Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПрезидент с крупной скидкой
Активы Порошенко могут быть проданы с огромной скидкой
Целых три месяца потребовалось президенту Украину Петру Порошенко только для того, чтобы определиться, кто будет искать покупателей на его бизнес-активы. Хотя сделать это он обещал «сразу после выборов». Саму же распродажу активов он может растянуть вообще на годы – и все потому, что в данный момент его гигантская бизнес-империя может быть продана только с огромной скидкой.
Президент Украины Петр Порошенко наконец-то начинает продажу своих активов, наняв для поиска покупателей инвестиционную компанию Rothschild. Об этом рассказал Джованни Сальветти, исполнительный директор и сопредседатель компании. «Мы получили в четверг очень хорошие новости и рады, что нас выбрали для этого важного дела», – приводит слова Сальветти радио «Свобода* Украина».
На практике предприятия могут готовить к продаже в течение нескольких лет, когда владелец не спешит и хочет получить максимальную цену за актив
Интересно, что украинским партнером Rothschild в процесе поиска покупателей и распродажи бизнеса Порошенко станет компания «Инвестиционный капитал Украина», которая буквально до 20 июня находилась в совместном владении и под руководством Валерии Гонтаревой – нынешней главы Нацбанка. На эту должность Гонтареву рекомендовал именно Порошенко. Гонтарева создала и возглавила компанию в 2007 году, но на следующий день после назначения в Нацбанк вышла из совета директоров и продала свою долю в инвесткомпании.
По словам Сальветти, непосредственная работа по продаже начнется на следующей неделе, хотя Порошенко обещал нанять компанию и начать избавляться от всех своих бизнес-активов «сразу после выборов».
Возможно, Порошенко не стал весной торопиться с продажей, побоявшись необходимости распрощаться со своими бизнесами с огромным дисконтом. Расчет, видимо, был на то, что ему удастся навести порядок в стране. Однако взять ситуацию под свой контроль ему явно не удалось. Теперь продавать украинский бизнес еще более невыгодно, чем в мае. Но тянуть было бы опрометчиво с точки зрения лояльности украинского электората, который всегда недолюбливал олигархов. Однако на практике распродажа империи Порошенко может затянуться надолго.
Бизнес-империя олигарха и президента Украины
Порошенко занимает седьмое место в списке самых богатых людей Украины по версии издания Forbes. На 1 июня 2014 года его состояние оценивалось в 1,3 млрд долларов. За последнее время уже существенно прохудилось: в начале 2013 года оно оценивалось в 1,6 млрд долларов.
Наибольший вес в собственности Порошенко занимают кондитерская корпорация Roshen, которая входит в двадцатку крупнейших кондитерских компаний мира, и агрохолдинг «Укрпроминвест-Агро», которому принадлежит более 100 тыс. га земли на Украине.
В состав группы Roshen входят четыре украинские фабрики (киевская, винницкая, мариупольская и кременчугская), по одной в России (Липецкая кондитерская фабрика), Литве (Клайпедская кондитерская фабрика) и Венгрии (Bonbonetti Choco Kft.). Roshen принадлежит также масломолочный комбинат «Бершадьмолоко» в Винницкой области. Roshen выпускает около 200 видов кондитерских изделий и в целом производит даже больше, чем 19 фабрик российского холдинга «Объединенные кондитеры» (450 тыс. тонн продукции против 350 тыс. тонн).#{ussr}
Агрохолдинг «Укрпроминвест-Агро» объединяет компании «Агропродинвест», «Заря Подолья», «Агрофирма Днепроагролан», «Мас-Агро» и другие. Плюс Порошенко производит крахмал в Днепропетровске на двух предприятиях и продает его через «Ассоциацию «Крахмалпродукт».
Порошенко владеет также несколькими автомобильными и автобусными заводами, в частности Луцким автозаводом. Ему принадлежала и автокомпания «Богдан», но ее он успел продать еще в прошлом году из-за долгов. Однако у Порошенко, судя по всему, осталась доля в «Богдан Моторс», потому что акции принадлежат не только фонду «Сова» Олега Свинарчука, владельца «Богдана», но и «Прайм Эссетс», капитал которого принадлежит Порошенко.
Порошенко полностью или в партнерстве владеет некоторыми финансовыми и промышленными предприятиями. В частности, «Международным инвестбанком», страховой компанией «Краина», верфью «Ленинская кузня» (Киев), Песковским заводом стеклоизделий (Киев), аккумуляторным заводом «Энергоавтоматика» (Днепропетровск). И наконец, у Порошенко большой медиабизнес: «Пятый канал», телекомпания ТРТ и четыре радиостанции.
Первые потери
Некоторые активы Порошенко уже фактически потерял. Принадлежащий ему Севастопольский морской завод скоро станет российским предприятием, которое будет работать в интересах города, уверил недавно губернатор Севастополя Сергей Меняйло.
Во-вторых, еще в начале года была закрыта кондитерская фабрика Roshen в Мариуполе из-за потери российского рынка. Еще в прошлом году Россия запретила ввоз конфет компании на свою территорию по соображениям безопасности (в шоколаде Roshen был обнаружен бензпирен).
При этом в мае запрещенная в России продукция украинских фабрик заполонила прилавки магазинов в Латвии, чем был очень недоволен председатель правления латвийской кондитерской фабрики Laima Роланд Гулбис: «Европейский союз решил помочь Украине административным способом и дал возможность дешевому украинскому продукту прибыть в Латвию. Не думаю, что такое возможно где-то в Берлине».
Российский бизнес Roshen также потерпел фиаско. В этом году Тверской районный суд Москвы возбудил дело против группы и арестовал 2,8 млрд рублей, находящихся на счетах компании в РФ. В конце марта Roshen пришлось остановить производство в России. Правда, в апреле предприятие возобновило работу.
Кто и за сколько купит?
- Украина не выполняет требования МВФ, но деньги получит
- Российская компания выиграла крупный иск у Украины
- Украинский министр уволился ради работы с завтрашними людьми
- Коломойский давит на Порошенко, провоцируя дефицит бензина
- Украинский олигарх грозит России Гаагским арбитражем
Украинским бизнесменам будет просто не по карману купить всю кондитерскую группу Roshen, которая весной оценивалась экспертами в 1–1,3 млрд долларов. В мировом рейтинге Candy Indusrty Top-100 2014 года Roshen занимала 20-е место с чистыми продажами 1,021 млрд долларов. Поэтому, скорее всего, компанию будут продавать частями. Правда, российский холдинг «Объединенные кондитеры» в мае уверял, что не заинтересован в покупке российского завода Roshen Порошенко. Впрочем, низкая цена может заставить российский холдинг и передумать.
На российский завод в Липецке, а также на другие иностранные заводы могут найтись даже непрофильные инвесторы. По крайней мере, при должной скидке шансы имеются. А вот на украинские кондитерские фабрики будет крайне сложно найти инвестора, даже предложив существенный дисконт.
Западный бизнес еще весной начал уходить с украинского рынка. Российский бизнес тоже вряд ли рискнет. Тот же ЛУКОЙЛ продает все свои 240 АЗС и шесть нефтебаз на Украине.
Выручка от агробизнеса Порошенко существенно ниже, чем от конфетного. Так, «Агропродинвест» в 2012 году выручил 276 млн гривен, или около 35 млн долларов; компания «Подолье», владеющая тремя сахарными заводами, – 570 млн гривен (71 млн долларов); Днепровский крахмало-паточный комбинат – 465 млн гривен (58 млн долларов). Эти три предприятия могут стоить около 100 млн долларов.
Однако в нынешней политической и экономической ситуации в стране Порошенко придется поумерить свои аппетиты.
«Естественно, для того, чтобы Порошенко смог найти покупателя для кондитерского холдинга уже сейчас, нужен дисконт, величина которого будет зависеть от спроса. Но даже по скромным подсчетам речь может идти о 35–40%. В любом случае сделка обещает оказаться не самой выгодной», – считает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.
Скидка может оказаться еще больше – до 60–65% от докризисной оценочной стоимости, если продажа активов будет идти по быстрому сценарию, считает Людмила Матюхина, директор компании «JPA International Аудит-Гарант».
«Даже если операционные результаты компаний снизились не так значительно, покупатель будет закладывать политические и экономические риски. При этом вероятность того, что желающий быстро найдется, даже с учетом такого большого дисконта, с нашей точки зрения, крайне низка», – считает Матюхина. Деев не исключает, что потенциальным покупателем украинских активов Roshen может оказаться норвежская компания Orkla, которая уже давно специализируются на скупке обесценившихся активов.
Есть одна хитрость
Впрочем, эксперты сомневаются, что Порошенко быстро исполнит свое предвыборное обещание. Только на выбор инвесткомпании, которая будет искать покупателей, ему потребовалось целых три месяца. А распродажу активов он может растянуть на годы, прикрываясь в том числе и «неблагоприятной конъюнктурой на рынке».
«С политической точки зрения президент страны, конечно, должен максимально быстро выйти из бизнеса, чтобы избежать конфликта интересов, поскольку долг перед государством априори должен быть выше деловых интересов, но что можно ожидать от Порошенко? На данный момент не до конца понятно, насколько быстро Порошенко планирует реализовать свои активы и готов ли он к сделкам в крайне неблагоприятной экономической ситуации. На практике предприятия могут готовить к продаже в течение нескольких лет, когда владелец не спешит и хочет получить максимальную цену за актив», – говорит Людмила Матюхина.
Не исключено, что Порошенко попытается найти временную замену себе в качестве бизнесмена. Фиктивная продажа активов в случае с первым лицом государства, которое одним из своих главных приоритетов ставит интеграцию с ЕС, конечно, вряд ли возможна, говорит Матюхина. По крайней мере, на такой риск здравый человек вряд ли решится.
«Но очень может быть, что Порошенко будет искать неких стратегических партнеров, которым сейчас можно продать бизнес крупными частями или даже целиком (кондитерский, молочный) так, чтобы сохранить теплые отношения и позже, вероятно, вернуться в него в том или ином качестве. Бывших бизнесменов не бывает», – считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента