Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.
5 комментариев«У кого-то есть лишние деньги»
Украина хочет хотя бы отчасти вернуть один из главных НПЗ
Виктор Янукович выразил желание купить расположенный на Украине, но принадлежащий Роснефти Лисичанский НПЗ – хотя бы наполовину. Это весьма загадочное желание, потому что украинский госбюджет пуст. Как полагают эксперты, президент Украины, скорее всего, действует в интересах другого покупателя.
Украина хочет выкупить 50% акций Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, который принадлежит Роснефти, заявил президент страны Виктор Янукович.
Без реконструкции этого НПЗ, на которую требуются сотни миллионов долларов, и без возможных источников поставок нефти эта покупка бессмысленна
«Мы хотим, чтобы это был завод 50 на 50 с Россией. Может, Украина выкупит и 100%, но скорее всего – 50%», – сказал Янукович в интервью украинским телеканалам. По его словам, власть делает все, чтобы запустить работу Лисичанского НПЗ, а переговоры с собственниками предприятия идут к завершению.
Лисичанский завод ранее принадлежал ТНК-ВР, которая с марта 2012 года остановила завод. Причина – предприятие стало нерентабельным из-за роста акцизов России и запрета на повышение стоимости нефтепродуктов на украинском рынке. НПЗ до сих пор простаивает.
Роснефти это предприятие досталось после того, как компания Игоря Сечина выкупила ТНК-ВР. В настоящее время Роснефть проводит на Лисичанском заводе плановый капитальный ремонт, чтобы весной 2014 года запустить его в работу. Лисичанский НПЗ является вторым по величине нефтеперерабатывающим заводом на Украине. Он может перерабатывать до 16 млн тонн нефти в год.
В последние годы украинские НПЗ, за исключением Кременчугского, прекратили работу, лишившись доступа к дешевому сырью из России, а недостающие объемы нефтепродуктов Украина импортирует главным образом из Белоруссии. Ситуация с нефтепереработкой на Украине критическая. «Лисичанский НПЗ находится в плачевном состоянии. Последние десять лет инвестиции в украинские НПЗ не шли, в отличие от белорусских, поэтому себестоимость производства нефтепродуктов на Украине высокая, они не могут конкурировать с белорусскими», – говорит ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко.
Правда, в прошлом месяце украинская нефтепереработка начала потихоньку выходить из пике. В октябре к сентябрю этого года НПЗ увеличили переработку нефти на 42,1% (до 385,3 тыс. тонн), а по сравнению с прошлогодним октябрем – на 35,7%. Этому способствовал запуск в работу Одесского НПЗ. После запуска Лисичанского НПЗ этот завод станет третьим работающим предприятием из шести украинских НПЗ.
- ЕСПЧ обязал Украину заплатить рекордную компенсацию
- Европейским НПЗ не хватает российской нефти
- Россия может получить контроль над белорусским экспортом
- Нефтяникам невыгодно модернизировать НПЗ
- Украина получила от России огромную скидку на газ
Эксперты не видят экономической выгоды в покупке Лисичанского НПЗ украинским государством. Поэтому они предполагают, что Янукович действует в интересах одного из украинских бизнесменов.
«Непонятно, зачем Украине покупать этот завод, если у государства нет денег, а страна находится в такой сложной экономической ситуации. У Украины нет денег даже на то, чтобы по долгам за газ расплатиться, кучу кредитов набрали. Я еще бы понял, если бы появился внешний инвестор», – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«Без реконструкции этого НПЗ, на которую требуются сотни миллионов долларов, и без возможных источников поставок нефти эта покупка бессмысленна», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко.
По его мнению, поставлять нефть на этот НПЗ экономически может быть выгодно только из России, «потому что завод расположен близко к России, везти нефть по морю неэкономично, а собственного источника нефти для поставки на Лисичанский НПЗ у Украины нет». «Прямого экономического интереса в этой сделке нет, поэтому, я думаю, здесь есть внеэкономический интерес. Его (Януковича – прим. ВЗГЛЯД) могли очень сильно попросить купить этот НПЗ, пообещав взамен косвенным образом компенсировать эту сделку в гораздо большем объеме, чем он потратил бы на покупку завода», – говорит Сергей Пикин.
«Вероятно, Янукович действует в интересах какой-то бизнес-структуры. У кого-то есть лишние деньги. Это может быть компания «Ветэк» или «ДВ Групп» Дмитрия Фирташа», – предполагает украинский эксперт Владимир Омельченко.
В марте этого года украинская «Ветэк» Сергея Курченко уже выкупила у ЛУКОЙЛа другой неработающий НПЗ на Украине – Одесский, который запустила в работу. А этой весной появились слухи, что «Ветэк» думает о возможности создания СП с Роснефтью на базе Лисичанского НПЗ. Об этом говорил директор консалтинговой группы А-95 (Украина) Сергей Куюн.
И все же у Роснефти больше причин оставить у себя этот завод. Она хочет использовать этот НПЗ после модернизации для поставок нефтепродуктов в Россию по толлинговым схемам, указывают эксперты.
«Роснефть занимается реконструкцией этого завода. Если бы Роснефть хотела избавиться от него, то не делала бы это», – считает Сергей Пикин. Для российской компании это имеет смысл также в силу нехватки перерабатывающих мощностей в России. «Тем более что с 1 января понизятся экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, поэтому экспорт бензина в Россию станет более выгодным», – отмечает Пикин.
С Лисичанского завода Роснефть будет поставлять нефтепродукты на юг России, порой сталкивающийся с дефицитом бензина.
В свое время ТНК-BP поставляла на юг России до 400 тыс. тонн нефтепродуктов с этого украинского завода, Роснефть может увеличить поставки. Но чтобы сделать завод рентабельным, надо все равно выходить на украинский рынок. Тем более Роснефть уверена, что у украинского рынка топлива большие перспективы. Так, Украина потребляет сейчас только 10 млн тонн топлива в год, тогда как потребление в Польше и Центральной России – по 16 млн тонн.
«Потенциально Роснефть могла бы стать одним из крупнейших игроков на украинском рынке нефтепереработки. Но сегодня сложно сказать, пойдет ли Роснефть на это, потому что украинский рынок нефтепродуктов монополизирован и заточен под определенных игроков. Поэтому и Роснефти, и ЛУКОЙЛу, и европейским компаниям достаточно сложно рассчитывать на отдачу инвестиций в украинские НПЗ», – замечает Омельченко.