25 января, среда  |  Последнее обновление — 03:44  |  vz.ru

Главная тема


Сирийская оппозиция скатилась в расизм и истерику

«просто обман народа»


Первый президент Украины снял с себя вину в развале СССР

территориальный спор


Китай выступил с предупреждением в адрес США

награждение непричастных


Украинские военные летчики увольняются из-за мошенничества командиров

рабочая группа ЕС


Немецкая пресса предположила, как Россия будет «дискредитировать Меркель»

«антисемитские заголовки»


Петр Толстой обвинил журналистов в искажении его слов об Исаакиевском соборе

«любое возможное нападение»


В Конгрессе США на картах разыграли защиту Прибалтики от России

портят имидж


Дубайский отель пожаловался на российских моделей

юристы из Сити


Times: В конфликте России и Украины открылся новый фронт

«Дети ничего не читают»


Лев Пирогов: Почему скучна литература в школе?

инаугурация в США


Егор Холмогоров: Трамп, без преувеличения, всех шокировал

«отрицательный генетический отбор»


Сергей Худиев: От Шендеровича и его друзей-генетиков есть определенная государственная польза

на ваш взгляд


Как должна реагировать Москва, если новая администрация США поставит Россию перед выбором – сближение с Западом в обмен на отдаление от Китая?


Об эволюции российских школ для одаренных детей

Галина Гужвина, преподаватель математики в Политехническом институте (Ecole Centrale) г. Лиона, Франция
   3 октября 2016, 16:45
Фото: из личного архива

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Сейчас, конечно, ни у кого не остается сомнений в том, что давняя дискуссия о школьном образовании для одаренных детей между академиками Колмогоровым и Капицей завершилась полной и разгромной победой математика. 

«Прорыв в интеллектуальную элиту детей ставится в прямую зависимость от пронырливости родителей»

Колмогоровские аргументы о необходимости высадки перспективных побегов из открытых грунтов в специально для них выстроенную теплицу к специально для них приглашенным Мичуриным, дабы дички процвели викторией регией и заплодоносили актинидиями ананасными, кажутся сейчас всеобщественно самоочевидными.

Робкие же потуги Капицы напомнить, что, изымая талантливых из заштатной школы, мы обескультуриваем целую грядку, а то и целый участок превращаем из огорода – в пустырь с лопухами, лет уже тридцать как разбились о наглый и живучий, как придорожный борщевик, общественный индивидуализм.

Кому какое дело до каких-то лопухов? Кому они вообще нужны, эти лопухи? Пусть там где-нибудь произрастают, на пустырях так на пустырях, главное, подальше от теплиц для моей детки, ведь мою детку можно только в теплицу, с какой стати она будет собой облагораживать какие-то пустыри? Еще забьют ее эти сорняки, погубят в зародыше юность и талант. В общем, читайте, деревья, стихи Гезиода, дивись Оссиановым гимнам, рябина. Таланты – в сад, лопухи – на пустырь. 

Всячески продвигая создание «хороших» школ в противовес школам «обычным», общество, разумеется, лукавило, перевирая при этом, как водится, благие мысли самого отца-основателя, академика Колмогорова. Потому что в теплице, вообще-то, соком наливаются не только актинидии, там любому лопуху спокойнее и питательнее, чем среди природы дикой и могучей, где червь глодал и, налетая тучей, хлестал их град по маленьким телам. 

Само пребывание в привилегированных условиях облагораживает и развивает – от лопуха хоть до капусты, а то, глядишь, и до рукколы дорафинируешься. А потому можно и перевернуть незаметно колмогоровскую логику «продемонстрировал выдающиеся способности – попал в школу для умных», превратив ее в более нам, теперешним, привычную «просочился как-то в школу для умных – пожизненно получил на лоб клеймо интеллектуально выдающегося».

Прорыв в интеллектуальную элиту детей ставится в прямую зависимость от пронырливости родителей. На facebook-странице выпускников колмогоровского интерната люди не скрываясь, с гордостью даже сообщают, что в их семье подрастает уже третье поколение фээмшат.

Школа-теплица все больше понимается как средство индивидуального саморазвития и социальный лифт, теряя изначальное свое предназначение селекционной базы, семенного фонда для пашни отечественной науки.

Находящаяся сегодня в слепой зоне радетелей за ранний, на этапе общеграждански обязательного обучения конкурсный отбор пагубность образовательных оазисов для среды в целом была вполне очевидна не только демократочному Капице, но и элитарию Колмогорову.

Его соображения вполне гуманитарны, вполне уважительны к вопросам сохранения интеллектуального ресурса на местах: «Наши ученики, как правило, попадают к нам из таких мест, где их быстрый рост был бы крайне затруднен или невозможен», – пишет он. «Наша московская школа не имеет ни одного ученика из жителей Москвы и в принципе не принимает детей – жителей университетских городов».

О том, как соблюдаются колмогоровские принципы в наши дни, свидетельствует хотя бы тот факт, что только в прошлом учебном году в основанном Колмогоровым интернате из 348 учеников 50 были москвичами, а 200 из оставшихся 300 приехали туда учиться из других университетских городов. Интернат превратился в пылесос по высасыванию умственого золотишка, разбросанного на виду. Ломоносовым из удаленных сел снова предлагается следовать в Москву за рыбными обозами, и с ними же возвращаться в родные Холмогоры за недостатком мест. 

Но это было бы еще полбеды. Что не могло присниться ни Колмогорову, ни Капице и в самых страшных снах – так это то, во что вырождается менталитет элитных школьников в условиях полной свободы от какой бы то ни было гражданской ответственности. В Союзе семидесятых, с его отлаженной системой профессионального распределения и законодательной невозможностью эмиграции, выпускники интерната, эти выпестованные за государственный счет «огромных яблоков живые Вавилоны», массово шли в науку и преподавание профильных дисциплин, тем самым – кто воленс, кто неволенс – оправдывая все вложенные в них средства и педагогические усилия.

В наши дни любое покушение напомнить им о долге по отношению к потратившейся на них Родине воспринимается как пережиток гнусного совка. Воспоминания же на странице выпускников в стиле «я и большинство моих сверстников использовали полученный потенциал, чтобы свалить из этой страны» собирают десятки лайков и огромный, через все экраны ощутимый эмоциональный резонанс.

Действительно, какой долг, какое служение выдержат сравнение в приоритетности с самореализацией и материальным самоудовлетворением – уж кто в чем смел. Поскольку непременный уход фээмшат в науку давно уже перестал быть императивом. Люб бизнес – пусть идет в бизнес, талантливый человек талантлив во всем.

Собственно, единственным личностным инвариантом выпускников с колмогоровских времен осталось это нерассуждающее, в ранней, наивной юности, от обожаемых, трепетно уважаемых педагогов усвоенное ощущение себя солью земли. («Кусочки солнц, включенные в законы людских судеб, мы породили вас для новой жизни и для высших правил, когда землей невежественно правил животному подобный человек»...)

Ощущение себя особенным чем-то интеллектуально, над внешним миром приподнятым, а потому ничем внешнему миру не обязанным и ни в чем ему не подотчетным. В условиях добровольной самозамкнутости среды и снятия всех советских контролирующих и корректирующих механизмов – удивительно стойкое. И неважно, что в современных условиях актинидиями воображают себя подчас прошедшие через теплицу лопухи. Через теплицу прошли, стало быть, право имеют. 

А потому реформировать нужно всю эту систему. Приводить в соответствие – если не с принципами Капицы, то хотя бы с задумкой великого Колмогорова.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Александр Желудков: Дома надо сидеть!

В Югре, где 4 декабря страшная дорожная авария унесла жизни десяти детей, власти сделали надлежащие выводы. Главный итог: за месяц полицейские отменили 126 поездок организованных групп детей. Подробности...

Сергей Худиев: Особенности революционной генетики

Пока у нас должность штатного борца с режимом занимает Шендерович, все в порядке. Он со товарищи затыкает то место, которое могли бы занимать действительно умные, хитрые и опасные враги государства, способные привлечь народ лестью. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Лев Пирогов: У вас есть дети? Вы попали!

Дети делают не то, что им говорят, а то, что видят. Мы предпочитаем всякую ерунду, и они предпочитают всякую ерунду. Ну, мы-то от своей ерунды не отступимся. Мы на работе устаем, да взрослые люди, в конце концов, имеем право! А с детьми-то как быть? Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев

Игорь Жигун: Яркий пример гротескного распила бюджета

Миллиарды долларов были потрачены на то, чтобы заставить работающего американца оплачивать лечение маргиналов-бездельников трудоспособного возраста. Что команда Трампа предложит взамен и как с этим обстоят дела в России? Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Дмитрий Ольшанский: Революция теперь справа

Удивительный исторический парадокс состоит в том, что левые анти-трамп-активисты, вопящие и хулиганящие на улицах американских городов, – это наследники не хиппового движения шестидесятых, а расистской движухи той же эпохи. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Антон Любич: Сделать Россию великой

Частью американского успеха и величия лично я не являюсь, поэтому хотел бы высказать ряд соображений о том, насколько американское величие по-трамповски скажется на благополучии (и величии) России. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

Василий Колташов: Как завещал великий Линкольн

В ходе инаугурации Трамп заявил о возвращении власти народу, и это более всего обсуждают политологи. Но для экономистов важнее, что Трамп всерьез намерен следовать курсом легендарного президента-республиканца Авраама Линкольна. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Всемирный Pussy Riot и конец левого движения

Спонсоры, либеральные медиа и приглашенные на протест марша миллионов селебрити рассчитывают заложить основы массового левого низового активизма в США и в недалеком будущем вернуть себе власть. Теоретически план неплох. Подробности...
Обсуждение: 86 комментариев

Егор Холмогоров: Учиться у Трампа

Трамп был удивительно хмур, жесток и почти не улыбался даже на камеру. Казалось, что, закончив присягу, он тут же произнесет свое коронное: «Вы уволены! Все вы уволены!» И он действительно это произнес. Подробности...
Обсуждение: 220 комментариев

Эдуард Диникин: Трагическая фигура русского ХХ века

21 января этого года исполнится 105 лет, как родился в городе Арзамасе Л. Л. Оболенский. Немногие вспомнят, кто это, хотя судьба этого человека многое способна объяснить из того, что происходит в наши дни, особенно на Украине и вокруг нее. Подробности...
Обсуждение: 58 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............