Ситуация на Украине за последнюю неделю радикально изменилась. Но в киевских властных кабинетах не изменилось ровным счетом ничего. Власти на Украине по-прежнему делают ставку на полную и окончательную зачистку Донбасса. Хотя и начинают понимать, что быстро уже не получится.
Переговоры не просто о мире надо вести. А о статусе Донецкой и Луганской республик
Военное поражение в Донбассе объяснили показухой ко Дню независимости. Стремлением любой ценой взять Донецк и Луганск и провести на День независимости Парад победы на Крещатике. Показуха действительно была. Но то, что в Донбассе вследствие АТО сформировалась полноценная армия, Киев не заметил.
На встрече 26 августа в Минске Порошенко был тише воды ниже травы. О военной катастрофе в Донбассе, разумеется, знал. За два дня должны были доложить. Но о войне – демонстративно – ни слова. Встречался с Путиным лично. При этом Путин подчеркнул, что все происходящее – это внутреннее дело Украины, Россия не может быть стороной переговоров, а лишь содействовать созданию условий для взаимного доверия сторон внутриукраинского конфликта. Договорились о втором гуманитарном конвое.
А как только Порошенко вернулся, начал кричать о вторжении России в Донбасс. Так ведь армию разгромили под Иловайском и взяли в кольцо еще 24 августа. За два дня до визита в Минск. Если это сделала Россия, чего сразу не сказать об этом на встрече в Минске, а устраивать крик по возвращении?
Почему? Да потому что не было вторжения. И Европа факт вторжения не признала. Но как можно о чем-то договариваться, если ты вечером жмешь человеку руку, а утром объявляешь его агрессором по поводу того, что случилось три дня назад. И так во всем.
Порошенко сам загнал себя в угол: естественно, не без помощи заокеанских «друзей». Он пошел ва-банк, сделав ставку на быструю военную победу в Донбассе. Под это и Раду распустил. Чтобы выиграть выборы как победитель и взять под полный контроль всю Украину. Ну без Крыма, конечно, но с обещаниями его вернуть.
Однако армия Порошенко потерпела в Донбассе полный разгром. И теперь президенту надо не украинский Хасавюрт подписывать, а что-то вроде капитуляции. По возможности почетной. Но почетной-то как раз не получится. В России тогда ситуация была другая совсем.
Российские войска взяли Грозный. А потом ночью группа боевиков спустилась с гор и заблокировала россиян в центре Грозного. Россия тогда могла и уничтожить этих боевиков, но остановилась, посчитав, что слишком много будет жертв. Чечня фактически стала независимой, хотя де-юре оставалась в составе России. В Донбассе ситуация кардинально другая.
Украинская армия потеряла десятки тысяч убитыми и ранеными. Отступая, бросила несколько сот единиц бронетехники, большая часть которой досталась донецкому ополчению. Украинская армия не может больше вести войну. Нет ни людей, ни техники. Это признали даже в НАТО. Стало быть, и условия мира должны быть другими совсем.
Но Украина не готова даже к самым малым уступкам. В Киеве в упор не хотят слышать даже о федерации. А Чеченская Республика по Хасавюрту и армию свою сохранила. «Надо садиться и разговаривать, а не упираться в совершенно нереалистичные требования, чтобы ополченцы сдали оружие и позволили себя уничтожить. Вот весь мирный план Петра Алексеевича Порошенко сводится ровно к этому», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Президент России Владимир Путин предложил план прекращения кровопролития, якобы согласованный с Петром Порошенко и состоящий из 7 пунктов.
Администрация президента Украины Петра Порошенко тут же заявила, что в ходе телефонного разговора с Владимиром Путиным достигнута договоренность о прекращении огня в Донбассе. Так, будто этот огонь вел Путин и обещал прекратить.
На что, естественно, последовало опровержение с российской стороны. Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков сообщил, что президенты России и Украины не договаривались о прекращении огня на Украине, поскольку Россия не является стороной конфликта.
Министр госбезопасности ДНР Леонид Баранов, комментируя мирный план, сообщил, что в целом согласен с мирным планом президента России. Обсуждая каждый из его пунктов, Баранов предложил внести в него некоторые коррективы. В частности, отвести на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня».
«Установки «Смерч», «Ураган» работают на расстоянии 35 (км) и даже чуть больше. Надо понимать, что у нас все населенные пункты расположены близко друг от друга, поэтому надо выводить артиллерию с территории всей республики, так как, где бы артиллерия ни находилась, она в любом случае будет доставать до населенных пунктов», – отметил Баранов. В связи с этим он призвал к выводу украинских войск с территории всей Донецкой республики.
Плотным расположением поселков и городов в ДНР и ЛНР Баранов также объяснил необходимость ввести запрет на полеты над всей территорией Новороссии.
Постановка вопроса совершенно правильная. Тогда и наступать не надо, если украинские войска сами отойдут. Но отойдут ли? В Киеве происходят прямо противоположные вещи.
Стоить только вспомнить об обстреле и бомбардировках городов в Донбассе. В тот момент, когда Бондаренко упомянула об этом факте, спикер Александр Турчинов оборвал ее речь на полуслове, отключив микрофон.
При такой позиции Верховной рады Порошенко из администрации президента под белы руки выведут прежде, чем последний украинский танк покинет Донецкую область. И побежит он следом за Януковичем. В народе говорят, что Янукович уже комнату в своей квартире в Ростовской области в аренду Порошенко сдать пообещал. В знак благодарности за продажу «Рошена» сыну. Ну, народ, оно понятно, на язык острый.
А что же будет? Своим военным поражением киевская хунта, похоже, прошла точку невозврата и ее свержение теперь – лишь вопрос времени. И назначенные на октябрь досрочные выборы этот процесс могут только ускорить.
Понятно, что Порошенко будет пытаться саботировать переговоры, поскольку договариваться о мире надо не с Путиным, а с представителями ДНР и ЛНР. Порошенко к такому диалогу не готов. Да и руководители Новороссии не сильно жаждут переговоров с Порошенко. Об этом заявляли и Мозговой, и Захарченко.
Тем более переговоры надо вести не просто о мире. А о статусе Донецкой и Луганской республик. Если Киев готов признать их независимость – это одно. Но Киев на такое не согласен точно. Но если ДНР и ЛНР хотят оставить в составе Украины, то вначале следует договориться об их статусе, изменить Конституцию, так чтобы выборы и в Донбассе прошли. Но этого же не делают.
Похоже, Порошенко просто будет тянуть время, используя передышку для подготовки нового наступления на Донецк и Луганск. Он даже заявил, что поэтапный мирный план будет подписан 5 сентября на встрече контактной группы по Украине в Минске.
Однако есть сомнения, что он будет исполняться. Будут взаимные обвинения о провокациях и нежелании прекратить боевые действия. И все это будет вызывать раздражение как у радикалов, стремящихся решить вопрос силой, не считаясь с реалиями, так и у тех, кто готов к компромиссам ради мира.
Возможны два сценария развития событий.
В пользу первого сценария приведу высказывания украинского генерала Владимира Рубана, известного как лучшего переговорщика с украинской стороны по обмену военнопленных. Он сказал так: «От сценариев я воздержусь. Но предположу, что мы все-таки договоримся, остановимся и прекратим убивать».
На вопрос, а кто может договориться, Рубан ответил, что «если не договорятся политики, командиры договорятся между собой и снесут политиков». Уже настал тот момент.
На пресс-конференции в УНИАН Рубан рассказывал интересные вещи: «Начинается обстрел ополченцами позиций украинской армии. Командир подразделения звонит по мобильному командиру ополченцев и говорит: мы вот тут как раз кашу заварили, а вы – обстрел. Нельзя полчаса подождать, чтобы мы поели? Командир ополченцев соглашается сделать перерыв на обед, и обстрел прекращается».
При таких отношениях воюющих сторон братание украинской армии и армии Новороссии и совместный поход на Киев, чтобы скинуть режим, вполне вероятен.
Но все-таки такие отношения у ополченцев только с регулярной армией, где служат призывники. К разным добровольческим отрядам отношение иное. И на то есть причины. Вот рассказывают: «Недалеко от Луганска 82-летний старик застрелил из дробовика сотника Майдана Олега Михнюка в тот момент, когда «герой Майдана» пытался изнасиловать его правнучку.
Вместе с двоими своими подчиненными из 8-й «афганської» сотні, ныне входящей в состав батальона «Айдар», Михнюк в состоянии сильного алкогольного опьянения решил в лучших традициях оккупантов попользоваться местными дивчинами. Долго гоняясь за несовершеннолетней жительницей местного села, они загнали ее в сарай и попытались изнасиловать.
В этот момент из хаты выскочил ее 82-летний прадед с двустволкой и наповал застрелил двоих насильников. Пока дед перезаряжал ружье, третьему бандиту удалось убежать. Вызвав на подмогу подельников из «Айдара», он вернулся на место гибели своего командира, чтобы отомстить за него семье девочки, но она и ее родственники успели скрыться. Рассвирепев, украинские каратели сожгли хату и хозпостройки».
Зеркало недели обнародовало соцопрос, согласно которому 52 процента жителей Украины не поддерживают АТО. Главным образом отвечали жители восточных областей. В Киеве же и на Западной Украине большинство – за быстрейшее победное завершение АТО. Несогласные вынуждены сидеть тихо и не высовываться. А учитывая, что именно такие настроения определяют сегодняшнюю украинскую политику, более вероятным видится следующий сценарий.
Вот эти самые добровольческие батальоны, недовольные тем, как ими из Киева руководят, организуют в Киеве вооруженный переворот, поддержанный частью киевлян и приезжими с Западной Украины. В результате к власти придет что-то типа украинской версии «Талибана*».
Не исключено, что перед этим авиация НАТО разбомбит Киев с целью принуждения к миру. Россия такого точно делать не будет. А НАТО может. Такие призывы уже звучат. На государственном уровне. Вот депутат Сейма Литвы от фракции партии Избирательной акции поляков Литвы Збигнев Едински считает, что НАТО должно вмешаться в конфликт на Украине, а чтобы «принудить» украинские власти к миру, «должно начать бомбить Киев».
Вот так. Ни больше, ни меньше.
Ну, до бомбежек, надеюсь, все-таки не дойдет. Но будет жестко. И конституцию новую заставят принять. И федерацию туда заложат, и выборы всех ветвей власти проведут – уже под контролем миротворцев и ОБСЕ. Ну и оставят этот миротворческий контингент на Украине лет этак на десять. Дабы снова чего не вышло.
Источник: Блог Александра Лузана
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ