Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПризрачное будущее
ExxonMobil может потерять российский арктический шельф
Первое разведочное бурение Роснефти на шельфе в Карском море, которое велось с американской ExxonMobil, приостановлено из-за санкций. Официальных подтверждений пока нет, однако поводов для сомнений мало. Для Роснефти это пока не так страшно, в то время как ExxonMobil рискует оплакивать будущие доходы. России же это помогло сделать ряд правильных выводов.
Американская ExxonMobil и Роснефть остановили бурение на арктическом шельфе, сообщило агентство Bloomberg. Это результат санкций Запада, которые касаются поставки оборудования для арктического шельфа и сервисного обслуживания оборудования. Роснефть вошла в список компаний, против которых США и ЕС на прошлой неделе ввели новые санкции.
Эта фабрика технологий – весьма дорогое удовольствие. Поэтому временная приостановка может быть даже к лучшему для Роснефти с точки зрения повышения эффективности текущих затрат
Американские санкции напрямую касались не только будущих, но и действующих проектов на арктическом шельфе. ExxonMobil обязана выполнять требования американского регулятора, поэтому приостановила бурение. Официальных заявлений от компаний не последовало. Глава Минприроды Дмитрий Донской заявил, что у него была информация, «что такие события – приостановление бурения – возможны». «Фактической информации мне пока не доложили. Но вероятность такого развития событий высока», – сказал он.
В любом случае американская компания сделала это не по своей воле, а вынужденно. Этим может объясняться отсутствие каких-либо заявлений компаний на этот счет. Спустя несколько дней после объявления санкций Америкой и ЕС ExxonMobil лишь заявила, что намерена подчиниться санкциям в отношении России. «Мы проводим оценку ситуации. Наша политика – следовать всем законам», – сказал официальный представитель компании. Однако сейчас самое время для компании высказаться насчет того, что оценка, мол, показала, что в краткосрочной ситуации это как минимум не сильно скажется на операционной деятельности компании и т. п., чтобы сгладить негативные последствия. Однако обе стороны – как Роснефть, так и американский партнер – молчат.
Речь идет о бурении самой северной скважины в России – «Университетской» (лицензионный участок Восточно-Приновоземельский-1) в Карском море – с помощью норвежской платформы West Alpha. Роснефть и ExxonMobil начали бурение буквально в начале августа в рамках совместного предприятия «Карморнефтегаз». Разведочные работы были рассчитаны на 70 суток. Соглашение о совместной разработке Восточно-Приновоземельских блоков в Карском море, а также Туапсинского прогиба в Черном море ExxonMobil и Роснефть подписали еще в 2011 году.
Что теряют компании
«Для Роснефти это первый подобный проект. Для нее он скорее фабрика по отработке и обкатке технологий для дальнейшего промышленного освоения Арктики. Остановка бурения с точки зрения технологий – это минус. Но я бы не стал говорить, что Роснефть от этого что-то недополучит. С точки зрения экономики, получения доходов данный проект не критичен. Там уровень добычи не столь огромный», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Арктика – это все-таки проекты с более дальней перспективой.
- Европарламент угрожает отключить Россию от системы SWIFT
- США поставили целью прекратить работы России на шельфе
- В чем реальный смысл ответных российских санкций
- Запад вводит новые санкции – но у России готов отве
- Пять стран ЕС затормозили новые санкции против России
- Зарубежные СМИ оценили перемирие в Донбассе и санкции
Основные проекты Роснефти сейчас связаны с освоением ресурсов в Восточной Сибири и на Сахалине, в частности это строительство нового СПГ-завода. «Это более важные задачи для Роснефти сейчас», – говорит Пикин. Поэтому пока можно с легкостью на время забыть об арктическом шельфе и направить все силы и средства на добычу нефти на суше и сжижение газа.
«Эта фабрика технологий – весьма дорогое удовольствие. Поэтому временная приостановка может быть даже к лучшему для Роснефти с точки зрения повышения эффективности текущих затрат, по крайней мере на ближайшую перспективу», – не исключает Сергей Пикин.
К слову, у Роснефти финансовые показатели и так не слишком хороши, в том числе из-за большой зависимости от западных рынков капитала. В первом полугодии долг Роснефти составил около 2,2 трлн рублей, почти половину надо выплатить уже до конца 2015 года.
С другой стороны, Роснефть накопила резервов на 684 млрд рублей, что покрывает потребности компании в рефинансировании на ближайшие полтора года. Плюс компании может помочь Китай, который обещал предоставить авансовый платеж на 70 млрд долларов. Эта предоплата предусматривается в подписанном в прошлом году соглашении с китайской CNPC на поставку 365 млн тонн нефти в течение 25 лет в дополнение к ранее законтрактованным 300 млн тонн.
Единственное, что печально, это понесенные затраты – как со стороны Роснефти, так и со стороны ExxonMobil. Когда проект тормозится, время окупаемости инвестиций увеличивается, эффективность проекта снижается. Однако американцы теряют в этом плане больше, потому что ExxonMobil по соглашению в 2011 году согласилась покрыть большую часть расходов, связанных с разведочным бурением, в обмен на 33% доходов от разработки месторождения в Карском море. Расходы ExxonMobil по бурению оценивались в целом в 3,2 млрд долларов. При этом остановленное бурение стоило американской компании 700 млн долларов. Но санкции могут коснуться и других совместных проектов ExxonMobil с Роснефтью.
«С большой долей вероятности вслед за остановкой бурения первой скважины в Карском море может быть отложено бурение и первой скважины в другом совместном проекте ExxonMobil и Роснефти – освоении Туапсинского прогиба в Черном море, которое намечено на начало 2015 года», – не исключает соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. Новые ограничения умерят амбиции Exxon в России, а компании принадлежат права на бурение на участках общей площадью 11,4 млн акров на суше и на море.
Промышленность России способна преодолеть санкции в кратчайшие сроки. Вопрос в другом – какие средства придется потратить
Главный риск, по его словам, заключается в том, что если санкции будут действовать долго, то схема сотрудничества по совместным проектам с иностранными компаниями может серьезно измениться. Если та же ExxonMobil не сможет продолжить финансировать разведочные бурения, то она может потерять потенциальные доходы от разработки месторождений в Карском море, на что очень сильно рассчитывает.
«Для ExxonMobil этот проект важен, потому что Арктика – это крупнейшая нефтегазовая провинция и самое перспективное направление 21-го столетия. Тот, кто сейчас наработает определенный уровень технологий, сможет через СП зацепиться и наладить инфраструктуру, логистику, торговые отношения с покупателями, у того есть шансы на развитие в следующих десятилетиях», – отмечает Сергей Пикин.
Другое дело, что при текущей наработке технологий разработка арктического шельфа является дорогим удовольствием. «Но текущая цена на нефть делает эти проекты в принципе рентабельными. Поэтому для любых европейских и американских компаний это направление важно. Норвежцы, канадцы, американцы туда рвутся», – замечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Конечно, шельфовые месторождения есть не только у России, но именно в российской Арктике сосредоточено наибольшее количество природных ресурсов. Они привлекают своим объемом запасов и потенциалом будущих доходов.
Разумеется, запрет на импорт нефтегазового оборудования и запрет на сотрудничество части специалистов, имеющих американское гражданство, как и любой запрет, можно обойти. «Другое дело, что любой обход утяжеляет проект, затраты увеличиваются. Потребуется некоторое время, изменение логистики и т. д.», – указывает эксперт. Но в долгосрочной стратегии Роснефти освоение Арктики в любом случае сохраняется. «Весь наш нефтегазовый бизнес так или иначе должен будет идти в ту сторону. Вопрос – когда это произойдет. С учетом санкций явно, что это произойдет позже, чем рассчитывали», – говорит Сергей Пикин.
Вынесен главный вывод
Даже если Запад скоро снимет санкции против нефтегазовой отрасли, Россия уже сделала главный вывод из этого. «Есть понимание, что даже если санкции отменят через три месяца, то прецедент уже создан, наши партнеры имеют способ давления. Поэтому надо создавать собственную научную и технологическую базу в этом направлении, что бы там ни было. «Быстро это сделать не сможем, но не делать этого мы тоже уже не можем», – говорит Пикин.
Если санкции будут долгими, то Россия сможет найти и других партнеров. «На Америке свет клином не сошелся. Роснефть имеет большой опыт сотрудничества с Южной Кореей по данной платформе в Карском море. Япония, которая пока не пошла по пути секторальных санкций, также сильна в этих технологиях. Географически эти страны как раз близки к регионам бурения», – замечает эксперт.
Помочь может, конечно, и Китай. К примеру, ЛУКОЙЛ уже обсуждает с китайскими компаниями возможность поставок в Россию технологий в сфере бурения и разведки, заявил в ходе Сочинского инвестиционного форума глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. «Промышленность России способна преодолеть санкции в кратчайшие сроки. Вопрос в другом – какие средства придется потратить. Мы ведем серьезную работу по анализу поставщиков и анализу начала производства номенклатуры, которая ранее в России не производилась. Риски существенные, но мы также активно работаем с китайскими производителями (по вопросам замещения импорта из ЕС и США)», – говорит Алекперов.
Под воздействием американских и европейских санкций российские чиновники тоже быстро активизировались и стали искать возможности для импортозамещения западных нефтесервисных технологий и оборудований.
Минприроды уже предложило собрать по стране разрозненные фирмы и объединить в крупную государствую компанию, которая сможет выполнять серьезные работы, связанные с бурением, геологоразведкой и геохимией. Речь идет о передаче, в частности, 14 компаний по сейсморазведке.
Ведомство предлагает создать такую компанию на базе Росгеологии, которая уже имеет опыт работы на шельфе. Росгеология – уже вполне сформировавшаяся национальная нефтесервисная компания. Наделение ее соответствующими полномочиями позволит решить вопрос компенсации санкционных издержек, считает министр природных ресурсов Сергей Донской.
Однако существует и другой вариант – часть государственных нефтесервисных активов могут передать Роснефтегазу, рассказал министр на Сочинском форуме.
По его словам, правительство пока не решило, кому доверить создание новой сервисной госкомпании – Росгеологии или Роснефтегазу. Однако в любом случае Минприроды, Минпромторг, Минэнерго уже изучают эти варианты, чтобы принять решение по созданию такой госкомпании до конца года.