Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

Полигамия (когда у человека больше одной жены) считается законной в исламе, и восходит к примеру его основателя. Современные мусульмане не могут отменить эту практику – а могут только ее как-то регулировать. Вопрос в том, как нам, всем остальным, на это реагировать.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

8 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
4 июля 2013, 13:56 • Экономика

Нефть потекла в другую сторону

Европейским НПЗ не хватает российской нефти

Нефть потекла в другую сторону
@ РИА "Новости"

Tекст: Дмитрий Муравьев

Поставки нефти из России в Европу находятся на самом низком уровне за последние 10 лет. Таков результат повышения интереса Москвы к поставкам энергоносителей в Китай. Между тем европейские нефтеперерабатывающие заводы уже оказались на голодном пайке.

Согласно графику поставок, в июле Россия поставит в Европу всего 2,1 млн баррелей в сутки. Такое падение поставок нефти в западном направлении связано с несколькими факторами.

С российской точки зрения, перенаправить экспортные потоки в Азию, где спрос растет, – это имеет смысл

Во-первых, в России в последнее время ускоренными темпами растет внутренняя переработка. А во-вторых, свое действие начало оказывать изменение экспортной политики Москвы, которая стремится наращивать поставки энергоносителей в Китай.

В результате европейские потребители вынуждены переплачивать за российскую нефть Urals. Она торгуется по такой же цене, что и европейский сорт Brent, хотя по качеству ему уступает.

Экспорт российской нефти в Азию резко увеличился с небольших объемов в 2010 году до 500 тыс. баррелей в сутки благодаря тому, что Москва заключила ряд выгодных сделок по поставкам нефти в Китай по новому нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан. И это только начало.

В июне Роснефть и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали долгосрочное соглашение по поставкам нефти в Китай. Президент России Владимир Путин оценил сумму контрактов в 60 млрд долларов. По некоторым данным, за 25 лет Россия может поставить в Поднебесную 800 млн тонн нефти. Иначе говоря, Китай станет крупнейшим покупателем российской нефти в ближайшие пять лет.

Сейчас по этому показателю КНР занимает только четвертую позицию. А крупнейшим импортером российской нефти пока является Германия, которая в 2011 году закупала по 700 тыс. баррелей нефти в сутки. Между прочим, глава Роснефти Игорь Сечин сказал, что Путин дал оценку лишь части сделки. По его словам, контракт с Китаем потянет на 270 млрд долларов.

«С российской точки зрения, перенаправить экспортные потоки в Азию, где спрос растет, – это имеет смысл. Но это создает дефицит нефти в Европе, ведь объемы добычи на Северном море падают», – сказал аналитик консалтинговой компании Energy Aspects Амрита Сен.

Что касается другого фактора, то российские компании все больше и больше предпочитают поставлять в Европу переработанную нефть, в частности дизельное топливо, а не сырье. Российские НПЗ перерабатывают более 5 млн баррелей нефти в сутки, что на 25% больше, чем в 2005 году, пишет Financial Times.

Экспорт дизельного топлива из России в северную часть Европы по Балтийскому морю увеличился до 500 тыс. баррелей в день против 300 тыс. баррелей год назад, по данным консалтинговой компании ESAI Energy LLC. Федеральная таможенная служба России приводит следующие цифры.

За первые три месяца текущего года поставки нефтепродуктов в дальнее зарубежье составили 29,483 млн тонн на 14,659 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт бензина вырос на 14,2% до 476,4 тыс. тонн, экспорт дизельного топлива – на 5,9% до 9,266 млн тонн.

Европейские НПЗ страдают от нехватки сырой нефти из России, дополнительной причиной является эмбарго на поставки нефти из Ирана, которое было наложено европейскими странами. Высокие цены на нефть сорта Urals привели к тому, что такие нефтеперерабатывающие компании Европы, как Hellenic Petroleum из Греции, Repsol из Испании, Galp из Португалии, испытывают трудности, поскольку они вложили большие средства в модернизацию переработки как раз для такого типа нефти.

«Множество НПЗ модернизировали переработку, но когда цены, привязанные к Brent, высокие, они не слишком выигрывают», – отмечает аналитик Bank of America Merrill Lynch Лаура Вебстер.

Но хуже всего придется в будущем нефтеперерабатывающим заводам из Восточной Европы: Neste Oil из Финляндии, PKN Orlen из Чехии и MOL из Венгрии, которые получают большие объемы нефти из России. Многие из них пытаются подстраховаться, заключая сделки с поставщиками. К примеру, PKN подписала соглашение с Роснефтью на 7 млрд долларов на поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» до июня 2016 года. Объем поставок – до 8 млн тонн.

Но европейцам жаловаться не на что. Россия уже высказывала свое отношение к Европе в свете поставок энергоносителей. В частности, вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью The Wall Street Journal заявил, что Россия на протяжении десятилетий была крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу, однако в последнее время в адрес государства не раз высказывалась критика за его жесткую ценовую политику.

«Если Европа предпочитает источники энергии, которые не экологически чистые, то это решение Европы. Все хорошо. Спрос есть и в других регионах мира», – сказал Дворкович. По словам вице-премьера, решение увеличить поставки газа в Азию позволит России выйти на этот рынок в нужное время.

..............