Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевТерроризм изменился
Действовавшие раньше самостоятельно террористические организации теперь создают «корпорации, совместные предприятия» с криминальными группировками. А на смену политическому терроризму, посредством которого решается конкретная задача, приходит «терроризм апокалипсиса». Его цель – создать «другой мир». Искоренить терроризм можно, только перекрыв поток «финансов и идей» экстремистским организациям.
Эксперты считают, что необходимо найти «вакцину для молодежи», которая особенно падка на радикальные воззвания. Хотя рецепт прост, он таит один подводный камень: помимо долгой кропотливой работы осуществление этой задумки требует ограничить часть прав и свобод граждан всего мира.
Борьба с терроризмом неизбежно будет сопровождаться ограничением определенных прав и свобод граждан всех стран мира
Расхожая фраза о том, что после событий 11 сентября мир изменился, оказалась не близка спецпредставителю российского президента по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом Анатолию Сафонову.
По его словам, взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке стал как раз логичным следствием стремительных мировых изменений, которые сопровождали рождение «глобального терроризма».
Появлению на свет этого чудовища, по мнению эксперта, содействовали несколько факторов.
Если раньше экстремистские и криминальные группировки практически противопоставляли себя друг другу, то теперь радикалы все чаще пользуются ресурсами «обычных» преступников. Живущие вне закона организации нередко представляют собой некое криминально-террористическое «совместное предприятие».
Кроме того, за счет дробления крупных экстремистских группировок на мелкие банды существенно увеличилась «площадь заражения терроризмом». «Все мы, образно говоря, съели много гвоздей, прежде чем поняли, что терроризм – это та угроза, с которой надо бороться везде и всегда», – говорит Сафонов.
В последнее время терроризм не только расширяет «сферу влияния», но и меняет формы. Идейные радикалы, действующие ради достижения единственной предельно конкретной цели, будь то свержение царя или требование выпустить из тюрьмы соратников, уходят в прошлое. Вместо «политического терроризма» на авансцене появляется «терроризм апокалипсиса». Его задача – построить «другой мир».
Представления об этом «другом мире», разумеется, постепенно эволюционируют. Так что бой апологетов «терроризма апокалипсиса» с остальным человечеством может не закончиться никогда. Тем паче используя значительно грамотнее, чем невоенизированные граждане, информационные ресурсы, террористы умело вербуют все новых сторонников.
Особенно часто, по словам Анатолия Сафонова, террористы находят благодарных слушателей в тюрьмах, куда их отправляют для перевоспитания. Отличным подспорьем экстремистам служит и Всемирная паутина. «Интернет становится полным конвейером для сборки террористической идеологии и технологии», – считает эксперт.
В последнее время терроризм не только расширяет «сферу влияния», но и меняет формы |
Победить терроризм можно, только перекрыв экстремистам денежные и идейные вливания. «Финансовые потоки для терроризма – основа», – подчеркивает Анатолий Сафонов. По его словам, в Чечне уже удалось достичь определенных успехов в деле поворота денежных рек вспять. Если раньше в карманы боевиков текли миллионы долларов, то теперь речь идет о тысячах, редко десятках тысяч долларов.
Представители арабской финансовой элиты, чьи огромные отчисления на благотворительные цели нередко оседали в закромах террористов, также поняли «опасность бесконтрольного» меценатства.
Однако нельзя забывать и об идейной составляющей любого подрывного действа. По мнению Сафонова, в мусульманском мире сформировалась небольшая, но крайне радикальная, «наиболее активная, жесткая, приспособленная к сегодняшнему дню» часть общества, которая стремится максимально радикализовать «в целом ислам». «Надо отобрать у терроризма возможность законно использовать понятие «ислам», – уверен Сафонов. Это кажется особенно важным, если учесть, что, апеллируя всего к двум понятиям – «родина» и «вера», на свою сторону проще всего привлечь молодежь.
Радикальные идеи вообще ближе всего именно юности. Поэтому никто не сомневается, что параллельно попыткам финансово и идейно изолировать террористов должен идти поиск «вакцины от вируса терроризма» для подрастающего поколения.
- Беслан: два года спустя
- Буш сравнил исламистов и нацистов
- Приговор за взрывы
- Террористам предъявили обвинения
- В аэропортах усилят бдительность
- Теракты в Дагестане
Понятно, что в одночасье добиться столь обширных целей и победить глобальный терроризм мировому сообществу не удастся. «Рассчитывать надо на долгую ежедневную кропотливую работу», – предупреждает Анатолий Сафонов. И общество от этого труда с малозаметными поначалу результатами может в определенный момент устать.
Тем более борьба с терроризмом неизбежно будет сопровождаться ограничением определенных прав и свобод граждан всех стран мира. И здесь, считает эксперт, очень важно будет не переступить ту тонкую грань, которая отделяет эффективную антитеррористическую операцию от широкомасштабных действий по установлению диктатуры.