Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
28 мая 2012, 19:15 • Экономика

Ниже низшего

Минфин хочет ввести несколько прожиточных минимумов

Ниже низшего
@ Михаил Стецовский/ВЗГЛЯД

Tекст: Ольга Самофалова

Методику расчета прожиточного минимума предложено радикально изменить. В результате такой реформы бедняков станет меньше, они получат адресную помощь, уверяют в Минфине. Эксперты усматривают в этом поиск оправдания для сокращения социальных расходов: сегодняшний минимальный прожиточный минимум в 6300 рублей может быть даже снижен.

Прожиточный минимум в России рассчитывается нормативным методом на основании потребительской корзины. Этот показатель используется при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обосновании МРОТ, определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, формировании федерального бюджета. Недавно Минздравсоцразвития внесло в правительство законопроект об актуализации ее состава.

Социальный уровень бедности, по мнению Минфина, следует устанавливать, исходя из концепции «абсолютной бедности

Однако Минфин считает приоритетной задачей не уточнение нормативов действующей корзины, а кардинально новые подходы к определению величины прожиточного минимума и методики его расчета. Это позволит устанавливать разные линии бедности, которые лучше идентифицируют формы ее проявления. Социальную политику Минфин предлагает осуществлять на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума.

Эта идея министерства сформулирована по поручению вице-премьера Владислава Суркова и изложена в письме замглавы ведомства Татьяны Нестеренко правительству от 18 мая, передает «Финмаркет» со ссылкой на копию этого письма.

Главной новацией является введение так называемого «социального уровня бедности», который окажется ниже действующего прожиточного минимума, так как будет рассчитываться с учетом эффекта экономии от общесемейного потребления. Чем больше семья, тем меньше должны быть ее среднедушевые доходы для безбедного существования, так как проявляется эффект совместного потребления благ, имеющих общесемейный характер (например, предметы длительного пользования: холодильник, телевизор, предметы мебели и т. д.). Исходя из этого «социального уровня бедности», Минфин предлагает осуществлять адресную поддержку семей.

«Действующие в настоящее время механизмы реализации социальной политики в РФ определяют прожиточный минимум как один из значимых экономических показателей, влияющих на объем расходных обязательств бюджетов всех уровней, имея в виду применение прожиточного минимума для определения нуждаемости населения в государственной социальной помощи. По мнению же Минфина, одной из основных задач оказания социальной помощи должна быть ликвидация бедности», – говорится в письме.

В рамках нового подхода будет установлен минимальный уровень потребления, необходимый для «физиологического выживания человека» (в целях регулирования адресных социальных программ для бедных), а также потребительский бюджет, обеспечивающий «расширенное воспроизводство населения» (для оценки уровня жизни, регулирования рынка труда).

Социальный уровень бедности, по мнению Минфина, следует устанавливать, исходя из концепции «абсолютной бедности». Она выражается в неспособности граждан удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилище. Эксперты, на которых ссылается министерство, считают, что социальный уровень бедности может быть «значительно ниже» нынешнего российского прожиточного минимума – в частности, благодаря эффекту экономии за счет общесемейного потребления.

В заключительной части письма Минфин предлагает «инвентаризировать» социальные гарантии, установленные в соотношении с прожиточным минимумом, и на основе различных вариантов его значений разработать комплексную систему размеров гарантий на долгосрочный период. Внедрение такой системы и применение дифференцированных уровней бедности позволят более эффективно осуществлять бюджетную политику и сосредоточить госсредства на наиболее важных направлениях соцобеспечения, считает министерство.

Что двигает Минфином

В разных странах под «бедностью» понимают разные явления, отмечает Минфин. Для определения границ бедности чаще всего применяются статистический метод (соотношение доходов со среднедушевыми доходами или доходами малоимущих категорий населения) и нормативный метод (соотношение доходов с величиной прожиточного минимума на основе потребительской корзины). Так, в США есть две линии бедности: статистическая, которая используется для сопоставления на страновом уровне, и социальная. Именно социальная линия, которая ниже статистической, применяется для идентификации получателей социальной помощи. В странах ЕС, помимо относительной, используемой для статистического мониторинга, широко применяются социальные линии бедности, указывает ведомство.

Для России Минфин предлагает осуществлять социальную политику на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума.

Однако директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев считает, что Минфин занимается сейчас не тем, чем надо. По его мнению, России надо полностью уходить от абсолютного (нормативного) подхода к расчету уровня бедности, который считается по минимальной потребительской корзине, и переходить на западный относительный подход.

#{smallinfographicleft=440605}«По одному из относительных подходов в Европе бедными считаются те, у кого доходы ниже 50% от среднедушевого дохода. Второй подход в Европе – бедными считаются те, у кого доходы составляют менее 60% от медианного дохода. Медианный доход – это уровень доходов, который делит население по доходам пополам», – говорит газете ВЗГЛЯД Игорь Николаев. Однако если Россия перейдет на европейские относительные подсчеты уровня бедного населения, то это в 1,5 раза увеличит количество бедных в России. Поэтому государство не спешит кардинально менять подход.

Предложение Минфина по изменению метода расчета прожиточного минимума Николаев считает «тревожным звоночком». «Это тревожный факт даже не потому, что при новом методе расчета число бедных может сократиться, а потому, что если раньше при определении размера пенсий, пособий и стипендий власти отталкивались от прожиточного минимума, то теперь будут отталкиваться от более низкого социального уровня бедности. То есть будет привязка к меньшей сумме, – говорит Игорь Николаев. – Государство начинает придумывать, как сэкономить на социальной политике. Язык не поворачивается назвать 6300 рублей (минимальный прожиточный минимум – прим. ВЗГЛЯД) не социальным уровнем бедности, но, оказывается, можно установить еще меньший уровень, если учесть принципы общесемейного потребления».

Формально Минфин прав в том, что хочет установить новый метод расчета прожиточного минимума, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. «Но важно понимать, что им (Минфином – прим. ВЗГЛЯД) двигает. Если просто желание снизить размер прожиточного минимума в денежном выражении, то очевидно, что Минфин ищет оправдание для сокращения социальных расходов. Хотя подход «минимальной корзины» имеет ряд недостатков, он все-таки позволяет учесть эффект инфляции и рост цен на отдельные значимые товары, а кроме того, прост для применения. Подход, предлагаемый Минфином, напротив, открывает много возможностей для манипулирования цифрами», – поясняет Брагин.

Впрочем, начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских считает предложения Минфина по дальнейшей дифференциации уровней прожиточного минимума вполне разумными. По его словам, за счет этого государство, к примеру, может снизить многие категории пособий, исходя из «социального уровня бедности», который будет намного ниже уровня прожиточного минимума. «Однако они слишком сильно увеличат различные организационные дела и усложнят критерии. Это будет увеличивать коррупционную составляющую работников социальной сферы. В тех случаях, где это целесообразно, нужно идти по пути упрощения», – полагает эксперт.

Число бедных снова растет

По данным Росстата, в 2011 году россиян с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума стало больше – 18,1 млн человек против 17,9 млн человек в 2010 году. Уровень бедности (процент от общей численности населения) в России в прошлом году увеличился до 12,8% с 12,6% в 2010 году. Численность бедных выросла впервые с 2008 года – тогда она составила 18,8 млн человек.

Прожиточный минимум в 2011 году в среднем на одного человека в первом квартале составил 6473 рубля, во втором квартале – 6505 рублей, в третьем квартале – 6287 рублей, в четвертом квартале – 6209 рублей.

В 1992 году был зафиксирован максимальный показатель уровня бедности в 33,5% (численность бедных достигала 49,3 млн человек), ниже 20% он впервые опустился в 2004 году – до 17,6% (25,2 млн человек), в 2007 году снизился уже до 13,3%, но за последние четыре года темпы сокращения бедности резко замедлились – снижение уровня бедности за этот период составило лишь 0,5 процентного пункта, а численность бедных уменьшилась на 600 тыс. человек.

В ближайшие годы существенного сокращения бедности в стране, согласно официальному прогнозу правительства, также не предвидится. В 2012 году Минэкономразвития ожидает снижения уровня бедности до 12,7%, в 2013 году – роста до 12,8%, а в 2014 году – опять снижения до 12,5%.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............