После Крыма

@ из личного архива

15 марта 2014, 12:30 Мнение

После Крыма

Референдум в Крыму сорвать не удастся, после его завершения, какими бы ни оказались результаты, перед Россией встают куда более масштабные вызовы. Пришла пора выработать четкие правила взаимодействия глобальных игроков.

Юрий Городненко

политолог (Киев)

Пока Крым готовится к самому важному референдуму в своей истории, а в Харькове «Правый сектор*» берет заложников, Россия и США продолжают противостояние, уровень которого куда выше, чем был в 2004-м, во время первого украинского Майдана.

Пять тезисов

Вашингтон ждет от Владимира Путина неких стратегических уступок

США ошиблись в России: еще 2012 году в Киеве пришлось услышать от американских политтехнологов несколько тезисов о «противодействии внешней политике Кремля», но тезисы эти не сработали.

Во-первых, рассуждали американцы, Путин – блестящий аналитик. При этом он слишком осторожен. Если действовать против России нагло, нахрапом, дерзко нарушая все правила и нормы, то Путин окажется заложником собственной сдержанности.

Нахрапом не получилось.

Во-вторых, российские олигархи против конфликта с Западом. Поскольку они имеют определенное влияние на политику Кремля, их позиция станет дополнительным сдерживающим фактором.

Оказалось, что крупный бизнес в России Путина поддержал.

В-третьих, российское общество болезненно воспринимает поражения на внешнеполитической арене (Крымская и Русско-японская войны, Афганистан и др.). Если последовательно выводить из-под влияния Москвы и превращать в ее открытых врагов сопредельные государства (Украина, Грузия, Киргизия, Казахстан, Монголия, Азербайджан, Белоруссия), это подорвет доверие к Владимиру Путину в глазах его избирателей.

А если Путин ответит на эти последовательные действия, доверию к нему избирателей сможет позавидовать любой мировой лидер – об этом тоже нужно было подумать.

В-четвертых, российский президент окажется в еще более сложной ситуации, если будет поставлен перед выбором: воевать или нет с украинцами. Положительное решение вызовет обвинения в развязывании братоубийственной войны со стороны либерального электората, отрицательное – осуждение за сдачу юго-востока со стороны «ура-патриотов». С этой целью необходимо превратить Украину в подобие Грузии времен Саакашвили, наводнить ее оружием и накачать антироссийской пропагандой, затем спровоцировать военный конфликт из-за Донбасса или Крыма.

Либеральный электорат, конечно, обвинил Путина, но влияние либералов в России равно нулю.

И, наконец, в-пятых, полагали стратеги из США, чем больше Владимир Путин вынужден будет уделять внимание внешней политике, тем меньше у него останется времени для решения проблем, возникающих внутри России. Как следствие, в российском обществе будет расти недовольство отсутствием в стране эффективных социальных реформ. С этой целью надо максимально втянуть Кремль в решение внешнеполитических проблем.

Россияне со стратегами из США не согласились: Крым оказался для них важнее социальных реформ.

По стопам де Голля

Наблюдая за тем, какую политику сегодня Вашингтон проводит на Украине, нельзя не заметить, что она целиком соответствует вышеуказанным тезисам.

Они, например, дают понимание того, почему, вместо того чтобы добиваться вполне ожидаемой победы оппозиционера-евроинтегратора на президентских выборах 2015 года (и Кличко, и Яценюк, и Порошенко, и любой другой кандидат, кроме Тягнибока, стопроцентно выигрывал бы у Януковича), Вашингтон отдал предпочтение силовому варианту. США важно не столько привести своего ставленника во власть, сколько дестабилизировать ситуацию на границах России, создать вокруг нее новые зоны конфликта.

Агрессивные действия Запада очень напоминают аналогичные акции против французского президента де Голля.

В 1990-е годы США навязали России программу экономической помощи, поставившую страну в зависимость от доллара. Точно так же они поступили с Францией во второй половине 1940-х годов.

Участие России в создании банка БРИКС, деятельность которого будет способствовать вытеснению доллара из международного обращения, стала сигналом для организации государственного переворота в Киеве и превращения Украины в антироссийский плацдарм.

Когда де Голль потребовал от Вашингтона обменять американскую валюту на золото, это послужило отправной точкой к организации против него майских выступлений студентов 1968 года. И в случае России Путина, и в отношении Франции де Голля еще одной задачей было сдержать мощный экономический рост. Французская экономика действительно перестала претендовать на мировое лидерство после ухода своего президента. Экономические санкции против России должны сыграть ту же роль.

Западная пресса и политики устроили обструкцию позиции Владимира Путина в украинском вопросе. То же они делали в отношении французского президента в конце 1960-х.

В итоге де Голля затравили и вынудили досрочно подать в отставку. Нагнетая сегодня антироссийскую истерию, Вашингтон ждет от Владимира Путина неких стратегических уступок. Последние, судя по всему, должны иметь более глобальный характер, чем просто отказ от Крыма или вмешательства в украинские дела. В ближайшие дни Владимиру Путину предстоит дать свой ответ на один из сложнейших вызовов за все годы своего президентства. Ставки здесь настолько велики, что любая ошибка может стать убийственной.

Доктрина Путина

Насколько российскому президенту это удастся – станет ясно в скором времени. Но уже сегодня можно говорить о формировании своеобразной новой внешнеполитической доктрины Владимира Путина. И несколько ее положений обозначены сейчас.

1. Пришла пора выработать четкие правила цивилизованного взаимодействия ключевых глобальных игроков, закрепить их в юридически всех обязывающем пакете документов. Возможно, это будут международные соглашения, а может быть, некий свод норм в форме, например, общемировой Конституции. В любом случае время для такой реформы международного права назрело, если мир не хочет вновь оказаться в состоянии новой холодной (а может быть, и настоящей) войны.

2. Пока глобальные игроки не придут к согласию в отношении создания вышеуказанных правил, Россия вправе самостоятельно выбирать способы защиты русскоязычных граждан на сопредельных территориях. В т. ч. и путем ввода своих войск в случае, если в соседней стране отсутствует легитимная власть. И Россия в данном случае не делает ничего уникального.

В качестве примера можно привести военные акции Турции на севере Ирака и Кипра. Наконец, точно так же действуют сами Соединенные Штаты в Латинской Америке. Поэтому военная операция по восстановлению порядка и защите русскоязычных граждан не только в Крыму, но и на территории всей Украины будет полностью соответствовать существующей международной практике.

Если, конечно, решение о ее проведении примут.

Это и есть первые ответы на приведенные в начале статьи тезисы американских стратегов.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............