Визит В. В. Путина на Афон напомнил нам, среди прочего, что диалог российской власти с церковью – процесс отнюдь не обыденный. Особенно накануне большой трагической даты – отречения Романовых от престола и последовавшей революции.
Романовых призвали на царство монахи, выступив от имени Бога и народа. Корона Российской империи несколько столетий была освящена благословением русской православной церкви.
Отрекаясь от престола, Николай II снял с себя этот завет. Основной причиной отречения стало вот что: «Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание», имея в виду случившиеся народные волнения. И он, и князь Михаил, который также отрекся от престола, фактически передали судьбу короны в руки народа.
Если Николай подчеркнул, что его решение было продиктовано желанием победы в войне, то Михаил фактически сказал то, что не стал говорить его брат: «Принял я твердое решение в том случае восприять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием чрез представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского».
Как показали дальнейшие события, народу уже было не до царя. Был он уже без царя в голове.
Уже годами умнейшие люди рассуждают, были ли дальнейшие, во многом катастрофические, решения Временного правительства как-то продиктованы заботой о народе, или это была обычная борьба за власть, но факт остается фактом: первые резолюции Временного правительства, в состав которого в том числе вошел и обер-прокурор Священного синода Львов, в значительной степени касались снятия и с народа этого обета – отделения не только церкви, но и веры от государства.
- Ввели «амнистию», в том числе по религиозным делам.
- Отменили «вероисповедальные ограничения».
- Ввели повсеместную «свободу», что оказалось наиболее точным оружием против «старого режима» в его совокупном комплексе.
Потом была революция, приход к власти антирелигиозных безумцев, разрушение церквей, массовые убийства священников и прочие атрибуты прощания с обрыдлым царизмом.
В целом не услышавший царского крика о помощи народ обрел полную чашу горя, страданий и кошмара, которые, по некоторому мнению, достигли своего пика в годы Великой Отечественной войны, когда и народ, и власть в лице семинариста Сталина как следует вспомнили о Боге – и победили вопреки всему.1990-е годы принесли народу не только бандитские разборки, но и возвращение церкви к обществу, а общества – в церковь. Собственно, только поэтому следует ценить линию преемственности между Путиным и Ельциным. Оба в той или иной форме искренне пытались нащупать утерянный завет.
Одно дело – легитимность, совсем другое – историческая преемственность между эпохами. Власть в России невозможна без этого осмысления. Без него она не удержится.
Визит Путина на Афон, как мне кажется, это очередной визит ради этого осмысления. Что там было – одному Богу известно.
Источник: Блог Игоря Рябова