Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
9 ноября 2012, 19:30 • Экономика

Груз обещаний

Россия может получить контроль над белорусским экспортом

Груз обещаний
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Лукашенко обещает перенаправить экспортные потоки Белоруссии из портов Прибалтики в Россию. Если это решение будет принято, оно нанесет колоссальный ущерб экономике прибалтийских государств – и, в свою очередь, весьма поможет экономике России. Однако заявление Лукашенко – скорее всего, просто игра в расчете на реакцию Кремля, говорят эксперты.

О своем желании переориентировать перевалку больших объемов грузов с портов стран Балтии на порты Ленинградской области Лукашенко рассказал во время сегодняшнего визита в Минск губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко.

Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты

«Мы очень серьезно обсуждали эту тему на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным, – цитирует Лукашенко БЕЛТА. – Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты. Нам нужно очень серьезно проработать эту тематику. Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности».

«Думаю, что если даже вы где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств», – добавил Лукашенко.

Губернатор Ленинградской области такое предложение поддержал: «Если нам удастся сделать справедливые тарифы или, как мы говорили с правительством Белоруссии, чтобы тарифы были хотя бы в ноль по сравнению со странами Балтии, экономики Ленинградской области, России, Белоруссии от этого только бы выиграли».

Этой весной Лукашенко уже предупреждал о возможности переориентации белорусских грузов с портов Балтии на Россию, чтобы доказать, что санкции Евросоюза в отношении Белоруссии являются бесперспективными. «Не скрываю: мы ведем переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, с тем чтобы мы загрузили их порты на Балтике, они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов. Если мы не нужны в странах ЕС, то мы будем искать свое счастье дальше», – заявил тогда белорусский президент, добавив, что порты Балтии понесут в этом случае крупные экономические потери.

Потери прибалтов

Главы МИД стран Балтии скептически относятся к тому, что Лукашенко претворит в жизнь озвученное предложение. «Иногда мы слышим такие сигналы. Последний, кажется, был во время визита Путина в Минск. Давайте подождем и посмотрим», – заявил в пятницу на пресс-конференции в Вильнюсе министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис.

Позицию Ажубалиса разделяет и министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич, который подчеркнул, что страны Балтии предоставляют услуги перевозки грузов высокого уровня. Главы МИД стран Балтии надеются, что планы Минска переориентировать грузы из балтийских портов в российские не имеют политической подоплеки, Белоруссия делает это по экономическим причинам.

Между тем уход белорусских товаров из портов Балтии может нанести колоссальный ущерб небольшим экономикам прибалтийских государств. «Потоки в миллиарды долларов из Белоруссии сейчас оказывают позитивный эффект на экономики Латвии и Литвы. Так, Белоруссия, переправляя свои грузы через порты Латвии, дает прибавку латвийской экономике в 5–7% ВВП. Если Минск перенаправит экспортные потоки в российские порты, то это латышское чудо, согласно которому в следующем году экономика Латвии вырастет на 6%, рекордный показатель для ЕС, может действительно быстро «раствориться», – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) Ярослав Романчук.

Речь идет о перевалке 5–7 млн тонн нефтепродуктов через прибалтийские порты, не считая экспорта калийных удобрений и другой белорусской продукции. К тому же Латвия и Литва являются также транзитными пунктами для белорусского экспорта, который идет дальше в другие страны ЕС, добавляет эксперт.

Литовская Клайпеда также стала важными воротами на Запад для белорусского экспорта. Почти 40% загрузки литовских портов приходится на белорусские товары. Причем ранее Белоруссия обещала увеличить грузопоток с 13,5 до 20 млн тонн в порту Клайпеда. Этот маршрут выгоден не только потому, что это самый короткий путь для экспорта, но и из-за льготных условий, созданных для белорусов.

Вся жизнь – игра

Ярослав Романчук считает заявление Лукашенко о смене портов игрой, главной целью которой является «задобрить» Кремль.

#{ussr}Минску пока никак не удается договориться с Москвой о поставках нефти на 2012–2013 годы. Россия настаивает на том, чтобы Белоруссия соблюдала нефтяной баланс. Согласно нему, до конца 2012 года из республики должно быть поставлено 2,1 млн тонн бензина и 3,5 млн тонн дизтоплива, выработанных из российской нефти на белорусских НПЗ. Однако, по данным на октябрь, Белоруссия выполнила свои обязательства только на 2%. Ситуация объясняется тем, что НПЗ невыгодно возвращать топливо в Россию, куда больше прибыли можно получить от экспорта продукции в ЕС.

В этом году Кремль также уличил Минск в мошеннических схемах перепродажи поставляемых беспошлинно нефтепродуктов под видом так называемых растворителей и разбавителей. При реэкспорте в третьи страны Белоруссия должна была платить пошлину в российский бюджет, однако не делала этого.

Когда схема открылась (этим летом), Минск сразу прикрыл ее. Однако Россия выставила соседу счет в 1,5 млрд долларов, которые потерял российский бюджет от такого мошенничества (за полтора года). Проблема в том, что оплатить его наличными Белоруссия не в состоянии: 1,5 млрд долларов – это почти 18,5% от международных резервов Белоруссии (8,126 млрд долларов на 1 октября – прим. ВЗГЛЯД), и их изымание может оказаться серьезным ударом по экономике страны, говорил старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

К тому же без этой мошеннической схемы рост экономики Белоруссии и так ждет серьезное замедление. Около половины темпов роста ВВП Белоруссии в этом году приходилось на три товарные позиции: растворители и разбавители, смазочные масла, нефтепродукты. На них же приходится 85% прироста экспорта, подсчитывал Романчук.

«Лукашенко сейчас надо решить две серьезные проблемы: каким-нибудь образом нейтрализовать требования России вернуть ей 1,5 млрд долларов за растворители и разбавители и подписать соглашение о нефтяном балансе в объеме 23 млн тонн. Темы взаимосвязаны, поэтому Лукашенко пытается любым способом задобрить Россию, найти стратегических временных союзников, в том числе через идею о портах Ленинградской области. Этим занимается Сечин, и, если бы Лукашенко сумел наладить партнерские отношения, это было бы большим прорывом для него», – говорит газете ВЗГЛЯД Ярослав Романчук.

«Диверсификация поставок грузов одновременно является угрозой для экономик Литвы и Латвии, которые много зарабатывают на белорусском экспорте. И это является давлением на ЕС, который установил санкции в отношении Минска», – добавляет эксперт.

«Что касается России, то это принесет не только серьезную прибыль Ленинградской области, но и, самое главное, даст контроль над экспортными потоками Минска. Если продукция из Белоруссии пойдет через ленинградские порты, то каждая копейка, каждая тонна нефтепродуктов будет под контролем РФ, здесь «левые» схемы не смогут пройти, как это было в портах Балтии», – добавляет Романчук.

«Однако обещание еще не означает окончательного решения. Договора пока никто не заключил, а потом может оказаться, что Белоруссии это невыгодно, или она перенаправит поставки только 5% грузов. Это игра, которую Лукашенко ведет до момента разрешения проблемы нефтяного баланса с Россией, что страны должны сделать до конца года. И, конечно, ему важно выиграть время, чтобы забылась очень некрасивая история с растворителями и разбавителями. Остается вопрос – что решит Кремль», – считает Романчук.

..............