17 января, вторник  |  Последнее обновление — 09:46  |  vz.ru

Главная тема


Николай Попов: Украинская «Википедия» превратилась в собрание бандеровцев

«Национальный фронт»


Ле Пен: Крым никогда не был украинским

«Путин делал проблему»


Керри заявил об ответственности России за проблемы в отношениях с США

Большая политика


Меркель ответила на критику Трампа

Неожиданный союзник


Россия вооружит ливийского мятежного генерала

кубанская сказка


Супермодель подарила 1 млн рублей на дом для дяди Миши

Непризнанные республики


Киев выставил условия для проведения выборов в Донбассе

Ближний восток


Иран открыл огонь по беспилотнику над Тегераном

операция ВКС


Минобороны Сирии показало работу российских вертолетов (видео)

Давосский форум


Дмитрий Дробницкий: Всех, кому Америка должна, придется «простить»

Фильм «Викинг»


Егор Холмогоров: Что за странные лысые грязные люди в кожанках?

Байден в Киеве


Владислав Бриг: Обстрелы со стороны ВСУ и зондеркоманд усилятся

на ваш взгляд


Как бы вы предложили наказать не уступившего дорогу водителя «Скорой помощи»?


Вышиваночная истерия накрыла и Белоруссию

Алексей Еловик, политолог
   28 октября 2015, 10:54
Фото: с личной страницы vk.com

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Недавняя эпопея с запретом рижской выставки «Люди Майдана» и последовавшие за этим голоса негодования волей-неволей вновь отсылают нас к вопросу об истоках «цветных революций».

«Приватизация» национального костюма и орнамента играет важную роль в сознании»

В современной реальности меняется лишь внешнеполитический курс государства и фамилии власть предержащих. Тем не менее выполненные как под копирку «революции» происходят на протяжении более чем десятка лет в разных уголках бывшего СССР.

Причина подобной политической близорукости людей, которые бездумно следуют единому шаблону, – подогреваемый извне местечковый национализм, отметающий всякие здравые рассуждения относительно перспектив развития своего государства и ставящий во главу угла национальное самолюбие (а если точнее – национальное самолюбование).

Поскольку внимание российского общества в пределах ближнего зарубежья фокусируется на двух восточнославянских государствах – Украине и Белоруссии – мы остановимся только на этих примерах.

Украинский и белорусский национализмы имеют очень специфическое наполнение, стратегию и конечную цель. В информационно-культурном поле этих стран идет борьба за формирование новой национальной идентичности. Для грузина или киргиза вопрос об отношении к русскому народу и русскому цивилизационному полю не стоит столь остро, потому что различия между этносами весьма существенны.

В восточнославянском мире ситуация иная: представление о восточных славянах как о трех отдельных народах сформировалось довольно поздно и являлось плодом советской национальной политики 1920-х годов. В дореволюционное же время как в России, так и за рубежом восточнославянское сообщество воспринималось в качестве единого целого – русского народа.

Но, несмотря на формальный «развод по национальным квартирам», и белорусы, и украинцы, и русские сохранили на уровне ментальности осознание себя в качестве чего-то общего.

Для того, чтобы огородить украинскую и белорусскую нации от русской, предотвратить нарастание интеграционных процессов на качественно ином, ментальном, уровне, местные националисты стараются разорвать все связи, и в первую очередь – исторические и культурные. Ущерб от такой политики поистине колоссальный.

Как известно, ссоры среди родни – самые болезненные и острые, чему наилучшим примером является Балканский полуостров. Если следующие поколения грузин, молдаван и других народов могут выйти из порочного круга ненависти в отношении России, то с Украиной и Белоруссией дело обстоит сложнее. Ведь противопоставление себя Москве – это базис, основа идентичности, какой ее видят приверженцы националистических идей.

Национальная самоидентификация при этом строится на отрицании, а не на утверждении (вспомним пресловутый лозунг «Дякую тобі, Боже, що я не москаль»), на выпячивании своей особости и непохожести. Условно это можно окрестить «синдромом вышиванки», ведь именно этот элемент национальной одежды стал своеобразной антитезой русской культуре.

Задолго до событий на Майдане проведение «парада вышиванок» в День независимости стало своеобразной традицией. Впоследствии вышиванка вошла в обиход политиков и медийных персон, а после государственного переворота в феврале 2014-го поклонение вышитой рубашке достигло своего апогея.

В последнее время вышиваночная истерия накрыла и Белоруссию. При поддержке НКО, ориентированных на западный вектор, таких как «Арт-сядзіба», стартовала кампания по распространению «вышимаек».

К акции присоединились популярные белорусские спортсмены – двукратная олимпийская вице-чемпионка по плаванию Александра Герасименя и футболист национальной сборной Виталий Родионов, за ними этот наряд примерили известные топ-модели Ольга Антропова и Ольга Хижинкова.

Носить вышиванку – значит быть патриотом, носить вышиванку – значит отождествлять себя со своей нацией, подчеркивать собственное отличие от восточного соседа. И это невзирая на то, что вышиванка присутствует в русской национальной культуре, а в Белоруссии и на Украине узор существенно разнится от региона к региону.

«Приватизация» национального костюма и орнамента играет важную роль в сознании – она разделяет народ на «наших» и «не наших», «сознательных» (свідомих) и «манкуртов». Противники национализма автоматически выталкиваются из рядов нации, на них наклеивают ярлык предателей и слуг Кремля.

По меткому замечанию социолога Сергея Кара-Мурзы, одним из важных этапов «оранжевого» переворота является «создание и энергичное внедрение внешнего признака «наших» (розы и флаг с крестами – в Грузии, «оранжевое» – на Украине, броские художественные символы).

Если процесс идет по нарастающей, то ускоряется самоотождествление обывателей с «нашими». «Нашими» становится быть модно и престижно… Более того, обывателю навязывается страх оказаться «не нашим» (для этого выработан большой перечень средств психологического террора)».

Совершенно очевидно, что зрелые европейские нации не испытывают ничего подобного, и их политические лидеры попросту не нуждаются в маркировании себя определенными элементами национальной одежды.

Подобного рода флешмобы – это не что иное, как комплекс неполноценности. Однако этот комплекс, воспринимающийся поначалу как милая и наивная игра с символикой, оканчивается большой кровью и большими проблемами на российских рубежах.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Владислав Бриг: Самому богатому чиновнику Украины впору задуматься

Не вижу смысла в приезде Байдена, который через несколько дней покинет свой пост – кроме как в обсуждении с киевским режимом методички по усилению провокаций. А напоследок Байден убил своего украинского холопа Порошенко одним требованием. Подробности...

Захар Прилепин: Классическая русская литература сама по себе – исключение

Максим Виторган рассказывает: «Я прочитал Прилепина «Семь жизней», который остается… удивительным для меня образом, но остается прекрасным писателем совершенно, хотя… Ну, я не буду начинать этот разговор». Да ладно, я знаю, о чем разговор. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Вероника Крашенинникова: Россия в этой битве будет камнем преткновения

Предполагаемое «досье» на Трампа охватывает широкое поле от секс-похождений Трампа в России до киберопераций, приписываемых российским властям. Читается бумага как шпионский роман из привокзального киоска. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Давос, Трамп и «Большой ноль»

Ежегодно в швейцарских Альпах собираются сильные мира сего. Два спикера этого экономического форума, несомненно, будут купаться в лучах славы, хотя слава эта для глобалистской элиты сродни славе троянской Кассандры. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Антон Крылов: Крики с прокрустова ложа

Самые громкие темы минувшей недели – прошедший первое чтение в Госдуме законопроект об отмене уголовного наказания за побои в семье и вероятная передача Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге церкви. Все как мы любим. Подробности...
Обсуждение: 49 комментариев

Мария Дегтерева: Хоть бы закон о побоях читали

Те, кто страшно возмущен новым законом о побоях в семье, в большинстве своем в глаза не видели старый, судя по постам в «Фейсбуке». Попробую объяснить. Подробности...
Обсуждение: 71 комментарий

Дмитрий Родионов: Почему Трамп ополчился на Китай и готов на «дружбу» с Россией

Идеальный вариант для США – как был тогда, так и остается сейчас – столкнуть Москву и Пекин в противостоянии друг с другом. Если и не военном, то торгово-экономическом. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Борис Межуев: О реализме и берегах цивилизации

России для сделки с Западом нужна третья идеология – по ту сторону реализма и этнонационализма: введение в политический дискурс языка этой идеологии окажется серьезным переворотом в системе международных отношений. Назовем эту идеологию «цивилизационным реализмом». Подробности...
Обсуждение: 171 комментарий

Общественное мнение: Кажется, «Дождь» кончился

Телеканал «Дождь» сообщает, что Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания запретил вещание телеканала «Дождь» на территории Украины... Это не хохма. «Дождь» запретили на Украине! «Дождь»! Подробности...
Обсуждение: 62 комментария

Татьяна Шабаева: Как убить Шерлока Холмса

Что может быть курьезнее, чем наемная убийца в качестве морального авторитета, произносящая пафосные банальности и с того света поучающая Шерлока Холмса, что он должен «сойти в ад», чтобы «спасти Ватсона»? Видимо, публика уже созрела для того, чтобы это проглотить. Подробности...
Обсуждение: 70 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............