Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевДля повышения зарплат экономике нужны новые точки роста
«Уникальное явление» в российской бедности констатировала вице-премьер Ольга Голодец – бедными являются даже те, кто работает. Иначе говоря, в правительстве наконец обнаружили, что минимальные зарплаты не обеспечивают сколько-нибудь достойной жизни. Экономисты объясняют причины происходящего – судя по всему, нынешний кризис тут ни при чем.
В России зафиксирована уникальная социальная ситуация – бедность работающего населения. На это обратила внимание вице-премьер Ольга Голодец в ходе Недели российского бизнеса.
Средняя заработная плата в стране по итогам 2016 года составила 36,7 тыс. рублей, однако около 5 млн человек в России получают в месяц 7500 рублей. «Это уникальное явление вообще в социальной сфере – работающие бедные, у нас нет такой квалификации, которая достойна уровня заработной платы в 7500 рублей», – заявила Голодец, цитирует Rambler News Service.
«На уровне минимального уровня оплаты труды у нас в экономике работает 4 млн 900 тыс. человек. Коллеги, о какой производительности труда можно говорить, если человек за месяц своей работы получает такие деньги?» – удивляется вице-премьер.
Величина МРОТ в России сейчас составляет как раз 7,5 тыс. рублей, правда, с 1 июля она вырастет до 7,8 тыс. Почти 5 млн человек официально получают зарплату меньше прожиточного уровня, который составляет для трудоспособного населения 10 524 рубля.
Впрочем, бедность работающего населения – не такое уж уникальное явление. «На той или иной стадии развития оно характерно и для многих других государств», – говорит RNS бывший министр экономики, научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин. Похожая ситуация во многих странах Азии и Латинской Америки, хотя социальная защищенность в России на более высоком уровне, но не дотягивает пока до уровня США и ЕС, замечает Роман Ткачук из «Альпари».
Многие эксперты связывают этот феномен также с тем, что реальная зарплата зачастую платится в конверте. «На мой взгляд, можно отсеять примерно 30–35% «работающих бедных», получающих серую зарплату, однако еще 65–70% никуда не денутся», – говорит Кирилл Яковенко из ГК «Алор».
Ткачук также считает, что прослойка тех, кто получает большую зарплату на руки, невелика. «Гораздо большее количество настоящих бедных людей проживает в небольших провинциальных городах, где они вынуждены существовать на зарплату, немногим превышающую МРОТ. И официальная статистика может даже занижать количество людей с доходом ниже прожиточного минимума в полтора–два раза», – говорит он.
- В Евросоюзе растет число бедняков
- Новая киевская власть доводит страну до обнищания
- Самые обеспеченные чиновники – в аппарате правительства
- Минфин хочет ввести несколько прожиточных минимумов
- Путин сдвинул с мертвой точки дело «рабов» с Шикотана
- Зарплаты чиновников стоит вернуть хотя бы на прежние уровни
«7500 рублей могут удовлетворить потребности пенсионеров или студентов в качестве дополнительной прибавки к пенсии/стипендии. Для работоспособного гражданина такая оплата труда может быть приемлемой, только, например, если предоставляется бесплатное жилье, бесплатное питание или есть возможность подработки. Во всех других случаях подобный размер оплаты труда чреват для работника необходимостью сводить концы с концами», – добавляет аналитик «Альпари».
Официально зарплата в 7,5 тыс. бывает у работников малого и среднего бизнеса, однако они, как правило, имеют серую зарплату. А вот реально такую низкую зарплату получают в основном бюджетники низшего звена, работающие на одну ставку. Это работники муниципалитетов, ЖКХ, воспитатели детских садов, работники сферы культуры, врачи, учителя, дворники, библиотекари, почтальоны, медсестры и т. д.
В России феномен бедного работающего имеет более давние корни, чем нынешний кризис, отмечает Ясин. «Явление обусловлено неравномерным развитием регионов, многие из которых почти исключительно живут на дотации из Москвы. Пока страна пользовалась высокими доходами от экспорта нефти, для развития экономики регионов ничего не делалось – были просто трансферты из центра. Сейчас лишних денег в федеральном бюджете нет, и регионы должны все больше рассчитывать на свои силы», – полагает Ясин. По его словам, сейчас семь регионов кормят остальную страну. Вот когда регионы получат больше самостоятельности и смогут больше зарабатывать, тогда и зарплаты там вырастут.
«Размер зарплаты зависит от региона, так как в богатых регионах за счет дотаций госслужащие получают больше, а в бедных положение дел зачастую незавидно», – согласен Ткачук. Так, согласно опросу Общественного телевидения России, в ряде регионов средняя зарплата воспитателей детсадов составляет менее 10 тыс. рублей в месяц, что существенно ниже официальных цифр, а зарплаты работников сферы культуры и того меньше.
Уникального рецепта, как исправить ситуацию, чтобы человек не был бедным, раз он работает, нет. Ранее в Минтруде обещали поднять МРОТ и довести его до уровня прожиточного минимума, но сделать это быстро не получится. «В ближайшие годы Минтруду будет непросто выправить ситуацию. Российский бюджет продолжает оставаться дефицитным, и правительство взяло курс на снижение бюджетных расходов. Поэтому сильное повышение размера МРОТ или прожиточного минимума маловероятно, – говорит Роман Ткачук. – Напротив, правительство рассматривает варианты повышения налогов». Борьба с теневым сектором экономики пока также не несет заметных успехов, добавляет он. Но выход есть – надо, чтобы российская экономика нашла новые точки роста, тогда и доходы россиян начнут расти, считает Ткачев.
Бизнес может повысить зарплаты, если распределит маржу в пользу своих работников, полагает Звенигородский. Одним законом бедность все же не победить, зато экономический рост может дать импульс для изменения, согласен он. Развитие малого и среднего бизнеса также является способом преодоления бедности – ибо это не только мотивирует население к труду, но создает новые рабочие места.