Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевИ все равно ведь дадут
Украина не выполняет требования МВФ, но деньги получит
На фоне рекордного падения национальной валюты украинское правительство требует новых кредитов от МВФ. И это притом, что условия, на которых выдавался первый транш международной финансовой помощи, выполняются только на бумаге. Как именно Киев манипулирует отчетностью перед Международным валютным фондом и есть ли у страны шансы получить новый кредит, разбиралась газета ВЗГЛЯД.
Украина рассчитывает, что 29 августа совет директоров МВФ все-таки примет решение о предоставлении стране второго транша кредита в размере 1,4 млрд долларов, заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
В случае мира третий и четвертый транши могут быть уже не такими беспроблемными, как первые два
Более того – не получив еще даже второго транша, Украина уже строит планы на третий и четвертый. Как заявил в среду министр финансов Украины Александр Шлапак, Киев предложил МВФ объединить эти два транша и перечислить их до конца года. В сумме это будет примерно еще 2,2–2,3 млрд долларов. Формально выделение следующих траншей зависит от того, соблюдает ли Украина условия выделения кредита.
В начале мая Украина уже получила первые 3,2 млрд долларов от МВФ из обещанных 17 млрд долларов кредита на два года. Тогда международным экспертам еще нельзя было судить, выполняет ли Киев взятые обязательства. Кредит дали авансом.
Изначально Киев рассчитывал получить второй транш кредита еще в конце июля, однако миссия МВФ, которая в начале июля посетила Украину, затянула с его выделением. Экономисты МВФ справедливо задумались, стоит ли давать Украине кредиты, учитывая, что экономическая ситуация не только не выравнивается, а наоборот – стремительно ухудшается. Хотя, казалось бы, антикризисный план, который МВФ подготовил для страны и который она обязалась выполнить, выполняется – по крайней мере на бумаге.
Например, одним из главных условий было снижение дефицита бюджета Украины. Дефицит правительства и Нафтогаза на уровне 12% ВВП в 2014 году подрывает доверие к госфинансам, говорила директор МВФ по Европе Реза Могхадам. Предложенный план по сокращению бюджетного дефицита украинское правительство действительно выполняет. Социальные расходы резко сократили, рост зарплат бюджетников и пенсий заморозили, социальные пособия и различные дотации отменены или серьезно урезаны, тарифы на коммунальные услуги уже несколько раз серьезно поднимали, энергетические субсидии отменены. С другой стороны, для пополнения доходов бюджета украинская власть пошла на увеличение налоговой нагрузки, в том числе для нефтегазовых добытчиков.
Как говорит глава европейской дирекции фонда, украинские власти обещали, во-первых, сохранить гибкий обменный курс и нарастить резервы. Во-вторых, стабилизировать банковский сектор. В-третьих, выплатить краткосрочные долги и выполнить фискальные обязательства. В-четвертых, обеспечить энергетическую самодостаточность и устранить дефицит Нафтогаза к 2018 году. И наконец, провести комплексные структурные реформы, в том числе в области госзакупок и налогового администрирования с целью снижения уровня коррупции, улучшения бизнес-климата. Главная цель всей этой эпопеи от МВФ – достижение быстрого и устойчивого роста экономики страны.
- Дефицит угля грозит оставить Украину без электричества
- Война на Украине – прямое следствие неудачи ГКЧП
- Как Европа и Украина могут оказаться без света и тепла
- Европейское оружие Киеву не поможет
- Украина хочет вступить в ЕС и НАТО за пять лет
В итоге к реализации этих целей даже близко подойти не удается. В начале года МВФ ожидал, что экономика Украины в 2014 году вырастет на 1%, в апреле прогноз был уже отрицательный – падение на 4,3%, а в середине июля МВФ заявил, что экономика страны просядет на 6,5%. Но к концу года и этот прогноз с большей долей вероятности может оказаться оптимистичным. Группа «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) прогнозирует падение ВВП Украины в 2015 году на 1,9%, хотя в апреле еще рассчитывали на рост на уровне 2%.
Дефицит госбюджета также не сократится, а только вырастет. Если в апреле эксперты ICU предполагали, что дефицит государственного бюджета по итогам 2014 года составит 89 млрд грн, то теперь увеличили его до 100 млрд грн. Таким образом, соотношение дефицита госбюджета к ВВП составит 6,4%, и это еще без учета долгов компании «Нафтогаз».
ICU также пересмотрел прогноз по инфляции потребительских цен с 12,1% до 17,3% на конец декабря этого года, а инфляции цен производителей – с 10,4% до 20,8%.
«Мы живем в инфляционном шоке. Его корни – девальвация, размораживание тарифов на коммунальные услуги», – говорит аналитик ICU Александр Вальчишин. Он уверен, что инфляция будет расти и дальше. Одним из самых ярких ее проявлений является падение национальной валюты. Нацбанк Украины 20 августа понизил официальный курс гривны на 27,05 копейки – до нового исторического минимума в 13,2231 гривны за доллар. Последний рекорд был установлен буквально 12 августа, когда НБУ опустил курс до 13,13 грн за доллар.
Ко всему прочему, статистические данные Украины вызывают у экспертов рациональные сомнения в их объективности. Есть мнение, что они приукрашиваются, причем как раз для экспертов МВФ.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко обнаружил интересные факты о том, как собирали налоги на Украине в этом году. Официальная статистика показывает, что за полгода 2014 года было собрано налогов всего на 227 млн гривен меньше, чем годом ранее – целых 173,9 млрд гривен. Однако с учетом падения ВВП страны почти на 5% налоговые поступления, согласно экономической теории, должны были существенно снизиться. Еще больше удивляет то, что номинальная заработная плата выросла почти на 5,8%, при этом налогов на заработную плату почему-то заплатили на 271 млн гривен меньше (в сравнении с прошлым годом).
#{ussr}«Все это противоречит экономической теории. Ибо если растет номинальная официальная зарплата, должны и расти налоги, удерживаемые из нее. Значит, растет не только номинальная заработная плата, но и задолженность по заработной плате. По-другому нельзя объяснить снижение поступлений денег от налога на зарплату», – рассуждает в своем блоге Охрименко. С НДС ситуация такова, что этот налог собрали больше на 2,6 млрд гривен – 64 млрд гривен, при этом было возмещено НДС на 20 млрд гривен, что меньше, чем в прошлом году. То есть госбюджет пополняется, а бизнес разоряется.
Ставки по акцизам подняли, но собрали все равно меньше на 2 млрд гривен, чем в прошлом году – 12 млрд гривен. Впрочем, акцизы поднимут еще не раз. А рост теневой экономики в этом случае – побочный эффект.
Но даже доходы от рентных платежей за природные ресурсы – не самый главный источник доходов украинского госбюджета. Главный источник, который и позволил обеспечить выполнение плана по сбору доходов госбюджета в этом году, как указывает Охрименко, – это перечисление Нацбанком Украины 22 млрд гривен в счет будущих своих налогов на доходы. «Если бы не он, то в этом году был бы большой провал по сбору доходов в госбюджет», – говорит эксперт. Эти 22 млрд гривен и спасли бюджет.
«Это метод старый, его использовали еще Юлия Тимошенко и Николай Азаров. Хотя МВФ крайне неодобрительно относится к такому методу наполнения госбюджета, так как хорошо понимает, что это прямая эмиссия, которая провоцирует и инфляцию, и девальвацию гривны», – заключает украинский экономист.
Тот же Шлапак сегодня пожаловался, что в июле потери бюджета по налоговым платежам составили уже 1,2 млрд гривен. К концу года, по его словам, госбюджет потеряет на налоговых платежах не менее 18 млрд гривен. И это не только из-за войны на востоке страны. Падение экономики и разрыв торговли с Россией, которая приносила четверть ВВП страны, явно тоже в числе главных причин.
Высказывают скепсис по этому поводу и в России. Замминистра финансов России Сергей Сторчак крайне пессимистически высказался относительно выполнения Украиной взятых на себя обязательств в рамках стабилизационной программы, согласованной с МВФ.
«Я изначально был настроен достаточно скептически, что программа будет выполняться в том виде, в котором она принималась, с теми огромными обязательствами по повышению эффективности сбора тех же налогов, по тому, какой эффект для экономики даст переход на новые тарифы», – перечислил свои опасения замглавы Минфина РФ.
По его словам, если Украина не сможет выполнить обещанное, то корректировка программы неизбежна. Все это означает, что Украина не справляется с восстановлением экономики и деньги уходят сквозь пальцы. Поэтому МВФ либо надо остановиться и дать произойти дефолту в стране, либо наращивать масштабы финансовых вливаний. «Приведет ли корректировка (программы) к увеличению масштабов выделяемых ресурсов, покажет ближайшая конференция, которая в октябре – ноябре должна состояться с участием стран-доноров Украины, если таковые еще будут к этому моменту», – говорит Сторчак.
Как посмотрит на эту картину миссия МВФ?
«Я думаю, что у кредиторов будет достаточно либеральный подход с точки зрения выполнения условий для выделения второго транша кредита Украине. Потому что присутствует политический компонент», – говорит газете ВЗГЛЯД директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев.
«Кредиторы понимают, что чудес не бывает. Если идут военные действия, которые требуют очень больших ресурсов, то трудно рассчитывать, что экономика в таких условиях будет хотя бы не падать такими темпами, которые сейчас прогнозируются. Кредиторы учитывают этот фактор как объясняющий тяжелое экономическое положение», – считает Николаев.
Но вот получит ли Украина следующие транши, как она хочет, во многом будет зависеть от ситуации на Востоке и сговорчивости страны по решению газового вопроса.
Если долгожданное замирение в какой-то форме все-таки произойдет, то кредиторы будут уже гораздо жестче при оценке выполнения условий предоставления кредита. Фактора войны, объясняющего плохие экономические показатели, уже не будет. То есть в случае заключения мира на Востоке Украины третий и четвертый транши могут быть уже не такими беспроблемными, как первые два.
Плюс МВФ будет учитывать и газовый вопрос. Если Киев так и будет тянуть резину по его решению, следующие транши также могут быть под вопросом.
Пока идут боевые действия в Донбассе, эти кредиты будут идти не на восстановление экономики страны, а на финансирование так называемой АТО. Доказательство налицо: часть денег должна была пойти на поддержку банковского сектора страны, но в итоге почему-то их получили частные банки украинских олигархов, один из которых, небезызвестный Коломойский, содержит собственный военный отряд.
Другой пример: МВФ давал первый транш кредита в том числе на то, чтобы Украина погасила газовый долг перед Газпромом, однако «мы денег не видели». В итоге ни газа, ни теперь электроэнергии стране не хватает, зато АТО пополняется новым вооружением.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ