Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

8 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

18 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

31 комментарий
15 августа 2016, 20:35 • Экономика

Ставить все новые рекорды российскому зерну помогает кризис

Ставить все новые рекорды российскому зерну помогает кризис
@ Виталий Тимкив/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

«Мы можем получить просто выдающийся результат». Такими словами премьер Медведев оценивает перспективы урожая зерна, который получит в этом году Россия. Наша страна уже вышла на первое место по поставкам зерна на мировой рынок, а текущий урожай может еще более упрочить эти позиции. У подобных успехов есть вполне понятные объяснения.

Урожай зерна в России в этом году может стать рекордным. «Минсельхоз по состоянию на 12 августа уже имеет данные о том, что намолочено около 70 млн тонн зерна. Это почти на треть больше, чем в прошлом году», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания с вице-премьерами.

Даже если стоимость зерна на внешних рынках снизится, девальвированный рубль в любом случае обеспечит сверхприбыли и государству, и экспортерам, и агрохолдингам

По его словам, 2015 год также показал неплохие результаты по урожайности зерна: «Но тем не менее в этом году, если все будет идти нормально, благополучно и погода не подведет, конечно, то мы можем получить просто выдающийся результат. Поэтому промежуточный результат неплохой».

Традиционно итоги сбора и переработки зерна проводятся в конце года. В прошлом году в России было собрано 104,8 млн тонн зерна в чистом весе, из них 61,8 млн тонн – пшеницы. По прогнозу Минсельхоза на 2016 год, может быть собрано 106–110 млн тонн зерна. По прогнозу экспертов, Россия может собрать от 110 до 118 млн тонн (против 105 млн годом ранее). Для сравнения: соседняя Украина рассчитывает собрать лишь 61 млн тонн, почти в два раза меньше.

Благодаря столь хорошему урожаю России вполне по силам будет укрепить свое лидерство и по экспорту. В прошедшем сельскохозяйственном году (с июля 2015 по июнь 2016 года) Россия уже выиграла эту борьбу, вытеснив и Канаду, и США с первых позиций среди крупнейших экспортеров зерна. Причем произошло это впервые в современной истории. Так, Россия экспортировала рекордные 33,9 млн тонн зерна. Из них российской пшеницы было продано на 24,5 млн тонн на экспорт против 22,5 млн тонн, проданных Канадой, и 21 млн тонн из США.

В наступивший сезон – с июля 2016 по июнь 2017 года – Россия имеет все шансы сохранить обретенное лидерство. Причем в этом уверены даже в самой Северной Америке. Еще в июле министерство сельского хозяйство США заявило, что экспорт российской пшеницы в этом сельскохозяйственном году может увеличиться еще на один миллион – до 25,5 млн тонн. Это значит, что доля России на мировом рынке вырастет с 14,4% до 16%.

Но уже спустя месяц американское ведомство вынуждено констатировать, что Россия продаст за валюту зерна больше – только экспорт пшеницы достигнет 30 млн тонн. Для сравнения, все страны ЕС смогут поставить на внешние рынки значительно меньше – не более 27 млн тонн, ожидают американцы.

Причины успеха

Экспортные успехи России объясняются, конечно, хорошим урожаем. Но он стал возможен не только благодаря отсутствию плохой погоды. Одна из главных причин того, что Россия уже три года подряд собирает стабильные урожаи и устанавливает все новые рекорды и по сбору, и по экспорту зерновых, в грамотном финансовом вложении в агросектор. Россия сделала ставку на выращивание зерна в южных регионах. «Сыграли на руку и санкции, которые взбодрили российский агрорынок, а кредиты на открытие новых производств стали субсидироваться», – отмечает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».

Наконец, российскому зерну серьезно помогли кризис и девальвация рубля. Российские аграрии – главные выгодополучатели неблагоприятной экономической ситуации последних нескольких лет.

«Экспортные рекорды объясняются ростом спроса на российскую пшеницу, которая из-за курсовых разниц подешевела», – указывает Яковенко. Например, Россия благодаря высокому качеству и низкой цене на зерно легко выиграла львиную долю контрактов на поставки пшеницы в Египет. Продовольственная пшеница – это главный экспортный зерновой продукт РФ, так как более 70% нового урожая состоит как раз из нее.

А вот многим конкурентам России, наоборот, вся эта ситуация в экономике сильно подпортила экспортный потенциал. К примеру, сильно не повезло в прошлом году Франции: мало того, что качество ее зерновых сильно пострадало из-за наводнения, так еще и курсовые войны не позволили ей выставить ценник лучше российского.

«Тех же египтян привлекает доступность и относительная географическая близость российского товара. Так, тонна российской пшеницы стоит 10 тыс. рублей, или 150 долларов, в то время как американцы и вторые лидеры рынка, французы, продают на 15–20% дороже», – отмечает Кирилл Яковенко.

Последствия для самой России и ее конкурентов

На фоне роста урожая внутри России заканчиваются мощности по хранению зерна. «Мощность зернохранилищ рассчитана всего на 115 млн тонн, все остальное зерно, пусть и в небольшом количестве, просто негде будет хранить. Например, качественные элеваторы в стране рассчитаны лишь на 38 млн тонн зерна, остальное – это амбары, которые не могут гарантировать сохранность уязвимого продукта, при этом строить новые хранилища аграрии не могут, так как срок их окупаемости от 15 лет», – рассказывает Яковенко.

О том, что места для хранения зерна в России осталось мало, свидетельствует тот факт, что в этом году государственная Объединенная зерновая компания, которая осуществляет традиционные зерновые интервенции, впервые предоставит аграриям возможность самим решать, сколько они готовы отдать зерна государству. «Очевидно, что у ОЗК точно так же не хватает мощностей для хранения, и единственный верный способ – искать покупателей на стороне», – говорит Яковенко.

Это значит, что от России стоит ожидать новых рекордов по экспорту зерна и, как следствие, приумножения благосостояния российских аграриев. Хотя, с другой стороны, избыточное предложение со стороны России окажет негативное влияние на мировые закупочные цены на зерно. «Ожидается, что они будут снижаться, что негативно может сказаться на других игроках, которые будут вынуждены продавать себе в убыток», – говорит Яковенко. 

Однако российские аграрии, в отличие от их конкурентов, получат выгоду даже в условиях продолжающегося снижения цен на зерно на мировых рынках.

Даже введение в прошлом году заградительных экспортных пошлин в размере 50% от стоимости отправляемой на экспорт партии минус 6,5 тыс. рублей за тонну позволило абсолютному большинству агрохолдингов в России показать рост выручки. «Скорее всего, ситуация повторится и в этом году. Несмотря на текущее снижение цен на пшеницу на внутреннем рынке в пределах 21%, конъюнктура мирового рынка обещает российским производителям солидную валютную выручку, которая с лихвой перекроет все потери», – уверен гендиректор компании Transitplus International Дмитрий Портнягин.

В прошлом году, учитывая резкое снижение курса рубля, правительство предпочло поступиться частью экспортного потенциала, отправив на внешние рынки лишь 25 млн тонн, чтобы урезонить аппетиты экспортеров и сдержать инфляцию. Если в этом году будет установлен новый рекорд по урожаю, то не исключено, что экспортная пошлина в скором времени будет отменена, и экспортерам развяжут руки, считает Портнягин. Тем более что нужды в масштабных интервенциях сейчас нет.

«Даже если стоимость зерна на внешних рынках снизится в результате роста предложения со стороны России, девальвированный рубль в любом случае обеспечит сверхприбыли и государству, и экспортерам, и агрохолдингам. При этом, помимо импортеров, которые получат шанс заполнить хранилища дешевым зерном, главным выгодополучателем окажется именно Россия», – уверен Дмитрий Портнягин.

..............