Для начала обратимся к воспоминаниям. Нам сегодня часто говорят, что раньше было душно и несвободно, было жертвенное инакомыслие, беспощадная борьба с ним. Кухни и конспиративные квартиры, которые отыскивали спецслужбы, телефоны, которые прослушивались, сослуживцы, которые подглядывали.
Первая эйфория прошла и стали отчетливо видны все проблемы, возникающие вокруг мобильной связи и интернета
Для того чтобы поговорить о своем, личном (или общественном), приходилось выходить на улицу, изобретать эзопов язык, пользоваться эвфемизмами. (Один дал другому прочитать что-то запретное. На другой день звонит: Скажите, пирожные, которые мы вам дали, вы уже съели? – Да, спасибо. – Вам понравилось? – Очень. – Тогда передайте их дальше). Наконец темницы рухнули, и цифровая свобода вкупе с демократией встретила нас радостно у входа и братья подали руку дружбы с зажатыми в ней мелкими купюрами. «Здесь, правда, немного, но от чистого сердца». Но это пустяки, главное, теперь можно было свободно говорить обо всем, никому не давать отчета, читать что хочешь, бывать где хочешь, у кого угодно и никому до этого не было дела. Появились сотовые телефоны, закатилось Средневековье, взошло Новое время. Как-то очень давно, когда сотовые телефоны стоили несколько тысяч долларов, весили полтора килограмма и были знаком инициации при входе в особый мир бандитов и предпринимателей, при мне кто-то спросил: «А в чем выгода сотового телефона?» «А в том, – был ответ, – что тебя теперь всегда можно найти». В этом ответе сегодня гораздо больше смысла, чем тогда.
Недавно генеральный директор «Infowatch» Наталья Касперская сказала, что iPhone и iPad являются одной из самых актуальных киберугроз современности, так как эти устройства могут незаметно для своих владельцев делать фотографии, снимать видео и передавать эти файлы куда угодно. «В мобильные устройства Apple, а также в смартфоны и планшетники на конкурирующих платформах встроено ПО, собирающее и анализирующее информацию о пользователе, его передвижениях, с возможным подключением фото и видеокамеры и считыванием изображений, и отсылающее всю собранную информацию компании-производителю. По сути это троянская программа, поскольку ее наличие нигде не декларировано, нет ни иконки, ни каких-либо других обозначений ее присутствия в мобильном устройстве», – заявила Касперская «CNews». Касперская полагает, что в наличии такого функционала заинтересован не только сам производитель: «Хочу обратить внимание на следующее обстоятельство: против Apple было подано около 20 судебных исков от жителей США и коллективный иск от 27000 южнокорейцев по обвинению в слежении за пользователями. При этом ни о каких судебных решениях мы не слышали, все дела были замяты. Значит, это кому-то выгодно».
- Марк Сандомирский: Виртуальный мозг
- Михаил Прохоров: Мир стал намного ближе
- Марьян Беленький: Жизнь в реале
- Главная роль будет принадлежать Сети
О связи со специальными службами США Apple буквально в сентябре 2012 г. говорило противопоставляющее себя ИБ-индустрии хакерское движение Anti Security. Участники группы заявляли, что после взлома в марте 2012 г. ноутбука Dell Vostro, принадлежащего агенту ФБР Кристоферу Стэнглу (Christopher K. Stangl), в директории Desktop на нем был обнаружен файл NCFTA_iOS_devices_intel.csv более чем с 12 млн уникальных идентификаторов устройств Apple (UDID), их названий, имен пользователей, их номеров телефонов, адресов и т.п. Любопытно, что почти в это же время появляется информация о том, что программисты из университета Индианы и Управления по разработке морских систем ВМС США (NAVSEA) представили технологию скрытного составления трехмерной модели помещения с помощью вредоносного ПО, устанавливаемого на смартфон. Методика описана в препринте, опубликованном на сайте arXiv.org. Авторы протестировали свою технологию на 20 добровольцах, которым передали смартфоны со скрытно установленной программой. Она периодически делала фотографии обстановки в экспериментальной комнате и при этом записывала данные сенсоров движения и положение аппарата. После предварительной обработки (удаления размытых фотографий и фотографий, сделанных в темноте) изображения скрытно передавались на сервер управления. Вот теперь действительно «тебя всегда можно найти».
Хорошо известно, что любое новшество имеет две стороны. И поэтому им могут воспользоваться как негодяй, так и порядочный человек, каждый в своих целях. Один будет ножом резать людей в подворотне, другой – в операционной. Один будет показывать по телевидению Лихачева, другой – Ганапольского. Один будет в интернете учиться, другой – деградировать. Так будет всегда. Поэтому не стоит обманываться. Особенно в наше время иллюзорной полной свободы, когда правила игры устанавливаются только с одной стороны, когда на определенной территории искренне утверждается мнение, что «весь мир принадлежит нам, а поэтому должен стать предсказуемым, то есть похожим на нас, и мы будем этого добиваться любой ценой». Абсолютной свободы не бывает. Вернее, обычно за абсолютную свободу выдают новую форму порабощения, актуализированную в современных формах. Поэтому никуда не исчезло желание следить за всеми и контролировать всех, оно лишь только укрепилось и усовершенствовались приемы. Если у всех прибавилось возможностей коммуникации, надо понять, с кем и когда они коммуницируют. И, главное, зачем. Иначе мир не будет предсказуемым. Диктатор и цензор просто сменили облик – первый теперь без фуражки, орденов, погон и трибуны, а второй без красного карандаша – но никуда не делись, а только спрятались, создав иллюзию, что теперь мы все свободны, все теперь мы делаем свободно, независимо, как хотим...
– Ну-ну, – как говорил Азазелло.
И вот теперь новости в «Яндексе» подбираются «сами», «сами» регулируются информационные потоки, «сами» находятся и извлекаются на свет Божий те или иные ролики, песни, фильмы, «сами» лезут на глаза определенные гаджеты и модели, тексты в Твиттере и ЖЖ комментируются «теми, кому нравится» и т.д. Все «сами». Действительно, тоталитарной мировой империи больше нет, но зато есть множество маленьких, кусачих, злых и беспощадных тоталитаризмов в системе коммуникаций, технологий, торговли, сырьевых поставок. Тоталитаризмов, решающих прежнюю задачу – управлять массами, держа их в повиновении и заставляя делать то, что нравится заказчику, но так, чтобы не нарушать иллюзию «свободы». Ловко играя с этим словом, тоталитаризмы добились того, чего не удавалось спецслужбам тоталитарных империй – люди в соцсетях теперь добровольно рассказывают о себе все и обновляют изменения в реальном времени. В России, как водится, свои особенности. Для того чтобы получить карточку на грошовую скидку в супермаркете, копеечный приз, бонус, нужно обязательно заполнить анкету минимум со всеми средствами связи, а максимум – с паспортными данными.
Но поскольку не все в интернете честно говорят о себе всё (многие понимают, что происходит), тоталитаризмам надо умножать возможности. Знать в любом случае, что вы смотрите, читаете, покупаете, на чем ездите, с кем дружите. И формировать эти вкусы, связи, предпочтения. Для начала. Стоит один раз набрать в «Яндексе» любое название «Пушкин», «пенталгин», «моторола», как случайная реклама на «Яндексе», размещаемая со всех сторон, как бы невзначай начнет предлагать вам именно это. А теперь, как видим, с помощью новых устройств необходимо знать, где вы бываете. И когда. И у кого. И что вы там делаете. О чем говорите. И как выглядит обстановка. Мало ли. Случайно вздохнете в разговоре в гостях «эх, мне бы вот такую куртку», а вечером зашли в «Яндекс», а там уже кругом реклама именно этих курток. Опять же, для начала. Чтобы в конце концов найти вас там, где вы бы не хотели, увидеть и показать всему миру то, что вы не хотели бы показывать. И ни на какой кухне уже вам не скрыться, и на улицу не выйти, и эзопов язык не поможет – нельзя же на нем говорить круглые сутки. А потом в нужный момент лишить вас связи, контактов, возможностей, создать о вас любое мнение, приклеить любой образ. Наказать, проучить, вымуштровать. Как в самые жестокие и совсем не советские времена, когда для того чтобы сделать человека манкуртом, нужно было всего лишь надеть ему особую шапочку и дождаться, пока она прирастет. А потом он делал все, что угодно хозяину, и больше всего на свете боялся, что снимут шапочку. Сегодня этих шапочек уже не одна, а много. На любой вкус и цвет. Но результат один.
Человечество всегда сознавало опасность прорывных технологий, видело оборотную сторону прогресса. Поэтому сообща боролись с озоновыми дырами, с ядовитыми выбросами в воду и атмосферу, запрещали и ограничивали ядерное и химическое оружие. Пришло время контролировать средства коммуникации и их возможности. Первая эйфория прошла и стали отчетливо видны все проблемы, возникающие вокруг мобильной связи и интернета. И главная из них – это нарушение личного пространства человека, вторжение в него без ведома человека, принуждение человека к раскрытию этого пространства, возможность несанкционированного влияния на человека вопреки его желанию и без его ведома. То есть разрушение, попрание той самой свободы, ради которой вроде бы все и делается. Иными словами, свободу надо опять защищать. Не от мифического ближневосточного или российского «тоталитаризма», а от мелких сетевых, информационных диктаторов и цензоров, которые гораздо страшнее, ибо они везде и они не видны. Защищать именно сегодня, когда, на словах, наступило царство свободы. А на деле – гетто, вокруг которого стены все выше и прочнее.
Источник: Блог Бориса Якеменко