«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».
11 комментариевРазработчиков компьютерных игр озолотил коронавирус
Пандемия нанесла мировой экономике серьезный урон. Однако есть отдельные отрасли, для которых коронавирус стал своего рода золотой жилой. И в числе «счастливчиков» не только разработчики вакцин и медоборудования. Выручка от продаж растет также у разработчиков игр. И заработать на этом идущем вверх рынке еще есть возможности.
Игровой индустрии оказались не страшны ни вирусы, ни карантин с его запретами на любые массовые мероприятия. Например, японская компания Nintendo, которая создает видеоигры и игровые консоли, с апреля по июнь показала рост продаж на 108% по сравнению с прошлым годом, а ее прибыль подскочила на 541% – до 1 млрд долларов. Во втором квартале Nintendo продала 5,68 млн игровых консолей Switch и около 10,63 млн копий Animal Crossing: New Horizons. Общий объем продаж этой игры, релиз которой состоялся 20 марта, составил уже 22,4 млн копий, что позволило ей войти в список 50 самых продаваемых игр в мире за все время.
В игровом подразделении корпорации Sony тоже отчитались о рекордной операционной прибыли и росте продаж игр в электронном формате на 82%. В период с апреля по июнь Sony продала 91 млн консолей PlayStation 4. Позднее в этом году компания готовится выпустить на рынок PlayStation 5.
Для российских интернет-компаний игры также стали палочкой-выручалочкой. Так, выручка Mail.ru Group во втором квартале выросла на 25,5% – до 25,37 млрд рублей. Группа живет за счет двух источников дохода – это реклама и игры. До сих пор рекламная выручка была основной и росла с каждым годом. Однако в разгар эпидемии, во втором квартале, рекламная выручка Mail.ru Group снизилась впервые за шесть лет. Она сократилась на 5,2%, примерно до 8 млрд рублей. Зато выручка от игрового направления, наоборот, серьезно подросла – почти на 50%, более чем до 10 млрд рублей. В итоге рост доходов от продажи игр нивелировал потери доходов от рекламы. Игровое подразделение Mail.ru My.Games в период карантина нарастило выручку в 1,5 раза, и наибольший доход принесли именно мобильные игры, отмечает управляющий партнер Exante Алексей Кириенко.
- Украинцев учат парадам вермахта на Красной площади
- Ответом на русофобию в Call of Duty должна стать новая World of Tanks
- Компьютерные игры изменяют историческую память
Выиграл от пандемии, конечно, и российский «Яндекс». Акции компании сейчас почти на 40% выше максимумов января, тогда как как индекс МосБиржи ниже январских пиков на 7%, отмечает эксперт. Выигрывает также «Ростелеком» от возросшего запроса на более быстрый домашний интернет и новые подключения, добавляет Александр Купцикевич из FxPro.
Траты россиян на игры только в апреле выросли на 20%, поднялся спрос на консоли и товары для геймеров, подсчитали в российском «Яндексе». Американцы в марте потратили на игры и сопутствующую атрибутику 1,6 млрд долларов, что стало рекордом за последние 12 лет, посчитали в NDP Group.
Причины успехов игровой индустрии кроются как в психологической, так и в экономической плоскости. С одной стороны, во времена потрясений люди подсознательно стараются вытеснить насущные проблемы и переключаются на различного рода отвлекающие занятия. Не имея других возможностей для развлечений, люди уходят в виртуальную реальность, не жалея на нее денег. «Компьютерные игры, сериалы и иные виртуальные интернет-сервисы предоставляют все более широкие возможности для того, чтобы дистанцироваться от мира и «закрыться в себе», – говорит Виталий Манжос из «Алго Капитал».
С другой стороны, в условиях экономического кризиса платежеспособность населения снижается. «Поэтому уместно говорить о перераспределении средств со стороны дорогих развлечений и трат на более дешевые, коими и являются интернет-сервисы. Иными словами, отмененная летняя поездка на отдых или поход в кино оборачиваются ростом расходов на компьютерные развлечения и на покупки в интернет-магазинах», – считает Виталий Манжос.
«Глобально в отрасли растет рынок облачного гейминга, который позволяет получать быстрый и простой доступ к играм со своего ПК или мобильного телефона», – говорит Алексей Алексей Кириенко. По экспертным оценкам, этот рынок может вырасти до 6 млрд долларов уже в 2025 году.
«Рост игровой индустрии даст толчок смежным отраслям.
Скорее всего, IT-гиганты начнут разрабатывать смартфоны для игр, браузеры и так далее. Впоследствии игровые техники могут быть интегрированы в образовательные проекты, что кардинально изменит форму восприятия образовательной информации»,
– рассуждает эксперт. В итоге выиграли фактически все онлайн-бизнесы, не только игры, но и стримовые сервисы, и гемблинг, и образование, и сервисы для онлайн-конференций, указывает Кириенко.
Мало пострадал, в отличие от обычного спорта, киберспорт. Некоторые состязания, которые проводили «вживую», правда, прошли без зрителей или были отменены. Но все же многие кибертурниры без проблем перешли на онлайн-трансляцию, которая велась чуть ли не в круглосуточном режиме. «Инфраструктура выстроена таким образом, что проводить матчи можно полностью в онлайне. Большинство болельщиков смотрит онлайн-трансляции, используя стриминговые сервисы. Это позволяет нашей индустрии более гибко маневрировать и быстро перестраиваться, попадая под меньший ущерб и развивая новые возможности для еще большего охвата аудитории. Например, на нашем факультете игровой индустрии и киберспорта большая часть студентов сейчас учится на программе дистанционного обучения», – говорит директор разработки образовательных программ факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Михаил Пименов.
В числе выигравших игровая платформа Steam, которая поставила рекорд по одновременному пребыванию игроков в онлайне. Steam Database удалось зафиксировать отметку свыше 20,3 млн пользователей, из которых свыше 6 млн человек играли в игры. Еще один рекорд пришелся на другой проект компании Valve – многопользовательский шутер Counter-Strike: Global Offensive смог перешагнуть отметку в один миллион пользователей, сыгравших в игру одновременно.
По словам Пименова, самой популярной игрой в Steam с показателем в 395 тыс. игроков онлайн остается CS:GO. За ней идут Dota 2 c 332 тыс. и PUBG с 199 тыс. игроков. При этом все три являются официальными киберспортивными дисциплинами, а в условно бесплатную Call of Duty: Warzone, выход которой состоялся в разгар пандемии, за три дня сыграло свыше 15 млн человек.
Однако как долго продлится золота эпоха для разработчиков игр? Не закатится ли их успех, как только мир победит коронавирус и все вернется на круги своя? Эксперты уверены, что, даже когда пандемия полностью закончится, разработчики игр вряд ли столкнутся с кризисом.
«Коронавирус изменил потребительские предпочтения в пользу технологически продвинутых сервисов. В этом плане все еще есть большое пространство для роста выручки интернет-магазинов и расходов на онлайн-развлечения. Часть новой, «перевоспитанной» аудитории интернет-сервисов уже останется с ними навсегда. Поэтому даже гипотетическая быстрая и легкая победа над коронавирусом не будет означать начало серьезного кризиса для IT-компаний», – считает Манжос.
«Прогнозы по рынку даже до пандемии показывали рост, а пандемия подтолкнула еще больше людей приобщиться к онлайн-сервисам, будь то онлайн-игры, онлайн-кинотеатры и другие способы провести досуг или дистанционно воспользоваться привычными услугами. Те, кто уже ими пользуется, не станут тут же от них отказываться», – считает Михаил Пименов.
Отток пользователей будет, но на докризисный уровень рынок уже точно не вернется,
полагает Алексей Кириенко. К тому же IT-компании не желают останавливаться на достигнутом и пытаются расширять спектр предложения, например, они готовы продвинуться еще и в сферу онлайн-финансов, добавляет эксперт.
Российский игровой рынок достиг в 2019 году почти 2 млрд по данным PwC. В 2020 году он должен был увеличиться на 5,5%, однако пандемия, судя по всему, поможет ему подрасти намного серьезней. Любопытно, что сначала в Mail.ru даже не предполагали, что пандемия для них обернется благом. В феврале из-за непредсказуемых последствий коронавируса компания отозвала свой прогноз по выручке на 2020 год в 103–105 млрд рублей. Однако после отмены карантина в компании снова стали смотреть на этот год с большим оптимизмом. Теперь там снова уверены, что смогут заработать в этом году более 100 млрд рублей.