по скорейшему урегулированию остающихся вопросов», - сказал на днях господин Лавров.

В вопросе разделения дна Каспия у Азербайджана, России и Казахстана претензий друг к другу нет. Между этими странами есть как двусторонние, так и трехсторонние соглашения по этому вопросу. Стороны определили координаты средней разделительной линии, а Туркмения и Иран – нет. Поэтому статус Каспия не определен.

Эта поездка Владимира Путина – первый визит главы государства в Иран после полувекового перерыва. Последний раз это произошло на Тегеранской конференции антигитлеровской коалиции в 1943 году. Тогда Россию представлял Иосиф Сталин. А его визави были не иранские представители, а Уинстон Черчилль и Теодор Рузвельт.

Визит Владимира Путина приобретает важное значение из-за позиции Ирана, которую декларирует президент Махмуд Ахмадинежад на протяжении последних нескольких лет.

США и их европейские союзники (прежде всего, Франция и Великобритания) настаивают, что ядерная программа Тегерана преследует военные цели. Ситуацию нагнетают последние полгода СМИ, муссирующие тему возможного превентивного удара Соединенных Штатов по ядерным объектам Ирана.

Однако некоторые страны, в том числе и Россия, против силовых методов. Они предлагают решать этот и другие вопросы в рамках международных институтов – таких, как МАГАТЭ и ООН. Первая в состоянии оценить перспективы Ирана создать ядерную бомбу, а вторая признана объективно рассудить, нужно ли накладывать на эту страну экономические санкции.

Обсуждение ядерная программы Тегерана всплывает почти на каждом крупном мероприятии, где пересекаются западные лидеры. Накануне эту тему обсуждали Владимир Путин и Николя Саркози, который во вторник приехал в Москву.

Ранее сам Саркози, а также министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер сделали острые заявления в адрес Тегерана. Саркози до отлета в Москву обещал, что обязательно обсудит с Владимиром Путиным Иран. Но навязать свою позицию российскому лидеру он не смог. Путин согласился, что атомная программа Тегерана не прозрачна, но объективных данных о стремлении Тегерана создать ядерное оружие – нет.

Сам Тегеран к диалогу с «шестеркой» стран-переговорщиков (постоянные члены СБ ООН и Германия) готов только на равных условиях. О приостановке обогащения урана и речи быть не может. Заглушать центрифуги там не собираются. В конце сентября «Шестерка» отложила решение вопроса о наложении дополнительных санкций на Иран до конца ноября этого года.

Стороны готовы к переговорам с Ираном «о долгосрочном, всеобъемлющем соглашении с целью урегулирования иранской ядерной проблемы», но для этого Тегераном должен прекратить обогащать и перерабатывать уран (это предусмотрено двумя резолюциями СБ ООН). А Франция и Великобритания ратуют за скорейшее принятие новых санкций против Ирана, в том числе в рамках Евросоюза, не дожидаясь решения Совбеза ООН.

В среду Махмуд Ахмадинежад вновь предупредил мировое сообщество, что Тегеран не перестанет обогащать уран. Только твердость и упорство Ирана в этой ситуации поможет сохранить независимость страны.

«Ключ к победе в разрешении различных проблем, особенно в ядерном вопросе - твердость нашей позиции. В противном случае, у нас отнимут независимость и в других сферах», - сказал президент на встрече с иранскими студентами.

По его мнению, МАГАТЭ, а не Совбез ООН, единственный легитимный орган, который вправе рассматривать иранское «ядерное досье». «Они (Запад) должны дать возможность МАГАТЭ заниматься его законной деятельностью, так как, чем больше они давили (на агентство) в последние два года, тем больше вредили себе»,- сказал Ахмадинежад.

«Иранский народ готов обсуждать различные международные проблемы, но от своих неотъемлемых прав в ядерном вопросе никогда не отступит», - предупредил иранский президент.

По мнению эксперта по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгении Войко, поездка Путина в Иран интересен тем, что Россия занимает обособленную позицию по иранской проблеме, что еще раз доказали состоявшиеся российско-французские переговоры между Владимиром Путиным и Николя Саркози.

Поэтому визит – логичное продолжение всей политики России на Ближнем Востоке в контексте иранской проблемы. «Москва пытается продемонстрировать свою независимую политику и свой оригинальный подход к решению иранской проблемы. Москва не заинтересована терять такого серьезного и достаточно выгодного дальневосточного партнера.

Опять же здесь речь идет о военнотехнической и энергетической сферах. Эти причины повлияли на то, что Москва не стремится терять контакты с Ираном», - сказала Войко газете ВЗГЛЯД.

..............