«Toll Roads»

@ из личного архива

8 июня 2012, 17:53 Мнение

«Toll Roads»

Дороги, на которых взимается плата, называемые «Toll Roads» (Именно так! А не бытующий в русском языке и в отечественном законодательстве термин «платная дорога», вызывающий неизбежную ассоциацию: все остальные дороги бесплатные), делятся по критерию ограничения доступа водителей на дороги с открытой и закрытой системами взимания платы за проезд.

Екатерина Решетова

старший научный сотрудник, к.э.н. Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Государственная компания «Автодор» открыла после реконструкции в бесплатном тестовом режиме участок автомобильной дороги М-4 «Дон» (48–71-й километры). Это означает, что транспортные средства будут проезжать пункты взимания платы (ПВП), установленные на 51-м (в направлении из Москвы) и 71-м (в сторону Москвы) километрах, однако оплату за проезд при этом водители производить не будут. После того как оборудование по взиманию платы и по автоматизированному управлению дорожным движением пройдет тестовые испытания в условиях реального трафика, участок перейдет в режим платной эксплуатации.

Уважаемые автовладельцы, если хотите ездить по приличным скоростным дорогам, не требуйте въездов на нее и съездов через каждый километр

Стоимость проезда чисто символическая – 1 рубль за километр для легковых машин, 2 рубля – для небольших грузовиков и 4 рубля – для фур. Окупить затраты на строительство такая плата не позволяет. Но сама суть сбора платы – образцовое текущее содержание дороги, эксплуатация системы сбора проездной платы, этих денег хватает также на уплату процентов по кредитам и, разумеется, на законное вознаграждение частной компании – оператора дороги.

В результате реконструкции, которая заняла три года и обошлась в 6 млрд рублей, трассу расширили на две полосы, поменяли покрытие и установили современные интеллектуальные системы управления. Теперь информация о любых нештатных ситуациях на дороге транслируется на специальные экраны в режиме онлайн, а диспетчер имеет возможность в любой момент перекрыть необходимую полосу и вызвать аварийного комиссара, скорую или эвакуатор. Указанные достоинства позволят водителям поддерживать постоянную высокую скорость и заметно сократить время в пути.

Вместе с этим пришлось закрыть места предыдущих съездов, поэтому водителям теперь необходимо проехать 13 километров по старому Каширскому шоссе до Малого бетонного кольца, чтобы уже там въехать на скоростной участок трассы «Дон».

Звучат полные негодования высказывания жителей посёлков (Барыбино, Гальчино, Кузьминское, Южное и других), расположенных между двумя пунктами сбора платы за проезд (ПСП): «Они могли поставить пункт оплаты на въезде... Могли не взимать с нас пока оплату... Но решили проблему по-российски просто: поставили забор...»

Для начала хотелось бы прояснить, что в целом дороги, на которых взимается плата, называемые «Toll Roads» (Именно так! А не бытующий в русском языке и в отечественном законодательстве термин «платная дорога», вызывающий неизбежную ассоциацию: все остальные дороги бесплатные – и заставляющий население забыть о том, что автовладелец за пользование всей дорожной сетью всегда и везде платит заранее – в виде дорожных налогов и сборов, направляемых в дорожные фонды), делятся по критерию ограничения доступа водителей на дороги с открытой и закрытой системами взимания платы за проезд.

Преимущество закрытой системы заключается в возможности сократить время движения проходящих по ней к пунктам назначения транспортных средств, проектируя нужное количество въездов на платный дорожный объект и съездов с него. Очевидный недостаток закрытой системы – дополнительные затраты на создание контрольно-пропускных устройств на выезде с платного сооружения и необходимость повторной остановки транспортных средств при его прохождении. То есть обслуживание системы является дорогостоящим с точки зрения как собственно оборудования пунктов, так и привлечения штатных операторов.

Открытая система дает возможность снизить до минимума стоимость сбора платы за проезд за счет концентрации и, следовательно, сокращения мест сбора платы. Таким образом, открытая система имеет преимущество в смысле стоимости оборудования и эксплуатации. Нет необходимости контролировать все въезды и съезды, что позволяет экономить как на оборудовании дополнительных полос, так и на содержании операторов.

Очевидно, что при открытой системе сбора платы за проезд протяженность маршрута транспортных средств, проходящих по платной автомобильной дороге к пункту назначения, увеличивается на величину, численно равную расстоянию от съезда до конца сооружения. К этому расстоянию следует прибавить разницу в протяженности объездной дороги и съезда. Чем дальше от конца платного дорожного сооружения находится указанный пункт назначения (по его проекции на ось сооружения), тем больше и протяженность объездного маршрута транспортных средств при открытой системе сбора платы за проезд. При этом согласно ст. 37 федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ альтернативный бесплатный маршрут должен быть не более чем в три раза длиннее платного. На новом участке М-4 «Дон» это условие полностью соблюдено.

Итак, открытая система сбора платы за проезд не предполагает никаких промежуточных съездов на платной автомобильной дороге или платном ее участке. В то время как закрытая – наоборот.

Однако следует помнить, что на платных автомобильных дорогах устанавливается наиболее скоростной режим автомобильного движения, это означает, что предпочтение отдано сквозному (транзитному) транспортному потоку. Поэтому основным параметром платной автодороги выступает не столько доступность, сколько скоростной режим ее эксплуатации. Именно по этому параметру открытая система не подходит в большинстве случаев. Открытая система со свободным доступом на коротких участках пути чаще всего устанавливается в крупных городах мира, так как закрытие пересечений на дороге может привести к значительным изменениям в моделях движения и в социальных взаимодействиях мегаполиса.

Кроме того, согласно пункту 14 статьи 5 главы 1 федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» доступ на скоростные автомагистрали возможен только через пересечения в разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые 5–10 километров вблизи крупных городов и основных промышленных зон.

Это отмечено также в Технических указаниях по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог (ВСН 103-74, Минтрансстрой СССР): «Пересечения и примыкания на дорогах I и II категорий вне пределов населенных пунктов следует проектировать, как правило, не чаще чем через 5 километров».

Поэтому «не могли они поставить пункт оплаты на въезде». Уважаемые автовладельцы, если хотите ездить по приличным скоростным дорогам, не требуйте въездов на нее и съездов через каждый километр. Не положено это, во-первых, по техническому регламенту (иначе это будет не скоростная трасса, а обычная проселочная дорога, проходящая, как большинство из имеющихся сейчас федеральных дорог, через населенные пункты). А во-вторых, экономически нецелесообразно устраивать примыкание там, где затраты на его организацию и эксплуатацию превышают последующие доходы от взимания платы. Ни один оператор не согласится за свой счет содержать такой участок дороги, а следовательно, рано или поздно он превратится в то, во что постепенно превращаются все наши дороги без должного содержания и ремонта: в «бомжатник».

Если же открыть альтернативный въезд, не оборудованный ПСП, существует вполне объективная вероятность того, что автовладельцы поедут в объезд уже в обратном направлении по Каширке, чтобы въехать на качественный платный участок через бесплатный въезд (желание сэкономить ценится у большинства все же выше личного времени), как результат – пробка может образоваться уже в другом направлении.

Стоит напомнить обеспокоенным жителям, что участок пока эксплуатируется в тестовом режиме. Госкомпания «Автодор» пообещала провести комплексное благоустройство альтернативных участков дороги М-4 «Дон», отремонтировать дорогу, ведущую на платный участок, до начала его функционирования в полноценном режиме.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............