24 февраля, пятница  |  Последнее обновление — 15:27  |  vz.ru

Главная тема


Протест Японии подтвердил верность решения о дивизии на Курилах

«Шок преодолен блестяще»


Германский бизнес предрекает рост российской экономики в 17-м году

«турбулентное президентство Трампа»


В Москве призвали скорее начать консультации по СНВ-3

нервно-паралитическое действие


Брат вождя КНДР был убит профессионально

задержки машин


Россия выиграла у Белоруссии спор в суде ЕАЭС

оборонный концерн


Украинской армии пообещали за год передать 60 самолетов

праздничная встреча


Военные моряки рассказали Путину о недружественном поведении кораблей НАТО

Обращение с жалобой


Рада возмутилась отсутствием упоминания «оккупации» Крыма в отчете ОБСЕ

поставки угля


Россия сделала важный шаг для спасения предприятий Донбасса

«ничему не научились»


Василий Стоякин: Что происходит в головах у моих сограждан, которые три года назад выбежали на Майдан?

«третий путь»


Егор Холмогоров: Шафаревич показал ту идеологию, которая будет править сатанинский бал на наших просторах с начала перестройки

юбилей октября


Андрей Бабицкий: Революция 1917 года была бедствием, кошмаром, это была трагедия миллионов людей

на ваш взгляд


Россия признала паспорта ДНР и ЛНР. Какие дальнейшие шаги должна делать Москва по отношению к республикам Новороссии и Украине?

Наступает время реформы мировой финансовой системы

МВФ практически уничтожил влияние альтернативных международных организаций   3 февраля 2015, 15:22
Фото: Reuters
Текст: Саид Гафуров

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Москва, Пекин и Нью-Дели в очередной раз выступили с требованием реформировать международную финансовую систему, причем «немедленно». В первую очередь речь об увеличении доли развивающихся стран в МВФ, где США обладают контрольным пакетом. Однако к организации есть и другие серьезные претензии, причем именно политического характера.

Руководители министерств иностранных дел России, Индии и Китая в совместном коммюнике предложили в рамках глобальной реформы международной финансовой системы перейти к практической реализации принятого пять лет назад решения об увеличении квоты развивающихся стран в Международном валютном фонде.

«Квота КНР при голосовании в МВФ составляет только 4%, России – 2,5%, а Индии – 2,44%, тогда как доля США – 17,69%»

Остроту проблеме придает то, что МВФ как главный проводник неолиберальной стратегии финансовой глобализации сумел практически уничтожить влияние альтернативных международных организаций, созданных в рамках ООН – ЮНКТАД, ЮНИДО, ФАО. Теоретически они могли бы стать альтернативой МВФ. Более того, в 50-x и 60-х годах (на волне «советского чуда» – удивительно быстрого восстановления и роста экономики СССР, стран Варшавского договора, КНР, Народно-демократической Кореи и других) так и было, но нужно помнить, что «вашингтонский консенсус» по поводу (мнимого) отсутствия альтернативы неолиберализму сложился гораздо позже – только в 90-е годы.

Дело в том, подчеркивает знаменитый египетский экономист Самир Амин, что ООН и ее учреждения в большей или меньшей степени отражают баланс сил в мире, но с тех пор многое изменилось. «Раньше мир был в военном отношении биполярным, и это был очень важный фактор; военный фактор предопределял, скажем, к началу 1970-х экономическую полицентричность мира. Само существование СССР и Китая создавало для стран Юга возможности автономного развития. И эта экономическая полицентричность в 1990-е была полностью уничтожена политикой Рейгана и Тэтчер. И ООН превратилась в инструмент, придающий легитимность решениям «Большой семерки», – заявил он в беседе с обозревателем газеты ВЗГЛЯД.

Сейчас же роль ЮНКТАД и ЮНИДО малозначима. Глобальную финансовую политику проводят через три основных инструмента – МВФ, Всемирный банк и ВТО. Роль остальных международных институтов была намеренно минимизирована: «Большая тройка» не смогла их заменить, но смогла лишить их права принятия решений. ЮНКТАД может составлять замечательные доклады, но исполнительной власти у нее нет. Особенностью же МВФ всегда было его практическое влияние на органы как монетарных, так и фискальных властей стран-участниц.

Значение МВФ порождается его использованием в качестве инструмента, заставляющего развивающиеся страны, которые сталкиваются с трудностями с платежным балансом, проводить политику, служащую интересам стран развитых. Заместитель российского министра иностранных дел Василий Небензи на недавнем брифинге для прессы подчеркивал: «Вспомните июль прошлого года, когда S&P изменило прогноз Украины по обязательствам в иностранной валюте с негативного на стабильный. В тот момент это связывалось с решением МВФ о выделении крупного кредита Украине на цели макроэкономической стабилизации. И вот вчера, в момент, когда все новостные каналы сообщают о разработке правительством России антикризисного плана общей стоимостью порядка 1,3 трлн руб., S&P принимает решение о снижении российского рейтинга, хотя, следуя в русле его мышления по Украине, оно должно было бы его повысить. Получается, что помощь МВФ Украине повышает ее прогноз, а российский антикризисный план игнорируется. Это уже не только применение двойных стандартов, но и косвенное свидетельство заангажированности агентства под конкретный политический заказ. В этом смысле даже недавние решения Moody's и Fitch не выглядят столь одиозно: они сохранили инвестиционный рейтинг России, хотя в тот момент еще не было масштабного антикризисного плана».

Другой пример: фонд известен своей принципиальной позицией в поддержку приватизации государственных предприятий и услуг. С этой позицией можно спорить, можно с ней соглашаться, но когда, к примеру, в Таджикистане сложилась ситуация, при которой приватизация крупнейшего предприятия республики – Таджикского алюминиевого завода – была выполнена в пользу «Русала» (и, соответственно, наперекор интересам его западных конкурентов, таких как «Алкоа», «Норск Гидро» или «Гленкор»), МВФ незамедлительно и очень активно выступил против приватизации ТадАЗа, моментально забыв про свои либеральные принципы и декларации.

За последние годы страны БРИКС потратили на рефинансирование МВФ десятки миллиардов долларов, но квота КНР при голосовании в МВФ составляет только 4%, России – 2,5%, а Индии – 2,44%, тогда как доля США – 17,69%, а для принятия ключевого решения необходимо (какое странное совпадение!) – 85% голосов, что фактически дает Вашингтону право вето. Понятно, что подобное положение вещей категорически не устраивает развивающиеся страны, которые уже давно обсуждают создание альтернативной МВФ организации. В 2010 году «Большая двадцатка» наконец пошла им навстречу, договорившись об увеличении квот развивающихся стран. Однако – уже на уровне самого фонда – решение торпедировали всё те же США. Внутренняя организация власти в стране обеспечила Вашингтону удобную отговорку: правительство против реформы не возражает, но категорически возражает Конгресс, а без Конгресса реформу утвердить невозможно. Так доля Штатов в очередной раз оказалась блокирующей.

Помимо прочего, очень важно выступать против стандартного неолиберального арсенала мер МВФ, связанных с «макроэкономической стабильностью». Понимание фондом денежно-кредитной политики, например, ориентируется только на базовый уровень инфляции, игнорируя возможность воздействия на экономическую активность и занятость, а также рост цен на конкретные товары, прежде всего, продовольствие. В части налогово-бюджетной политики фонд требует сокращения бюджетного дефицита, что в откровенно чудовищной форме мы наблюдаем сейчас на Украине. Недаром рекомендации МВФ часто называют «социальным каннибализмом» или «социальным людоедством».

Но мир меняется, он уже не будет однополярным, и это ясно всем. Для развивающихся стран наступило время объединения сил для того, чтобы выступить сильным фронтом против действующей схемы международных финансовых институтов. Совместное коммюнике представителей России, Индии и КНР – лишь один из первых шагов в данном направлении.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............