30 июня, четверг  |  Последнее обновление — 03:53  |  vz.ru

Главная тема


Атака украинских войск застала врасплох армию Новороссии

«оказывать давление»


Глава ЦРУ признал «критически важную роль» России в сирийском конфликте

армия и вооружения


За что Шойгу с позором уволил командование Балтийского флота

внешняя политика


Российско-турецкие отношения начинают налаживаться

«проговариваются на каждом шагу»


Нарышкин обвинил США в проявлении имперских амбиций

опасное сближение


Пентагон выступил с обвинениями в адрес России по поводу инцидента в Средиземном море

«под действием эмоций»


Олланд прокомментировал «унижение» Кэмерона на саммите ЕС

истерика госдепа


Жалобы на «притеснения американских дипломатов в Москве» выглядят паранойей

ради безопасности


Ле Пен потребовала немедленно отменить Шенген

«новая элита»


Ирина Алкснис: Очень скоро перед российскими миллионерами и крупными чиновниками будет стоять нелегкий выбор

Вопрос дня


Эрдоган принес извинения за сбитый российский бомбардировщик. Изменило ли это ваше отношение к Турции?


Не собирались тысячу лет

Роман Плюта, председатель организации «Православный Союз»
   4 февраля 2016, 12:40
Фото: из личного архива

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

2–3 февраля в Москве состоялся Архиерейский собор Русской православной церкви. В храм Христа Спасителя прибыло более 300 архиереев со всей России и из-за рубежа.

«Ни во время, ни после Всеправославного собора не будут предприниматься никакие усилия для того, чтобы легализовать раскол на Украине»

Собор был созван на год раньше, чем того требует церковный устав – Священный синод Русской православной церкви принял решение о его созыве в связи с подготовкой к проведению летом нынешнего года Собора всех Православных церквей. Подобный Всеправославный собор не созывался уже более 1000 лет – последний Вселенский Собор прошел в 787 году, то есть 1229 лет назад.

Накануне – 22 января 2016 года – в Православном центре Константинопольского патриархата в Шамбези (Швейцария) состоялось предварительное Собрание предстоятелей Поместных церквей, которое было посвящено подготовке к проведению Всеправославного собора.

Присутствовал на Собрании в Шамбези и предстоятель Русской православной церкви. Две трети его почти 14-минутного выступления перед патриархами было посвящено Украине.

Патриарх Кирилл упомянул и 30 храмов, отобранных раскольниками у православных при полном потворстве представителей властей, несмотря на законные документы и решения судов. И село Птичье Ровенской области, где группа националистов и раскольников при молчании милиции несколько дней силой штурмовала храм, где заперлись, стоя за веру, православные прихожане и священники.

Патриарх на Собрании дал жесткую и однозначную оценку происходящим событиям: сегодня против канонической Православной церкви на Украине творится самый настоящий бандитский произвол и преступления. Он даже привел следующие слова одного из украинских раскольников: «если митрополит Онуфрий до сих пор принадлежит к канонической Церкви, то лишь потому, что для него не нашлось подходящего орудия пытки – утюга или паяльника».

И также процитировал оценку украинских раскольников, прозвучавшую из уст патриарха Сербской православной церкви Иринея: «Эти люди принадлежат к Православию лишь по имени, их презрение к нормам христианской морали, готовность ненавидеть, лгать и проливать кровь есть живое тому свидетельство».

Раскол православных церквей на Украине: принадлежность, руководители, прихожане
Раскол православных церквей на Украине: принадлежность, руководители, прихожане
Патриарх Кирилл прямо дал понять сидевшему на Совещании напротив него патриарху Константинопольскому Варфоломею, да и всему остальному миру: никакой речи о «Киевском патриархате» на предстоящем Всеправославном соборе быть не может.

Он буквально разоблачил двойную игру Константинополя, когда некоторые находящиеся в его юрисдикции церковные иерархи из США и Канады несколько раз посещали Украину и открыто поддерживали раскольников, утверждая, что действуют от имени патриарха Варфоломея. Который, впрочем, каждый раз заявлял, что не поддерживает данную деятельность.

Достаточно жесткие заявления патриарха Московского и Всея Руси в Шамбези рефреном прозвучали в его докладе на Архиерейском соборе в Москве.

По словам предстоятеля Русской церкви, святейший патриарх Варфоломей пообещал, что ни во время, ни после Всеправославного собора не предпринимать никаких усилий для легализации раскола на Украине.

Коснувшись темы самого Собора, патриарх Кирилл сразу отметил, что его «мы пока не называем Вселенским – ни один Вселенский собор Православной церкви не становился таковым лишь по факту своего созыва – его реальное значение определялось спустя некоторое, иногда весьма значительное время». Это заявление призвано снизить градус накала страстей вокруг подготовки мероприятия.

Статус будущего Собора все еще остается под вопросом: должны будут приехать все общепризнанные автокефальные церкви, лишь тогда он станет истинно Всеправославным. А с этим пока имеются определенные сложности.

Отдельно патриарх подчеркнул, что будущий Собор «не призван решать вероучительные вопросы – они давно решены и не подлежат пересмотру». Не будут вносить и каких-либо изменений в литургическую жизнь Православных церквей, их канонический строй.

В Шамбези были приняты практически все предложения Русской церкви. От отказа от самой возможности обсуждения введения единого для всех Православных церквей календаря, ранее активно обсуждавшейся, до возможной смены места проведения будущего Всеправославного собора: впервые он может пройти не в Стамбуле, а на одном из греческих островов или даже на Афоне.

Именно патриархом Кириллом было выдвинуто и принятое затем всеми предложение о предварительной публикации всех документов будущего Собора в открытом доступе для изучения мировым православным сообществом.

Все происходящее, несомненно, характеризует возрастающую роль и влияние Русской православной церкви на события в жизни мировой Православной церкви. На наших глазах Русская церковь становится лидером и духовным авторитетом в среде православных государств.

Последовательная политика возрождения Православия в России, развития церковно-приходской жизни, проводимая патриархом Кириллом все 7 лет, прошедшие со дня его интронизации, стала приносить свои плоды. И не только в стране, но и за рубежом. Возрастающий голос Православной церкви в России становится примером для Церквей в других странах.

А голос Церкви сегодня крайне необходим. Христианские нормы морали и нравственности в некогда христианских государствах сегодня вычеркиваются из общественной жизни, а верующие загоняются на самую обочину политических процессов.

Во главу жизни государств и народов ставятся финансовые интересы в ущерб их собственных интересов. Та же Греция под давлением обязательств перед мировыми финансовыми центрами стала первой православной страной, которая решением депутатов парламента в декабре 2015 года узаконила гей-союзы.

Возрастание голоса Церкви – вот первоочередная задача, которую несомненно продолжает ставить патриарх Кирилл. Потому на прошедшем Соборе он призывает архиереев со всех уголков России и мира активизировать свое взаимодействие со светскими СМИ, перехватывая повестку дня, просит их внести серьезные коррективы в миссионерскую деятельность епархий, считает необходимым значительно усилить совместную работу с молодежью, вновь говорит о необходимости сохранения культурного кода и православных духовных традиций.

Именно возрастание церковного голоса – ожидаемый и необходимый результат подобных трудов.

Своеобразным символом завершившегося Архиерейского собора и персонификацией идей, звучавших на высоком собрании, стало прославление в лике святителей архиепископа Серафима (Соболева).

Это, конечно, достаточно мотивированный и политически выверенный шаг. Болгарской православной церковью уже неоднократно поднимался вопрос о канонизации архиепископа Серафима. Его особое почитание в Болгарии началось сразу после смерти 26 февраля 1950 года. Свято-Никольский храм Софии, где все годы служил владыка и в крипте которого был погребен, давно стал местом паломничества для православных жителей Болгарии и других государств.

И вот Архиерейский собор Русской церкви причисляет его к лику святых «единомысленно со Священным синодом Болгарской православной церкви». Для нас крайне важна сама личность нового русского святого.

Родившийся в 1881 году в Рязани будущий архиепископ Серафим встретил революцию 1917 года в должности ректора Воронежской духовной семинарии. Не приняв советскую власть, он покидает Воронеж в октябре 1919 года с войсками генерала Деникина, взявшими и недолго удерживавшими город. А уже осенью 1920 года он вынужден покинуть и Россию – с отступившими остатками армии генерала Врангеля.

Уже в августе 1921 года Высшее церковное управление Русской православной церкви за рубежом назначает архиепископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. В этой должности владыка и оставался до конца своей жизни.

Как и большинство зарубежных архиереев, архиепископ Серафим поначалу не принял «Декларацию» митрополита Сергия (Старгородского) 1927 года, от лица всей Русской церкви провозгласившей Советский Союз «нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи».

Однако он был далек и от крайностей, не раз удерживая Зарубежный синод от радикальных шагов и решений. В частности, он выступил против продвигавшегося признания автокефалии Польской православной церкви, осуждал спорные взгляды митрополита Антония (Храповицкого) и протоиерея Сергия Булгакова.

А в 1945 году архиепископ Серафим и вовсе покинул юрисдикцию Русской зарубежной церкви: 15 апреля 1945 года он написал письмо патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с официальной просьбой о принятии в Московский патриархат. 30 октября 1945 года архиепископ Серафим и все семь русских приходов в Болгарии были приняты в подчинение московской церковной власти. В тот период для Православной церкви СССР это было важным событием. В 1946 году владыка принял и советское гражданство.

При этом архиепископ Серафим считал единственно верным для России монархическое правление, осуждал церковные преобразования Петра Первого и последующих правителей.

В своем труде «Русская идеология» он ставил задачу «возврата русских людей к истинной вере как необходимое условие для возрождения России» и видел будущую Россию мировым духовным центром на основе монархии и православной симфонии властей.

И прославление архиепископа Серафима Русской православной церковью, думается, наш первый шаг к реализации его идей.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Денис Селезнев: Вырождение украинской мечты

Референдум в Великобритании, хотя и не имеет прямого отношения к Украине, но, вероятно, станет этапом для переосмысления основ украинской государственности. Подробности...

Александр Разуваев: «Холодная война» между Россией и Турцией закончилась

В Кремле подтвердили заявление пресс-службы турецкого лидера о том, что российский и турецкий президенты договорились о личной встрече. Можно утверждать, что «холодная война» между Россией и Турцией закончилась. Что в итоге? Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Дмитрий Евстафьев: Эрдогана нам не спасти

Насчет отдыха в Турции: сказать, что разрешим, может быть, при условии повышения безопасности туристов, - дело, конечно, хорошее и звучное. Особенно после вчерашнего... Но давайте включим мозги. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Таймур Двидар: Умелый торговец Эрдоган

Обращение Эрдогана к Владимиру Путину с извинениями, а также теракт в стамбульском аэропорту, безусловно, стали одной из главных тем недели в российских СМИ. Но как подают эти события сами турки и их соседи на Ближнем Востоке? Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Ирина Алкснис: Как Кремль готовит нам новую элиту

Очень скоро перед российскими миллионерами и крупными чиновниками будет стоять нелегкий выбор: если они хотят, чтобы их дети продолжили семейный успех, их надо отправлять учиться не в Лондон, а совсем в другое место. Подробности...
Обсуждение: 132 комментария

Валерий Коровин: Это даже не европейский выбор

Сегодня от вероломства и доминирования США устали даже в Европе. Состоявшийся Brexit показал, что народы Европы более не желают растворяться в американском плавильном котле, а все чаще говорят о восстановлении и сохранении своей идентичности. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Александр Чаусов: Геноцид в рамках одного красивого города

Сразу после Ялтинской конференции ВВС союзников нанесли по Дрездену бомбовый удар. Удар такой силы, что организовалось огненное торнадо, которое засасывало в себя людей. Зачем это было нужно? Есть несколько версий. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Дмитрий Самойлов: Грядет средневековье

Успех сериала «Игра престолов» объясняется просто. Там есть мир, который меняется в рамках констант, установленных раз и навсегда. В том мире нет богоборчества. Современный же нам мир меняется подло по отношению к человеку. Подробности...
Обсуждение: 109 комментариев

Эдуард Лимонов: О тюрьме нужно говорить с благоговением

СМИ: «Лимонов рад за Белых». «Лимонов советует Белых есть манную кашу». Ничего я не рад, и ничего не советую, в 140 буквах в Twitter дал характеристику тюрьме. О ней нужно говорить с благоговением. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Сергей Худиев: Почему к протестантам стоит прислушаться

Меры, принимаемые для того, чтобы помешать смутьянам настраивать против государства до того лояльных граждан, могут быть восприняты этими гражданами как несправедливое стеснение и, таким образом, выполнить работу смутьянов. Подробности...
Обсуждение: 40 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............